Урок-размышление "Что есть истина?" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа;
  • выяснить, в чем секрет бессмертных вопросов, сформулированных в нем;
  • совершенствовать речевую практику учащихся;
  • развивать логическое мышление и память;
  • воспитывать интерес к художественному слову.

Оборудование: тексты романа, раздаточный материал (карточки), мультимедийное оборудование, презентация к теме, сообщающиеся сосуды.

ХОД УРОКА

Истина–то,что существует в действительности, правда.

В.Даль

Достоевский был так близок к Истине, что это составляет чудо его личности.

В.Розанов.

I. Сообщение темы и цели урока

II. Вступительное слово учителя

– Символом нашего сегодняшнего урока являются сообщающиеся сосуды. Как вы думаете, почему?
– Рано или поздно каждый из нас задает вопрос: «Что есть Истина?» Сегодня мы попытаемся на него ответить, опираясь на текст романа, наш личный жизненный опыт.
– Прочитайте эпиграфы. Как вы понимаете эти слова? Розанов отмечает, что Достоевский близок к Истине. Значит, важно понять, в чем она заключается. Но прежде необходимо восстановить саму теорию Раскольникова. Крушение теории Раскольникова я представила в виде схемы и выделила ключевые сцены, повлиявшие на мировоззрение героя (Приложение, слайд 2).
– Найдите и зачитайте цитаты, подтверждающие главные вехи в крушении теории.

Предполагаемые ответы учащихся.

Обстановка – «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями, и до того низкая, что высокому человеку казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
Николаевский мост – «Прими, батюшка, ради Христа…Ему казалось,что он отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».
Приезд Дуни и матери – «…мать, сестра, как я любил их…отчего же теперь я их ненавижу»
Разговор с Порфирием Петровичем – «Не может быть, чтоб вы сами себя не считали человеком необыкновенным и говорящим новое слово».
Миколка – «НЕТ! Тут не Миколка, – сказал Порфирий Петрович.–Дело фантастическое, когда помутилось сердце человеческое».
Разговор с Соней – «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил». «Поди на перекресток. Поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил. И скажи всему миру вслух: «Я УБИЙЦА!»
Самоубийство Свидригайлова – «Странная улыбка скривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка отчаяния».
Признание – «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». «Я не старуху убил, я себя убил!»

III. Беседа с учащимися (Приложение, слайд 3)

– Итак, в основе теории личное «Я» противопоставлено общественному «МЫ». В человеке присутствуют оба этих начала, идет извечная их борьба и постоянный поиск Истины.
– Давайте попробуем выделить основные символы этих начал, живущих в каждом.
– Какая личность была идеалом для Раскольникова и послужила толчком к созданию теории? (Наполеон)
– Раскольников относил себя к обыкновенным людям или к гениям? Что он вкладывал в понятие « гений»?Что вы вкладываете в это понятие?
– Что обретает Раскольников благодаря Соне? (Любовь, веру)
– Через слова какого героя автор дает совет не только Раскольникову, но и нам? (Порфирия Петровича)
– Прочитайте эти слова. («Станьте солнцем , вас и увидят!»)

IV. Индивидуально-групповое задание

– Перечислите  исторические события, в которых слышны отголоски теории Раскольникова.
– Как вы считаете, теория Раскольникова  жива в современном мире? (Приложение, слайд 4).
– Да, действительно, и в современном мире люди часто предпочитают «Я»– яркую индивидуальность, и , как это не печально, теория жива. Конечно, «Я» – основа жизни , «Я» толкает человечество вперед, но люди не должны и не могут жить сами по себе. «Я» должно существовать для «МЫ». Когда «Я» преобладает – это путь Родиона Раскольникова. И насколько жизненна теория каждый решает сам.
– Вернемся к символу урока. Как понятие «человек» соотносится с сообщающимися сосудами. Вспомните закон сообщающихся сосудов.
– Однажды я встретила сравнение человеческой жизни с сосудом, в котором перемешалось плохое и хорошее. Это сообщающийся сосуд. И если добро и зло, «Я» и «МЫ» в нем уравновешены, то человек остается человеком, обретая Истину жизни. В этом секрет творчества Великого Мастера, нравственный стержень его романов.

V. Итоги урока

– Какая цитата самая емкая и является главным уроком Достоевского, его завещанием нам, потомкам, его пониманием Истины? (Приложение, слайд 5).
«Станьте солнцем, вас и увидят!»

VI. Домашнее задание

В форме рассуждения или эссе ответьте на вопрос: «Индивидуальность – это проявление эгоизма или признак гениальности?»

Список использованной литературы:

  1. Бахтин М.М.  Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.
  2. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.– М., 1986.
  3. Тарасов Б.Н. Два пути Р.Раскольникова. – ЛШ №1, 1999.