Урок литературного чтения по теме: С. Иванов. "Каким бывает снег"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели: формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт детей; формировать читательские умения; знакомить с литературоведческими понятиями; обогащать речь обучающихся выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения), расширять словарный запас детей; пробуждать видение красоты природы.

Оборудование: карточки со словами, музыкальные фрагменты из произведений М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, фрагмент из кинофильма “Морозко”, телевизор, магнитофон, учебник: Литературное чтение. 2 класс. Авт.-сост.Л.А. Ефросинина

Ход урока

I. Организационный момент:

Весело звенит звонок,

Начинаем наш урок.

II. Проверка домашнего задания:

- Ребята, давайте послушаем стихотворение З. Александровой “Зима”, которое вы учили наизусть (опрос 3 учеников).

III. Постановка целей:

Ребята, отгадайте мою загадку:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!

- Правильно это снег. А какие слова, сравнения вам помогли отгадать загадку.

- Посмотрите, как по–разному можно сказать о снеге. Мы можем увидеть снег на картине, в кино, на улице. И каждый раз нас восхищает красота снега, его неповторимость. Давайте посмотрим отрывок из фильма “Морозко”, и полюбуемся красотой зимнего леса.

- Оказывается снег можно не только нарисовать или увидеть, его можно представить, слушая произведения писателей и поэтов, настолько яркие картины возникнут перед вашими глазами.

- И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением С. Иванова и узнаем много интересных сравнений и эпитетов, о том каким бывает снег. Постарайтесь запомнить их, и тогда ваша речь станет богаче и ярче.

IV. Изучение нового материала.

1) Первичное восприятие:

- С. Иванов. Каким бывает снег (читает учитель).

- Понравился ли вам рассказ?

- О чём рассказал нам автор?

- Одинаково ли автор описывает снег в октябре, январе, феврале и апреле?

2) Работа над первой частью.

- Давайте начнём знакомиться с описанием снега в первой части, но перед этим узнаем значение нескольких слов.

  • Словарно-лексическая работа:
Бороздки – канавки, на какой-либо поверхности, проведённые каким – либо предметом.

Притаился – спрятался и притих.

Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит, сияет.

Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми.

  • Чтение текста по цепочке.
  • Беседа после чтения:

- О каком снеге идёт речь в первой части? (О первом снеге, об октябрьском).

- Как автор говорит о первом снеге? Найдите ответы в тексте. (Он робок и тих, извиняется, белый и лёгкий, для красоты)

  • Слушание музыкального фрагмента

- Прослушайте музыкальный фрагмент, который как бы подчёркивает робость и лёгкость, невесомость первого снега. (Звучит первый фрагмент: П. И. Чайковский Рождество)

- Увидели ли вы первый снег, представили его.

- В этой части мы встречаем такое выражение поле, освещённое солнцем жизни. Это образное выражение. Как вы думаете, что за жизнь светит, сияет в этом поле. ( Это молодые ростки)

- Как бы вы назвали первую часть.

  • На доске появляется название 1 части, эпитеты и сравнения. 

3) Работа над второй частью.

- А теперь мы повстречаемся с другим снегом. Давайте вновь узнаем секреты слов.

Гнёт – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь.

Бездонно – не имеющее дна, чрезвычайно глубокое.

Дух захватывает – испытывать волнение (фразеологизм)

Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся.

Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и протяжно

  • Чтение по абзацам.
  • Беседа после чтения.

- О каком снеге рассказал С. Иванов во второй части? (О январском)

- Каким изображён январский снег? Найдите в тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий)

- Что говорится о солнце? (Выглянет утром и загорится, как лампочка: светит и не греет)

- Какое небо в январе? (Синее и бездонное)

- Почему автор сравнивает январский снег с сыпучим болотом? (Потому что в нём можно провалиться как на болоте)

- Ещё раз прочитайте, как автор описал январский снег. (На доске)

- А сейчас послушайте и почувствуйте в музыке мощь и силу январского снега. ( Музыкальный фрагмент П. И. Чайковского Бородино)

- Так как же мы назовём вторую часть.

  • На доске появляется название 2 части, эпитеты и сравнения

V. Физминутка.

Снегурочка – подпрыгнули, снежки – лепим, снеговик – присели, снежинки – кружимся.

VI. Изучение нового произведения.

1) Работа над третьей частью.

- Продолжим раскрывать описание снега в рассказе С. Иванова “Каким бывает снег”. И перейдём к третьей части.

  • Словарно-лексическая работа.

- Познакомимся с некоторыми словами.

Колючий – имеющий колючки, способный колоть.

Метель – сильный ветер со снегом.

Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо.

Нахлобучив – надвинув низко на лоб.

Лютует – быть злым, свирепым, беспощадным, причиняющим мучения

  • Чтение про себя.
  • Беседа после чтения

- Какой снег описывает автор в третьей части? (Февральский)

- Какие слова, выражения, эпитеты нашёл С. Иванов для февральского снега? (Злой, колючий, злодей, ведьмин сын, колдун)

- Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб? (Снег не даёт поднять голову)

- Автор олицетворяет февральский снег, наделяя его человеческими чертами характера: лупит, злиться.

- И читать эту часть надо напряжённо, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и характер снега. Но чтобы ещё лучше понять интонацию чтения давайте послушаем музыкальный фрагмент. (Музыкальный фрагмент М. Мусоргского “Избушка на курьих ножках”)

  • Интонационное чтение

- А теперь давайте вместе хором попробуем прочитать третью часть и передать характер февральского снега. (Интонационное чтение)

- Как можно озаглавить третью часть? (Февральский снег)

  • На доске появляется название 3 части, эпитеты и сравнения

2) Работа над четвёртой частью.

- Итак, мы подошли к последней четвёртой части и снова обратимся к словарику.

  • Словарно-лексическая работа.
Оспинки – неровности в виде маленьких углублений.
  • Чтение по цепочке.
  • Беседа после чтения.

- О каком снеге мы прочитали? (О апрельском)

- Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый)

- Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)

- Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)

Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег)

- Ещё раз прочитаем какой же апрельский снег.

- Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский снег)

  • На доске появляется название 4 части, эпитеты и сравнения

VII. Обобщение

- О чём мы сегодня говорили? ( О том, какой бывает снег)

- Какой же первый снег?

- Какой снег в январе, феврале, апреле? Назовите сравнения, эпитеты.

- Выполните задание в литературной тетради на странице 57 №1.

- Какой же вывод мы можем с вами сделать, о том какой бывает снег? ( Он разный в разные месяцы и для него подходят разные описания и сравнения)

  • Выставление оценок.
  • Задание на дом.

- Дома подготовьте пересказ близко к тексту одной понравившейся части.

- Сложите альбомный лист бумаги 2 раза, разделив его на 4 части. Подпишите каждую часть по названию снега в произведении и зарисуйте, попытайтесь передать при помощи карандаша характер снега.