Формирование первоначальных математических знаний у слабовидящих детей в процессе предметно-практической деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети с нарушением зрения имеют определенные трудности в овладении первоначальными математическими знаниями. Слабовидящие дети испытывают трудности в пересчете предметов и названии чисел, в установлении количественных отношений (например, больше, меньше и т.д.), в пониманий условий различных математических заданий и, особенно, при решении арифметических задач.

Специфическим для этих детей является недостаточное развитие пространственных представлений и неполное овладение, основными понятиями, относящимися к пространству. Отставание в развитии соответствующих представлений и понятий у слабовидящих детей в сравнении с детьми с нормальным зрением возникает в дошкольном возрасте. Без специального воздействия оно сохраняется и к началу школьного обучения. Слабовидящие дети с трудом ориентируются в микро- и макро пространстве, смешивают пространственные признаки объектов (например, длину и ширину и др.), не умеют прослеживать расстояние от одного предмета до другого, путают геометрические фигуры и т.д. Все это создает определенные трудности при овладении детьми в начальных классах элементарной геометрии.

В специальных исследованиях также указывается, что причинами возникновения вышеназванных трудностей у слабовидящих детей при усвоении элементарных математических знаний, с одной стороны, является нарушенное зрение, имеющееся с рождения или приобретенное ими в раннем детстве. С другой стороны, это могут быть недостатки педагогических воздействий в дошкольном и младшем школьном возрасте со стороны взрослых, окружающих слабовидящих детей. В результате чрезмерной опеки у слабовидящих детей недостаточно обогащается предметно – практический опыт.

Это, в первую очередь, оказывает отрицательное влияние на успешность овладения первоначальными, математическими знаниями. Поэтому в целях развития математического мышления у слабовидящих детей предлагается возможно шире использовать практическую деятельность, разных видов, во-первых, для обогащения детских представлений и понятий, во-вторых, в прямой связи с изучением математики.

Моделирование и конструирование, рисование, черчение и лепка, вырезание и т. д. проводятся с помощью взрослых, под их постоянным контролем. Предметно-практические задания могут выполняться не только с реальными предметами, но и с их изображениями в виде отдельных картинок, а также со счетным материалом, геометрическими фигурами и т. д. Важно, чтобы счетные предметы, чертежи и т.д. были хорошо выполнены (четко, ярко), были не мелкими.

В процессе предметно-практической деятельности, по мере все большего развития точных практических действий у слабовидящих детей, формируется целенаправленное зрительное восприятие. В различных наглядных ситуациях дети учатся вычленять многие существенные свойства предметов и их отношения: форму, размера расстояние и др. В дальнейшем все это послужит прочной основой для овладения математическими знаниями.

Как же можно помочь слабовидящим детям овладеть правильным счетом и развить у них математические представления?

Обычно семилетние дети уже умеют считать в пределах десяти. С помощью взрослых они могут сосчитать предметы: карандаши на столе, кубики в ящике, машинки на столике, ложки и т.д. Но при этом многие слабовидящие ребята еще не умеют правильно соотносить названное число с количеством предметов, которое ему соответствует. Задание: «Дай мне шесть конфет» — вызывает у детей некоторые трудности. Поэтому детей надо специально упражнять в счете предметов. Пусть вначале они ведут отсчет реальных предметов, т. е. отодвинут один предмет, потом еще и еще. При этом вслух они должны проговаривать свои действия, обозначая полученный результат числами (один, два, три и т.д.). Взрослый спрашивает: «Сколько?», а дети должны увидеть свой результат и назвать его. И совсем неважно, какие предметы считает ребенок. Важно чтобы они поняли, что различные группы, состоящие, скажем, шести, предметов, характеризуются одним и тем же числом шесть.

Чтобы проверить, насколько легко слабовидящие дети осуществляют обозначение предметных множеств любым числом в пределах десяти, надо выложить карточку, где четко изображено одно из чисел первого десятка, и попросить составить, из палочек, кубиков, пуговиц и других предметов это количество.

Наряду с количественным счетом полезно познакомить детей с порядковым счетом. Можно, например, во время игры с машинами дать детям задание поставить машины в ряд так, чтобы первая стояла пожарная машина, второй — санитарная, третьей - автобус и т.д.

Закрепляя навыки пересчета предметов, взрослый попеременно задает вопросы: «Сколько? Который?» Дети должны учиться слушать вопросы и давать соответствующие ответы.

Понятия «больше», «меньше», «равно» складываются при количественном сравнении разных групп предметов. Например, надо дать ребенку три карандаша и попросить его посчитать сколько у него карандашей. Затем он должен посчитать карандаши, которые находятся в руке у взрослого. Их четыре. Вопросы: «У кого больше?», «У кого меньше?», «Какое число больше: три или четыре?», «Какое число при счете встречается раньше?», «Какое позже мы называем?». Затем на глазах ребенка взрослый убирает один карандаш. Задаст вопрос: «Больше у меня осталось карандашей или меньше?», «Сколько у меня сейчас карандашей?», «А у кого больше – у тебя или у меня?». Если ребенок ответит, что карандашей поровну, то его надо попросить объяснить, как он понимает это слово, как можно сказать иначе, по-другому (одинаковое количество, равное количество, столько же). Результаты действий надо обозначать числом: либо выкладывать карточки с соответствующими числами, либо описать их. Полезно проделать несколько аналогичных упражнений с детьми, чтобы они усвоили, что большее количество предметов характеризуется большим числом, а меньшее — меньшим. Такая работа подведет слабовидящего ребенка к пониманию смысла арифметических действий сложения и вычитания. Но здесь следует обратить внимание еще на, то, чтобы, дети не просто выполняли правильно отдельные операции (хотя это очень важно для слабовидящих детей), а осознали существующие связи между ними, т.е. отодвинули предметы для того, чтобы их стало меньше, а. придвинули для того, чтобы их стало больше.,

Формирование у слабовидящих детей правильных пространственных представлений следует начинать с простых упражнений. Понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу» и т.д. удобнее разъяснять им на окружающих предметах. Прежде всего дети должны прочно усвоить, какая рука левая, какая — правая. Затем можноспросить: «Где находится дверь — слева или справа?», «А окно?», «А шкаф?», «Где находится крыша — внизу или вверху?», «А подвал?».

Постепенно надо стремиться вырабатывать у слабовидящих детей умения выделять и обозначать словом пространственные признаки предметов и отношений между ними (признаки — длина, ширина, высота, толщина, глубина; отношения — длиннее - короче, выше – ниже, шире – уже, ближе –дальше, внизу -вверху и т.д.). Вначале дети знакомятся с длиной. Для того чтобы слабовидящие дети с самого начала не путали, где у предметов длина и ширина, можно предложить рассмотреть две резко различающиеся по длине бумажные полоски. Внимательно рассматривая объекты, дети должны пальцами проводить по всей длине предмета слева направо и словесно обозначать выделенные признаки.

В повседневной жизни нормально видящих детей довольно часто возникает необходимость прибегать к измерению: при выполнении различных заданий конструктивного характера в строительных играх дома и на улице, для определения величины игрушки, своего роста и роста товарища и т. п. При этом дети пользуются сначала условными мерками измерения, а уже потом специальными измерительными инструментами.

Сфера аналогичной деятельности у слабовидящих детей, как мы уже указывали, значительно сужена. Любые трудности зрительного восприятия объектов: его недостаточная яркость, контрастность, слишком малая или большая величина, непривычный угол зрения, недостаточная освещенность, заслоненность одного объекта другим и т.д., а также характерные для слабовидящих детей нечеткость движений, недостаточная их точность, скорость и координация — все это отрицательно влияет на процесс и результат измерения величины. Следует отметить, что измерительные умения у слабовидящих детей целесообразно формировать как действия, направленные на познание объекта, на осознание его сторон и свойств, существенно значимых для деятельности в целом.

В первую очередь слабовидящие дети должны научиться правильно накладывать (прикладывать) один объект сравнения на другой.

Взрослый показывает, как класть объекты параллельно друг другу, как совмещать концы измеряемых предметов, как располагать взор, как обеспечить прочное положение предметов сравнения, чтобы они не двигались, иначе измерение будет, неточным.

В разнообразных практических ситуациях под руководством взрослого слабовидящие дети овладевают приемом измерения, определяют величину предметов и устанавливают равенство или неравенство в размерах сравниваемых предметов, обозначая результаты сравнения речью, например: «Синяя полоска длиннее красной, а красная короче синей» или «Черная лента шире белой, а белая уже, чем черная» и т. д.

При измерении предметов нужно обратить внимание слабовидящих детей на то, что измерять длину, например, комнаты удобнее мерной палкой (условно выбранной), чем шагами, так как длина шага у людей различная.

Перед началом обучения измерению (сначала длины, затем ширины) с помощью условных мерок слабовидящим детям сообщается и обязательно показывается ряд правил, благодаря которым достигается наибольшая точность измерения:

  • начинать измерение следует всегда с самого края; у конца мерки делается отметка (карандашом, мелом);
  • перемещают мерку слева направо (при измерении длины) и снизу вверх (при измерении ширины и высоты);
  • при перемещении мерки прикладывают ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;
  • перемещая мерки, их нужно обязательно считать.

При измерении ширины мерку надо перемещать поперек предмета.

Дальнейшее совершенствование измерительных умений связано с постановкой перед слабовидящими детьми более сложных арифметических задач. Например, детям предлагают "путем измерения"' условными мерками разных размеров определить зависимость числа, характеризующего величину предмета, от размера мерки (чем больше мерка, тем меньшее число получается в результате измерения, и наоборот); по указанному числу мерок установить разностные отношения величины сравниваемых предметов (какая доска шире: в три или в две мерки, — на сколько шире?). Число в данном случае служит сигналом, вызывающим в представлении слабовидящих детей соответствующий ему образ величины предмета.

Следует одновременно знакомить слабовидящих детей с геометрическими фигурами. Внимательно вместе с детьми рассмотреть, потрогать, обвести контуры треугольников, квадратов, прямоугольников, кругов различных размеров и цветов; попросить найти эти фигуры в окружающих предметах. Очень полезно слабовидящим детям рисовать эти фигуры, вырезать и наклеивать в виде аппликаций. Главная задача этих упражнений — добиться того, чтобы слабовидящие дети имели точные представления о геометрических фигурах и могли свободно оперировать этими понятиями при решении математических и практических задач.

Таким образом, практические упражнения, широкая предметно - практическая деятельность позволят подготовить слабовидящих детей к школе и послужат надёжной базой в процессе их начального обучения.