Лингвистическая игра на итальянском языке "В мире животных"

Разделы: Иностранные языки

Классы: 10, 11

Ключевые слова: игровые технологии, разноуровневые задания, лингвистическая игра, итальянский язык, речевые обороты на итальянском языке


В ходе изучения лексической темы «Животные» при наличии времени целесообразно провести индивидуальную или командную лингвистическую игру «В мире животных». Учащимся предлагается выполнить ряд заданий. Эти задания являются разноуровневыми по степени сложности и предполагают наличие у учеников определенного лексического запаса по данной теме. Как показывает практика, иногда бывает достаточно так называемой «лингвистической догадки», когда ребенок путем логических размышлений и по аналогии с русским языком может самостоятельно выйти на значение того или иного выражения.

В конце разработки приведены методические рекомендации по выполнению некоторых заданий (к сожалению, рамки статьи не позволяют указать все ответы, но, думается, преподаватель сумеет найти их самостоятельно). Задания представлены в определенной логической последовательности, однако учитель вправе использовать данный материал по своему усмотрению. Например, на основе понравившихся заданий он может «сконструировать» свой урок в соответствии с дидактическими целями, уровнем обученности класса, степенью владения языком, собственными предпочтениями и т.д. Система оценивания результатов также может быть установлена самим преподавателем (например, можно начислять балл за каждый правильный ответ).

Предложенный материал способствует расширению лексического запаса учащихся, развитию их лингвистической зоркости и догадки, формированию навыка корректного использования идиоматических выражений в устной и письменной речи. Возможно, данная разработка, как образец для составления аналогичных заданий и игр, заинтересует и преподавателей других иностранных языков.

Задание № 1: «Зоологический алфавит». Назовите представителей животного мира, названия которых начинаются на соответствующую букву алфавита (указаны возможные ответы учащихся).

A: asino, agnello, anatra, aquila, ariete, ape …
B: bufalo, bruco, bue, balena, berta, boa …
C: cane, criceto, cavia, coccodrillo, cavallo, coniglio, cammello …
D: daino, dromedario, delfino, ditisco, dugongo …
E: elefante, ermellino, emù …
F: foca, farfalla, falco, formica, faina, folaga …
G: gallina, gallo, gatto, gabbiano, giraffa, ghepardo …
I: impala, istrice, ippopotamo, ibis, iguana …
L: lepre, lupo, lumaca, lucertola, leopardo, leone …
M: martora, mucca, mosca, merlo, montone, marmotta …
N: nandù, nibbio ...
O: oca, orso, otarda, orca …
P: passero, pipistrello, porco, pecora, pettirosso, pappagallo …
R: rana, ragno, renna, riccio, ramarro, rospo, rondine …
S: scoiattolo, stambecco, struzzo, scimmia, scarabeo, scorpione …
T: tartaruga, tigre, talpa, topo, tacchino, toro, trota …
U: usignolo, upupa, ululone …
V: verme, volpe, vespa, vipera…
Z: zanzara, zecca, zebra, zigena …

Задание № 2: «Кто есть кто». Распределите названных животных (задание № 1) в соответствующие колонки.

Звери (animali) Птицы (uccelli) Рыбы (pesci) Насекомые (insetti)
       

Задание № 3:«Моя семья». Соедините стрелками названия животных и названия групп, в которых они живут. Переведите слова из второго столбика на русский язык.

Api, vespe Stormo
Cani Gregge
Elefanti, lupi, scimmie Mandria
Mucche, bufali, cavalli           Sciame
Pecore, capre Muta
Pesci Branco
Uccelli Banco

Задание № 4: «Найди пару». Из приведенных ниже списков слов сформируйте подходящие по смыслу пары.

Fuco, vacca, maiale, capra, pecora, toro, ape, montone, caprone, scrofa
________ e ___________
________ e ___________
________ e ___________
________ e ___________
________ e ___________

2) Cavallo, ittico, pecora, maiale, equino, ovino, pesce, suino
_________ - __________
_________ - __________
_________ - __________
_________ - __________

Задание № 5: «Как мы общаемся». Ниже приведен ряд глаголов, которые обозначают звуки, издаваемые различными животными. Заполните таблицу, подставив соответствующие глаголы в нужной форме.

Zanzara _________________ Canarino ________________ Pipistrello _______________
Asino ___________________ Pecora __________________ Leone __________________
Mucca __________________ Cicala __________________ Colomba ________________
Gatto ___________________ Merlo __________________ Gallina _________________
Cavallo _________________ Serpente ________________ Cervo __________________
Elefante _________________ Cane ___________________ Oca ____________________

Stridere, ronzare, gracidare, nitrire, bramire, gorgheggiare, frinire, fischiare, belare, ruggire, barrire, tubare, ragliare, miagolare, chiocciare, abbaiare, sibilare, muggire.

Задание № 6: «Где мы живем». Напишите места проживания животных и укажите переносное значение вписанных слов.

  • Pecore, agnelli, capre - ________________ (ovile)
  • Uccelli, insetti - ______________________ (nido)
  • Animali selvatici - ____________________ (tana)
  • Galli e galline - _______________________(pollaio)
  • Cavalli, bovini - ______________________ (stalla)
  • Cane - ______________________________ (cuccia)
  • Api - _______________________________ (alveare)
  • Formica - ___________________________ (formicaio)
  • Piccioni - ___________________________ (piccionaia)
  • Vespa - _____________________________ (vespaio)
  • Ragno - _____________________________ (ragnatela)

Задание № 7: «Ложные друзья». Известно, что иногда при использовании уменьшительно-ласкательного или увеличительного суффикса слово полностью меняет свое первоначальное значение (это так называемые falsi diminutivi ed accrescitivi). В каждой паре или тройке слов подчеркните названия животных и укажите значение других слов.

  1. aquila – aquilone
  2. merlo – merletto – merluzzo
  3. cavallo – cavalletto – cavallino
  4. tacco - tacchino
  5. mulo – mulino

Задание № 8. «Скороговорки». Произнесите быстро, четко и без ошибок следующие скороговорки:

  • Sopra la panca la capra campa,
    sotto la panca la capra crepa.
  • In una conca nuotano a rilento
    tre trote, cinque triglie e tinche cento.
  • Qua qua: l’acqua sciacqua l’oca,
    qua qua: l’acqua non è poca,
    qua qua: l’acqua è proprio tanta,
    qua qua: l’oca all’acqua canta.

Люди или животные?

Часто в повседневной речи мы используем названия животных для того, чтобы подчеркнуть какие-то черты характера, физические характеристики, манеру поведения людей, определенные ситуации и т.п.

Задание № 9. С какими животными ассоциируются в итальянском языке следующие качества людей? Найдите, если возможно, их соответствия в русском языке.

  1. Noioso come …
  2. Nudo come …
  3. Muto come …
  4. Grasso come …
  5. Solo come …
  6. Lento come …
  7. Curioso come …
  8. Sano come …
  9. Coraggioso come …
  10. Cieco come …
  11. Testardo come …
  12. Furbo come …
  13. Pazzo come…

Задание № 10. Соедините стрелками действия людей (левый столбик) и возникающие по ассоциации с ними названия животных (правый столбик). Укажите русские эквиваленты получившихся выражений.

Mangiare come Un grillo
Mangiare come Un usignolo
Piangere come Un ghiro
Bere comeCorrere come          Un bueUn cammello
Saltare come Un uccellino
Cantare come Un vitello
Dormire come Una lepre

 Обратите внимание, что с глаголом mangiare существуют два выражения!

Задание № 11. Отметьте знаком «+» в левой колонке фразы, относящиеся к физическим характеристикам человека, и в правой колонке - фразы, описывающие определенные черты характера.

Физическая характеристика Фразы Черта характера
  Non mi piace quella ragazza: è un’acciuga  
  Non mi piace quella ragazza: è una viperetta  
  Ho incontrato quel pavone di tuo cognato  
  Non parlo mai con quell’istricedi tuo cugino  
  Non mi pare che si siano comportati da leoni  
  Lei è una cavallona e il suo amichetto è uno scorfano  
  La signora Camillini è proprio una balena  
  In quella famiglia sono tutti pecorini  
  Credimi, quell’uomo è un agnello  
  Tuo cugino è un mastodonte  

Задание № 12: «Иметь или не иметь?». Объясните значения выражений с глаголом AVERE:

  1. Avere la pelle d’oca
  2. Avere la pulce nell’orecchio
  3. Avere grilli per la testa
  4. Avere il tatto di un elefante
  5. Avere i denti da coniglio
  6. Avere una vista d’aquila
  7. Avere un cervello da gallina
  8. Avere sette vite come i gatti
  9. Avere una fame da lupi
  10. Avere un occhio di lince
  11. Avere uno stomaco da struzzo

Задание № 13: «Быть или не быть?». Объясните значения следующих выражений с глаголом ESSERE:

  1. Essere un orso
  2. Essere una bufala
  3. Essere una volpe
  4. Essere una pecora nera
  5. Essere una mosca bianca
  6. Essere un asino calzato e vestito

Задание № 14: «Что делать?». Объясните значения следующих идиоматических выражений с глаголом FARE:

  1. Fare l’oca giuliva
  2. Fare la parte del leone
  3. Fare il pappagallo
  4. Fare la gatta morta
  5. Fare il camaleonte
  6. Fare come lo struzzo
  7. Fare come i gamberi
  8. Fare come la volpe con l’uva
  9. Fare da cavia
  10. Fare saltare la mosca al naso
  11. Fare una vita da cani
  12. Fare un pesce d’aprile

Задание № 15. Объясните значения следующих идиоматических выражений:

  1. Entrare nella fossa dei leoni (nella tana del lupo)
  2. Contare le pecore
  3. In bocca al lupo! - Crepi il lupo!
  4. Buttarsi a pesce
  5. Ingoiare il rospo
  6. Muoversi con la grazia di un elefante
  7. Prendere il toro per le corna
  8. Prendere due piccioni con una fava
  9. Prendere un granchio
  10. Prendere una papera
  11. Qui casca l’asino
  12. Salvare capra e cavoli
  13. Stare pigiati come le acciughe/le sardine
  14. Trattare a pesci in faccia
  15. Versare lacrime di coccodrillo
  16. Vestirsi della pelle del leone

Задание № 16. Объясните значения следующих поговорок, переведите их на русский язык и придумайте ситуации, в которых они могли бы использоваться в повседневной жизни.

  1. Una rondine non fa primavera
  2. A caval donato non si guarda alla bocca
  3. Ad ogni uccello il suo nido è bello
  4. Raglio d’asino non sale al cielo
  5. Meglio un asino vivo che un dottore morto

Задание № 17: «Буриме». Составьте четверостишия, используя одну из предложенных рифм:

  • Raglio – ventaglio, cicala – regalo
  • Cane – pane, vitello – anello
  • Pappagallo – maresciallo, tacchino – fascino
  • Ermellino – peperino, pipistrello – cammello
  • Orso – corso, gatto – patto

Задание № 18. Вставьте в нужные строчки подходящие по смыслу слова из приведенного ниже списка:

Mia zia Assunta
Ha un gatto tutto matto,
La mattina __________(bussa),
La sera _____________(russa),
Di giorno fa il ________(gradasso),
Di notte dorme come un ______(sasso),
D’estate __________(barcolla)
D’inverno salta come una ______(molla).
Domanda: mia zia lo deve _________(ammaestrare)
O se ne deve ____________(sbarazzare)?
Sasso, sbarazzare, bussa, molla, gradasso, russa, barcolla, ammaestrare.

Методические рекомендации по выполнению заданий

Задание № 1. Данное задание целесообразно предложить учащимся заранее в качестве домашнего задания. В этом случае ребята по очереди быстро и уверенно называют слова на соответствующие буквы алфавита. Задание не случайно поставлено первым, поскольку для дальнейшей игры ученикам понадобится большой лексический запас по данной теме. Желательно, чтобы слова, а также изображения называемых животных, появлялись на доске или экране.

Задание № 2 является логическим продолжением задания № 1. Оно нацелено на отработку умения классифицировать изучаемый материал.

Задание № 4. Первая часть задания может быть использована при изучении темы «Род имен существительных», а вторая - при изучении темы «Прилагательные».

Задание № 5. Глаголы должны стоять в форме третьего лица единственного числа, например: pecora bela.

Задание № 6 частично дано с ответами для того, чтобы было легче ответить на второй вопрос. Переносное значение слов несложно понять, зная их перевод на русский язык. Например, «ульем» мы часто называем группу людей, шумящих в закрытом помещении, или густонаселенный многоквартирный дом, «конурой» - маленькую тесную квартиру и т.д. Выражения «нора», «осиное гнездо», «муравейник», «паутина» также имеют переносное значение в русском языке.

Задание № 9 целесообразно использовать при отработке качественных прилагательных. Его можно оформить в виде следующей таблицы:

Выражения на итальянском языке Эквивалентные выражения на русском языке
   

Задание № 10 также может быть оформлено в виде вышеуказанной таблицы.

Задания №№ 11-15 могут быть модифицированы самыми разными способами. Во-первых, это поиск эквивалентов в русском языке. Во-вторых, более подготовленным учащимся можно предложить для перевода отрывки из фильмов или литературных произведений, в которых употребляются эти выражения. В-третьих, можно обратиться к личному жизненному опыту ребят и попросить их вспомнить ситуации, которые можно было бы охарактеризовать с помощью этих фраз.

Задание № 18 приведено с ответами (это слова, данные в скобках).

Использованная литература

  1. Dall’Armelina R., Turolla M. Luisa e Gori G. Giocare con la fonetica. Corso di pronuncia con attività e giochi. – Alma Edizione, Firenze, 2005.
  2. Dizionario per immagini. A cura di Corrada Picchi e Maria Teresa Corizza. – Antonio Vallardi Editore s.u.r.l., Milano, 2005.
  3. Per modo di dire. Dizionario dei modi di dire italiani. – Eli, Recanati, 2002.
  4. Roselli R., Eynard R. Dizionario di base della lingua italiana. – S.E.I. Società Editrice Internazionale, Torino / Edizioni Remo Sandron, Firenze, 1996.
  5. Stefanich G. Cose d’Italia. Tra lingua e cultura. 2° edizione. – Bonacci Editore, Roma, 1998.
  6. Stefanich G. Tracce di animali nell’italiano tra lingua e cultura. – Bonacci Editore, Roma, 2000.