Урок внеклассного чтения во 2-м классе. Тема: "По дорогам сказки"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о волшебных сказках, созданных русским народом.

Задачи:

  • развивать умение ориентироваться в мире книг и в знакомом произведении, соблюдать логику в процессе пересказа;
  • формировать способности оперирования смыслом;
  • развивать способность обобщать, а также выделять существенные признаки предметов; концентрацию внимания, сообразительность;
  • развивать процесс узнавания и запоминания, образное восприятие, воображение, творческие способности самовыражения через рисунок;
  • корректировать умение правильно выстраивать предложения в своём высказывании;
  • воспитывать любовь к книгам, прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: выставка книг, музыкальный фрагмент с элементами релаксации, видеопроектор, серия сюжетных и предметных картинок с изображением сказочных персонажей, выставка рисунков “Сказки гуляют по свету…”.

Подготовка к уроку. Класс делится на группы, каждой группе даётся задание: прочитать сказку из данного учителем списка и уметь пересказать её с любого места, нарисовать иллюстрации к данным сказкам.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Каждый из вас станет немного волшебником. А где водятся волшебники? (В наших фантазиях, в сказках)

2. Объявление темы урока и работа с выставкой книг.

Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро.

- Вы уже догадались, о каких произведениях мы будем говорить на нашем уроке? (О сказках). О волшебных сказках, созданных русским народом. А что такое волшебная сказка? (Волшебная сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил). Назовите волшебные русские народные сказки, которые вы знаете. (“Гуси-лебеди”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Царевна-лягушка”, “По щучьему веленью”, “Летучий корабль”, “Хаврошечка”, “Морозко”, “Конёк-Горбунок”, “Молодильные яблоки”, “Волшебное кольцо”, “Сивка-Бурка”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча” и т.д.). Рассмотрите книжную выставку, предложенную вами к уроку. Подходят ли данные книги к теме нашего урока? Какая книга подобрана неправильно? Почему? Итак, в волшебных сказках происходят чудеса, имеются фантастические существа и волшебные предметы, события разворачиваются в строгой последовательности, добро всегда побеждает зло. Герои волшебных сказок остаются верны своим характерам, чтобы с ними не случилось. И мы радуемся победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой; возмущаемся коварству Бабы Яги и Кощея Бессмертного. В волшебных сказках есть ещё одна особенность – это троекратное повторение: с тремя змеями бьётся Иван-царевич, трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой. Вспомните и назовите волшебные русские народные сказки с троекратным повторением. (Учащиеся называют сказки и троекратное повторение в них)

Физ.пауза (проводит школьный психолог)

Выполнение упражнения мозговой гимнастики “Перекрёстные движения” (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

Под музыку дети выполняют перекрёстные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперёд, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет “пересечь” среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

3. Проверка домашнего задания.

- А сейчас мы отправимся по дорогам волшебных сказок, созданных русским народом. В этом путешествии вам поможет волшебный клубок.

Дети получают клубок с серебряной нитью и в процессе пересказа передают его друг другу. На экране с помощью видеопроектора высвечиваются сюжетные картинки по сказке “Гуси-лебеди” - пересказ по картинному плану. Сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” группа учащихся пересказывает по плану “ручеёк”. Следующую сказку “По щучьему веленью” - по плану “паровозик”. Виды пересказов усложняются с учётом уровня развития учащихся.

Физ.пауза (проводит школьный психолог)

- Сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.

Психолог называет героев сказки “Гуси-лебеди”, если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет – хлопают два раза в ладоши.

- Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.

4. Проверка знаний. Викторина по сказкам.

Вспомни правильные названия сказок:

  • “Царевна-индюшка”;
  • “По собачьему веленью”;
  • “Сивка-будка”;
  • “Иван царевич и зелёный волк”;
  • “Сестрица Алёнушка и братец Никитушка”.

Учитель, называя сказку, допускает “ошибку”. Дети её исправляют.

5. Самостоятельная работа по карточкам.

Задание: зачеркни ошибку, соедини с правильным ответом.

Баба Бяка

Братец козлёночек

Василиса преглупая

Жар-муха

Змей Равниныч

Елена Некрасивая

Иван-крестьянович

Кощей Бесстрашный

Сестрици Гулёнушка

Царевна-жаба

Чудо-блюдо

Прекрасная

дурак

Иванушка

Бессмертный

лягушка

Яга

Алёнушка

птица

юдо

прекрасная

Горыныч

6. Составление сказок.

А сейчас мы с вами будем составлять волшебные сказки. Помогут нам в этом картинки с героями из русских народных сказок.

Учащиеся по очереди достают из стопки карточек картинку со сказочным героем и придумывают предложение, содержание которого связано с предыдущим. Получается сказка. Карточки прикрепляются к доске. Затем, карточки перемешиваются и создаётся новая сказка с другим сюжетом. Так повторяется несколько раз.

7. Релаксационное упражнение “Заряд бодрости” (проводит школьный психолог).

Звучит спокойная музыка.

Сядьте удобно, прикройте глаза, сделайте глубокий и медленный вдох, а затем – медленный и полный выдох (3 раза). Дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем своих любимых героев волшебных сказок. Раскрасьте их так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите героев сказок. Запомните героев ваших сказок: во что они одеты, что делают сейчас. А теперь откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: “Это я! У меня получится нарисовать героя моей волшебной сказки!”

Психолог даёт детям установку на создание своих сказок и воплощение замысла на листе бумаги. Героями должны быть персонажи русских народных сказок. Дети создают свои сказки на листе бумаги.

8. Итог урока.

- О каких произведениях мы говорили на уроке?

- Какая волшебная сказка русского народа вам понравилась больше всего? Почему?

- Что было необычного? Что бы вы хотели повторить?

Д/з: Записать на листе сказку, которую придумал на уроке сам.