Коррекционная работа по преодолению недостатков темповой организации речи средствами фольклора у старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


1. Теоретические основы.

Любой живой организм и каждый орган в отдельности функционируют в определенном темпе. Темп тесно связан с ритмом и во многом определяет его своеобразие. Темп и ритм – характеристики, присущие движению, они проявляются как в движении неорганической материи, так и в движении материи органической [4].

Темп речи (лат. tempus – время) – степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Помимо понятий темпа как компонента интонации, существует понятие “темп речи” (скорость артикуляции).

В силу того, что темп является одним из структурных компонентов ритма, то соответственно и коррекционную работу я провожу во взаимосвязи темпа и ритма. В работе использую широкие возможности фольклора.

Английское слово фольклор впервые употребил в одной из своих статей английский историк Вильям Томсон в 1846 году. Американские и западноевропейские ученые фольклором называют все виды народного искусства - музыку и танцы, резьбу по дереву и вышивку, словесное творчество. А российские ученые, словом фольклор обозначают лишь словесное искусство народа. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования [1].

Один из видов фольклора, меня особо интересующий, это детский фольклор. Он представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки, пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детский фольклор включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки [7].

Учитывая, что эти короткие стихотворные приговоры, песенки, которыми сопровождали движения младенца в первые месяцы жизни, ритмичны, а так же веселы, затейливы, с отчетливым скандированием стихотворных строк, звучны, напевны, занимательны и привлекают внимание детей, вызывая у них желание повторить, запомнить, то это позволяет мне, в большом обилии “фольклорных композиций”, остановиться и использовать, как средство преодоления недостатков темповой организации речи у детей, именно произведения детского фольклора [7,8].

Дети в старину рано приобщались к темпу, через ритмичность и напевность речи “сказочника”. Уроки прошлого дают возможность глубже понять настоящее, представив его не как непреложную данность, а как противоречивый процесс развития, имеющий множество вариаций и возможностей. Благодаря лаконичности и четкой форме, глубине и ритмичности, а так же соответствующий возрасту дошкольника элементы детского фольклора являются самыми подходящими и эффективными средствами использования в коррекционной работе по преодолению темповой недостаточности речи. Ритмы фольклорных действ, отдельных произведений фольклора всегда соотнесены с физиологическими ритмами человека — его дыханием, пульсом, шагом. На протяжении всей жизни человека ритм, ритмическая организация выступают как системообразующее начало [1, 2, 3, 7, 8, 10, 11, 12].

Подобно любой языковой системы, в фольклоре “вместе работают законы языка, эмоционально чувственное включение”. Фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли. В детском фольклоре существует большое количество “неровных” произведений, темп которых может возрастать и снижаться очень сильно (напряжение-расслабление-сброс). Непрестанная смена темпа произведений фольклора несет в себе терапевтический эффект в нормализации сшибки процессов возбуждения и торможения.

Анализ теоретических источников позволил раскрыть сущность понятий “темп”, “фольклор”, “детский фольклор”. Темп речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, от его темперамента, от содержания речи и ситуации общения. Таким образом, исследователи разных областей знаний подчеркивают существенную роль темпа в жизнедеятельности организма, и я с ними согласна.

2. Организация и содержание коррекционной работы.

Одной из актуальных задач речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка правильного темпа. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткость выговаривания слов, “проглатывание” окончаний. Редко наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Нормализуя чувство темпа, готовлю ребенка к дальнейшему восприятию речи и формирую интонационную выразительность его речи, так как темп является непосредственным ее составляющим.

Данный процесс включает в себя взаимодействие и совместную деятельность родителей, педагогов и детей. Особое внимание в совместной работе по коррекции отводится психологу и косвенной психотерапии в виде одобрения, похвалы, ободряющего внимания к ребенку, признания и подчеркивания его удач.

Предложенная мною коррекционная работа основывается на положениях Л.А.Венгер, И.С.Лопухиной [6, 9]:

1. Темповая способность развивается в процессе деятельности (предметно-практической, игровой, продуктивной: конструирования, рисования);

2. Механизм формирования темповой способности предусматривает последовательное ее построение;

3. Темп собственных движений подчиняет темп речи.

Важным положительным фактором проведения занятий является эмоциональный комфорт детей. Вся работа строится с учетом дифференцированного подхода. Наиболее эффективны следующие условия использования небольших, ритмичных произведений фольклора:

1. Каждодневное звучание пословиц, поговорок, небылиц и т.д. из уст взрослого в разных педагогических ситуациях.

2. Включение разных произведений фольклора в цикл занятий по обучению грамоте.

3. Сопровождение занятий (по развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, физической культуре) небольшими произведениями фольклором.

4. Специальные фольклорные занятия.

Для некоторых занятий необходима особая предметно-пространственная среда. Темы фольклорных занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря.

Весь процесс по коррекции недостатков темповой организации речи я предлагаю делить на три этапа, по согласованности с заведующей и методистом детского сада занятия включать в общую сетку и проводить в утренние часы:

1 этап (17 сентября – 12 октября, 4 недели) – 12 занятий, подготовительный. Формировать навыки восприятия темповой организации речи. Дифференцированный подход для детей с ускоренным темпом речи: занятия проводятся на безречевых упражнениях и играх. Развивается слуховое внимание и слуховая память; зрительное внимание и зрительная память; активизируется и пополняется словарь по фольклору. Дифференцированный подход для детей с замедленным темпом речи: при достаточной степени сформированности, у детей этой подгруппы, восприятия темпа речи основной акцент в коррекционной работе делается на активизацию слухового и зрительного внимания, памяти; пополняется словарь.

Основное внимание уделяляется играм, направленным на развитие понимания таких понятий, как “быстро”, “медленно”, “умеренно”; вводятся контрастные образцы темпа: “быстро” и “медленно”, а после овладения, предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала служат потешки, поговорки. Для успешного запоминания терминов используются специальные символы: круг зеленого цвета или предметная картинка “заяц” обозначает “быстро”, круг желтого цвета или предметная картинка “ежик” – “умеренно”, круг красного цвета или предметная картинка “черепаха” – “медленно”. По мере овладения детьми этих понятий, использование наглядных опор прекращается.

2 этап (15 октября – 11 апреля, 19 недель) - 57 занятий, основной: формировать навыки самостоятельного использования темпа (норма) в собственной речи. Дифференцированный подход для детей с ускоренным темпом речи предполагает усвоение медленного темпа начинать с громкого говорения (сопряженно, отраженно, по очереди); произношение различных вариантов темпа одной фразы; замедляем все движения, реакцию на внешнюю среду; развиваем умение адекватно намеченному содержанию подбирать темп речи. Дифференцированный подход для детей с замедленным темпом речи предполагает: развивать самоконтроль за темпом выполняемых движений; воспитание быстрой и точной реакции на зрительные, слуховые раздражители.

3 этап (14 апреля – 16мая)5 занятий, контрольный. Активно использовать умеренный (средний) темповый диапазон. Дифференцированный подход для детей с ускоренным темпом речи подразумевает закрепить умение коллективной работы над изменениями темпа; умение общаться в разных ситуациях в нужном темпе. Дифференцированный подход для детей с замедленным темпом на последнем этапе предполагает закрепить умение быстрой и точной реакции на различные раздражители; умения произвольности поведения (норма) во всех играх и в самостоятельной речи.

На занятиях при изучении нового материала взрослый, ведущий и организатор игры, на занятиях по закреплению изученного материала он переходит к исполнению вспомогательных ролей, контролирует деятельность детей, на занятиях по контролю полученных знаний, умений взрослый является наблюдателем за деятельностью детей, оказывает им помощь в спорных ситуациях.

3. Коррекция недостаточности темповой организации речи.

1 этап (4 недели) — 12 занятий. Подготовительный.

Задачи:

1. Формировать умения подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце.

2. Научить детей определять, прослушав речевой образец, темп произнесения.

Занятия направлены на торможение ненужных движений; активизации необходимых; проводятся в соответствии с предложенной нами программой [5]. Все упражнения проводятся под счет, размеренно, спокойно, в медленном темпе, позже переходящим в умеренный.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль темпа в речи. Первый раз взрослый читает текст в очень быстром темпе, второй раз - в нормальном темпе. Дети отмечают разницу, что способствует более легкому подведению к выводу о необходимости умения самостоятельного управления темпом речи. На этом этапе первоначально коррегируются умения подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце. Например, предлагается выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым взрослый читает фольклорные тексты. В этом помогают игры: “Прялица”, “Скок-скок-поскок”, “Веснянка”, “А я по лугу”, “Журавель”, “Всем, Надюша, расскажи”, “Бубенчики”.

На этапе предлагаются игры на коррекцию восприятия речевого темпа. Например, игра “Гармошка” учит соотносить темп речи и движений с темпом музыки. Участникам группы предлагается взяться одной рукой за шнур, концы которого связаны так, что получился круг, и начать движение по кругу в соответствии с фольклорным текстом. Игра “Пошла млада” помогает формировать представления о темповом диапазоне (“быстро”, “умеренно”, “медленно”). Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой взрослый меняет темп речи, читая фольклорное произведение.

На этом же этапе детям предлагаются игры, в которых они отхлопывают в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых взрослым (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т.д.), затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей) или трехсложную (дактиль) ритмическую структуру. Но первоначально проводится работа по выделению акцентированных долей на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом). Навыки восприятия этого акцента закрепляются в двигательных действиях в играх “Лиса по лесу ходила”, “Забияки-петушки”. Например, в игре “Хороводный шаг”, “Белолица, круглолица, красная девица” дети учатся передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), за данной наглядной схемой. Взрослый передает ритм, произнося серии слогов. Задача участников – разместить в соответствии с предложенным ритмом детали “мозаики”, “деревяные ложки” и “картошку”.

В дальнейшем можно переходить к отработке навыков восприятия равномерно повторяющегося акцента и ритмических рисунков. При этом ис-пользуются не только двигательные действия, но и составление разно-образных зрительно-наглядных схем. Например, в играх “Белолица, кругло-лица, красная девица”, “Хороводный шаг” взрослый и дети договариваются, что одни предметы будут обозначать сильные удары, а другие - слабые. После этого взрослый отхлопывает определенный ритм (двудольный, четырехдольный или трехдольный), а дети составляют его схему, пытаясь через чередование предметов передать соответствующие ритмические рисунки. Ритм задается взрослым в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений, потешек, поговорок и т.д.

Интереснейшей формой работы по преодолению недостатков темповой организации речи являются спектакли. Спектакль строится на основе литературных зарисовок, в которых присутствуют звуковые моменты – лай собак, журчание ручья, стук колес и другие. На занятиях такого рода дети учатся в общем шумовом фоне вычленять заданные звуки, отслеживать их движение и жизнь в развитии и самое главное удерживать при этом правильный (норма) темп. Этому способствуют игры: “Плетень”, “Каблучки”.

Эти игры и упражнения являются базовыми перехода к следующему этапу.

2 этап (15 октября – 11 апреля), 57 занятий: формирование навыка использования в собственной речи скоррегированной темповой организации.

Задачи:

1. Коррегировать умения и навыки произвольно изменять и выбирать необходимый темп своей речи, для нормализации скорости произношения слов.

2. Формировать навык передачи длительности и краткости произнесения слогов, для правильного синтагматического членения и паузирования.

3. Нормализовать ритмику текста.

Предложенные задания проводятся как во время физминуток, так и на занятиях по развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, физической культуре, и как самостоятельные специальные фольклорные занятия. Детям разрешается выбрать для себя роль по душе и на знакомом фольклорном материале преодолевать недостатки темповой организации речи.

Коррекция умений и навыков произвольно изменять и выбирать необ-ходимый темп своей речи основывается на опыте восприятия и различения образцов речевого темпа, приобретенного детьми на первом этапе работы. Сначала даются задания, в которых регулятором темпа речи являются какие-либо действия или звуки (на этой стадии лучше использовать автоматизированные речевые формулы: пересчет от 1 до 5 или 10, перечисление дней недели и т.д.). Например, взрослый ударяет в бубен, изменяя темп ударов от медленного к быстрому. Одновременно дети считают удары в соответствии с заданным темпом. В дальнейшем ребенок повторяет речевой образец, заданный в определенном темпе. Более сложным для детей является проговаривание фраз без образца, но в соответствии с инструкцией: “Расскажи потешку (скороговорку) быстро/медленно”. Навык закрепляется в играх-упражнениях на соподчинение темпа движений и темпа речи. Например, “Поехали, поехали” и др.

Наибольшие трудности дети испытывают, как правило, при изменении темпа речи от замедленного к убыстренному (или наоборот) в одном речевом отрезке. Вспомогательными средствами для коррекции этого навыка являются наглядные опоры. Например, взрослый выкладывает в ряд одинаковые геометрические фигуры на разном расстоянии одну от другой. Ребенку предлагается, проговаривая фразы, на каждом слове последовательно закрывать фигуры ладонью. Если фигуры расположены близко одна к другой, текст произносился в быстром темпе, если далеко – в медленном.

При нормализации ритмической составляющей, речевым материалом служат гласные звуки, слоги, строки из стихотворений, потешек с четким двухсложным рисунком (ямб, хорей). Речевой образец дает взрослый, а дети его воспроизводят. При затруднении, дошкольники, прослушивая речевые образцы, составляют зрительно-наглядные схемы, которые впоследствии служат опорой для проговаривания речевого материала. Сначала даются задания на воспроизведение акцентируемых и неакцентируемых долей (т.е. ударных и безударных слогов), которые на схемах обозначаются большими и маленькими деталями конструктора. Дети, слушая образец, у себя на столах составляют его зрительно-наглядную схему. После проверки взрослым правильности составленной схемы дети проговаривают речевой материал с опорой на нее, подкрепляя свою речь соответствующими движениями руки. Например, закрывая ладонью большую деталь конструктора, ребенок произносит слог громко, делая на нем ударение, закрывая маленькую деталь, произносит слог тише.

Аналогичным образом проводится работа по формированию навыка передачи длительности и краткости произнесения слогов, которые на схемах обозначаются длинными и короткими полосками бумаги. Дети, ведя пальцем по длинной полоске, тянут слоги длительно; ставя палец на короткую полоску, произносят слог кратко, отрывисто. Например, игра “Ходит зайка по саду”: взрослый на доске выкладывает схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначаются “длинные” звуки (половинные, четвертные), а квадратами – “короткие” звуки (восьмые), а дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Затем взрослый вместе с детьми пропевает заданный ритмический рисунок на любой гласный звук. Пение ребенка подкрепляется движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальцем по прямоугольнику, ребенок тянет звук; ставя палец на квадрат – произносят звук кратко.

Для формирования этого навыка используется “двигательное моделирование”: длинный слог обозначается разведением рук в стороны, короткий – хлопком над головой. Постепенно необходимость использования вспомогательных средств (зрительно-наглядных схем, приема дирижирования) отпадает. Роль взрослого является ведущей, главной при организации предложенных детям заданий.

3 этап коррекционной работы по преодолению недостатков темповой организации речи (14 апреля – 16 мая), 5 занятий. Контрольный. Этап активного использования умеренного (среднего) темпового диапазона.

Задачи:

1. Совершенствовать навыка восприятия темповой организацией речи.

2. Закреплять умения самостоятельно различать образцы речевого темпа.

3. Активно использовать темп (норма) в своей речи.

Детям на занятиях предлагаются игры на парное, коллективное взаимодействие. Например, на открытом занятии “К бабушке Варварушке в гости на оладушки” дети совместно со взрослым встречают сороку, которая всех приглашает в гости к бабушке Варварушке. Широко используются потешки, попевки, поговорки, сказки, загадки. Начало всех песенок, потешек произносит взрослый, а дети продолжают. Проводится словесная игра, где взрослый говорит первую строчку, а дети – вторую. Играем в русскую народную игру “Семь сыновей”, где дети сопровождают слова бабушки соответствующими движениями. Данное занятие построено в форме увлекательного путешествия. Обеспечивает непринужденное общение и служит прекрасным показателем результативности обучения. Приложение 1

Предложенные занятия и игры по преодолению темповой организации речи средствами фольклора способствуют совершенствованию речи и устраняют трудности в речевом общении между взрослыми и сверстниками, а также позволяют чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно в любой обстановке.

Данная работа требует комплексного подхода: участия логопеда, психолога, воспитателей, вовлечение в процесс родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. -М., Уч.пед.из.,1958.

2. Аксенов В. Искусство художественного слова. -М., 1954.

3.Бахтин В.С. “От былины до считалки”. Рассказы о фольклоре .-Л., 1988.

4. Брызгунова Е.А. Интонация (Русская грамматика). Т.1. -М., 1963

5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. -М., 1978.

6.Лопухина И.С. Логопедия-речь, ритм, движение. -СПб.: Дельта, 1997.

7. Назарова Л.Д. Фольклорная АРТ-терапия. -СПб., 2002.

8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей”, Дошкольное воспитание, 1995. №9.

9. Поварова И.А. Заикание. Диагностика и коррекция. -СПб., 2005

10. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. -М., 1987.

11. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. -М., 1971.

12. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. -М., Просвещение, 1972.