Урок русского языка по теме "Путешествие в страну Глаголию"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение знаний у учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке.

Задачи:

  1. совершенствование умения распознавать глаголы среди других частей речи;
  2. формировать навык правописания глаголов;
  3. развитие орфографической зоркости, памяти, внимания;
  4. обогащение и активизация культуры речевого общения;
  5. воспитание интереса к русскому языку, прилежания, аккуратности.

Оборудование:

– интерактивная доска;
– компьютер;
– презентация урока с использованием программного обеспечения интерактивной доски Smart board.

Ход урока

1. Разминка.

– Урок начнем с разминки. Попробуйте прочитать выражение, которое написано на доске. (Презентация 1. Слайд 1) (“Смекалка во всяком деле поможет”.)
– Объясните ее значение. (рассуждения детей)

2. Чистописание.

– Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в страну Глаголию. Невидимые жители этой страны приготовили нам сюрпризы – задачи. Думаю, что мы сможем их разгадать, т.к. хорошо знакомы с глаголами, назначение которых – выражать действия.

– А вот наши кораблики – облака, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. (щелкнуть по слайду, появятся облачка) Но что это за необычные сочетания букв на облачках? Видимо, это первая весточка из страны Глаголии. (Презентация 1. Слайд 2)

– В каких глаголах мы встречаем эти окончания глаголов? (* окончания – ть, -чь и -ти встречаются у глаголов неопределенной формы; * -ешь,
-ишь у глаголов настоящего и будущего времени ед.ч. 1 и 2 спряжения; * -ет, -ут, -ют – у глаголов настоящего времени 1 спряжения; * -ит, – ат, – ят – у глаголов настоящего времени 2 спряжения)

– Запишите окончания глаголов в тетрадь.

– По каким признакам отличаем глаголы от других частей речи? (По вопросам)

– Что вы знаете о глаголах, как о частях речи? (Глагол – это часть речи, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что делают? Что будет делать?)

– Приведите свои примеры.

– Какова роль глагола в нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной.)

3. Сообщение темы урока.

– Определите тему нашего урока. (Ответы детей)

– Итак, тема нашего урока: “Путешествие в страну Глаголию”. (Презентация 1. Слайд 3)

4. Выборочный диктант: “На лексической полянке”.

– Мы справились с заданием облачков, и они принесли нас на лексическую полянку летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь мы встретимся с нашими друзьями – глаголами. Но вначале послушайте текст.

“Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягода земляника. (Презентация 1. Слайд 4–7)

А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке березы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчелы”. (Презентация 1. Слайд 8–10)

– А сейчас я еще раз прочитаю предложения, а вы выпишите глаголы.

– Почитайте глаголы, которые выписали.

– Как вы находили глаголы в тексте? (По вопросам)

– Какие из них обозначают цвет? (Белеют, синеют, алеет)

– Подберите другие глаголы цвета и употребите их в предложении.

– Какие из записанных глаголов передают звуки леса? (Жужжат, трещат, кукует, попискивает)

– Подберите другие глаголы звучания, составьте и запишите с ними предложения. Проверим.

– Что это? Полянка осветилась ярким солнечным светом. А вот и разгадка. Посмотрите, на полянку один за другим выбегают глаголы “блестеть”, “сиять” и “сверкать”.

– Почему первым на полянку выбежал глагол “блестеть”, после него “сиять” и только потом “сверкать”? (Они выбегали на полянку по мере нарастания обозначения яркости.)

– Какие еще глаголы имеют сходное значение (светить, пылать, блистать).

– С любым из глаголов составьте словосочетание, употребив его в 3 лице ед.ч. наст.времени (сверкает (где?) в траве, на солнце; блестит (как?) ярко, ослепительно)

– А теперь послушаем отрывки из стихотворений, где встречаются эти глаголы:

Ученик 1:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
А.Плещеев

Ученик 2:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Ф.Тютчев

5. Лексико-словообразовательные упражнения.

“В мастерской Дятла”. (Презентация 1. Слайд 11)

– Глаголы пригласили нас в мастерскую Дятла. Он шьет одежду для глаголов, и у Дятла очередь. Кого же он пригласил к себе? Он выбрал глагол “сверкать”. (Щелкнуть по слайду, появится глагол “сверкать”.) Будьте внимательны, следите за действиями Дятла и запишите , в какой форме является нам глагол “сверкать” после очередной игры.

  1. Дятел ударил по окончанию и заменил его на окончание 3 лица мн.ч. наст.времени. (сверкают);
  2. Добавил к слову приставку за и получилось … (засверкают);
  3. А теперь Дятел заменил окончание –ют на окончание –и, и вставил суффикс –л, получился глагол … (засверкали);
  4. Дятел убрал приставку, а окончание заменил на такое, какое бывает у глаголов ж.р. в прош.времени. (сверкала);
  5. А теперь Дятел заменил в глаголе суффикс –а суффиксом –ну, получился глагол … (сверкнула).

– Прочитайте глаголы, которые записали. Скажите, в какую форму оделись глаголы?

6. Физкультминутка.

– Отдохнем на полянке, чтобы мы могли дальше продолжить путешествие. Если услышите глагол 2 спряжения – хлопните в ладоши. Если назову глагол 1 спряжения – топните ногой. Постарайтесь сосчитать, сколько глаголов 2 спряжения я назову. Будьте внимательны.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, точить, встречать, помогать.

– Сколько глаголов 2 спряжения я назвала? (5)

7. Конструирование текста.

“В дворцовом парке времен глаголов”. (Презентация 1. Слайд 12–13)

– Из мастерской Дятла мы отправляемся во дворец Времен глаголов.

– А теперь мы идем в дворцовый парк. Он полон солнечного света, различных ароматов и звуков. Составьте несколько предложений о том, что увидите в парке. Определите время глаголов.

– Прочитайте свои предложения. Назовите, в каком времени вы употребили глаголы.

Ученик 1: Теплые лучи согрели дворцовый парк. Деревья подставили солнышку свои зеленые листочки. Кажется, будто парк окутал зеленый дымок. На фоне светлой зелени темнеют ели. А какой свежий воздух в парке!

Ученик 2: Стоит жаркий денек. Косой солнечный луч золотит вершины деревьев. Не умолкают птичьи голоса. Вот потянул легкий ветерок. Вся земля усыпана лесными цветами. Повсюду доносится их сладкий аромат.

Ученик 3: Тропинка привела нас в дворцовый парк. На изумрудной полянке играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. Радостное пение птиц наполняет все вокруг.

8. Итог урока.

– Чем заинтересовала вас страна Глаголия? Какие глаголы вам встретились в пути?

– Молодцы, ребята! Вы отлично поработали на уроке. А вот и кораблики – облачка, которые отвезут нас обратно в класс. (Презентация 1. Слайд 14–18)