В мир виртуальных экскурсий

Разделы: Химия, Биология


В экологическом воспитании учащихся всегда большая роль отводилась и отводится школе. Экскурсии в природные места обитания растений и животных являются одной их важнейших форм учебно – воспитательной работы по естествознанию в школе. Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Экскурсии в природу – увлекательная форма работы учителя с классом. Традиционно на экскурсии учащиеся учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и условиями окружающей среды. У каждого учителя биологии в его календарно – тематическом планировании были включены экскурсии с выходом на природу. А помните, коллеги, какие трудности мы преодолевали, какие уловки мы придумывали, чтобы заинтересовать учащихся, заставить их слушать, выполнять задания, писать отчеты… Ведь урок то проходит не за партами…

Но изменилось время, изменились люди, изменились и дети. Мало читают художественной, научно – популярной литературы, имеют узкий кругозор, но большая тяга к использованию компьютера не по назначению. Расслоение общества привело к тому, что выезд на любую экскурсию требует материальных затрат, а их порой невозможно найти родителям. И ребенок остается дома.

Выход из этого положения я увидела в создании виртуальных экскурсий.

В настоящее время перед каждым учителем стоит задача научить учащихся пользоваться разными источниками информации для нахождения нужной ему информации и способам ее обработки. Эти умения хорошо вырабатываются при участии учащихся в проектировочной деятельности. По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки. Работа над виртуальной экскурсией, строящаяся по методу проектов, состоит из следующих этапов: погружение в проект, организация деятельности учащихся, осуществление деятельности учащимися, презентация проекта [3].

Заняться именно виртуальными экскурсиями мне подсказала областная контрольная работа, к которой я была подключена в качестве руководителя одной из групп учеников десятого класса. Эта работа проходила в 2008 году и была посвящена предстоящему 75 – летнему юбилею Свердловской области. Цель контрольной работы: сориентировать учащихся на изучение родного края, нашего края, который богат природными ресурсами, народными промыслами, и, конечно же, людьми. Вместе с группой учащихся мы выбрали направление работы – народные промыслы в Невьянском районе. А, именно, какой? Я преподаю и химию в нашей школе. И с перспективой на будущее я предложила изучение гончарного промысла. Коллеги знают, что в тематическом планировании девятого класса есть тема “Силикатная промышленность”, поэтому собранный материал можно будет использовать на уроке. Итак, тема выбрана. Гончарный промысел в селе Нижние Таволги. И конкретно мастерская Масликова Сергея Васильевича. Перед учащимися поставлена цель. И закипела работа над проектом. Изучение поставленной проблемы я направила через разные источники информации: школьная библиотека, библиотека Бажова, заглянули в Интернет. Но как можно организовать экскурсию, не посетив изучаемый объект? Вместе с учащимися составили предварительный план – маршрут экскурсии. В этом плане необходимо указать основные разделы экскурсии, выяснить, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия, по каким местам и в какой последовательности пойдет экскурсия. Полезно познакомиться с планом и картой той местности, куда предполагается идти или ехать. Побывали в мастерской Масликова, увидели процесс изготовления простого глиняного горшка от комка глины до готового гончарного изделия, сделали фотографии, прослушали интересный рассказ о его семье, дедах и прадедах, дело которых он продолжает, каких успехов он достиг благодаря своему трудолюбию.

Итак, материалы собраны, сделана презентация …, но работа продолжается дальше. На второй год работы по этой теме ребята решили изменить маршрут, и снова идет работа по накоплению новой информации: посещение городского краеведческого музея, станции юных натуралистов, изучение наследия Невьянских поэтов… И тема экскурсии уже звучит по другому… “Самородки земли Невьянской”.

Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:

  • помните, что даже виртуальная экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий;
  • определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии;
  • придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь на случайные вопросы;
  • рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать;
  • избегайте длинных объяснений;
  • не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе;
  • не перегружайте экскурсантов новыми названиями, они их забудут;
  • умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте;
  • умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся;
  • закрепите материал экскурсии в памяти учеников на последующих уроках [2].

К разработке каждой виртуальной экскурсии я привлекаю группу учащихся от седьмого до одиннадцатого классов. Сейчас в разработке находятся две экскурсии: “Экскурсия на свалку” и “Вчера, сегодня и завтра Невьянского пруда”.

Считаю, что на данный момент за виртуальными экскурсиями будущее. Сколько интересных моментов таит в себе компьютер… Ну представьте себе такую ситуацию: “Обратите внимание на птицу, которая высоко в небе кружит над лугом. Это хищная птица – канюк”. Ребенок видит перемещающуюся точку в небе. А на экране проектора она во всей своей красе. Здесь опыт, фантазия учителя подскажет ему, как привлечь интерес учащихся к этому объекту живой природы: можно, например, найти признаки именно хищной дневной птицы во внешнем строении и т.д. Или, зимой на снегу можно наблюдать только следы зайца – беляка, сам обладатель их давно скрылся из виду, заслышав подходящую шумную группу ребят. А на мониторе компьютера…

Приложение

Литература:

  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1979. – 285с.
  2. Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1993. – 224с., ил.
  3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие.– М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160с.