Имидж ДОУ глазами ребенка, родителей и сотрудников

Разделы: Работа с дошкольниками


По истечении многих лет д/с № 74 “Буратино” признан и успешен: стабильный творческий коллектив, эффективное взаимодействие с социумом и с родителями, позитивное общественное мнение в городе, достойные результаты выпускников детского сада и, самое главное, благополучие наших детей. Это указывает на то, что наш детский сад обладает позитивным имиджем, и его нужно нам поддерживать и развивать.

Работу над созданием и поддержанием привлекательного имиджа ДОУ мы начали с изучения и оценки существующего имиджа на сегодняшний день. Изучение осуществлялось по 4 основным блокам:

Фундамент имиджа заключается в определении предназначения ДОУ, идеи его функционирования и развития, отличительных характеристик от других детский садов.

Так как мы работаем с приоритетным физкультурно-оздоровительным направлением работы, деятельность ДОУ заключается в оказании качественных оздоровительных и образовательных услуг детям 1,5 – 7 лет. Главной ценностью для нас в работе является сохранность жизни и здоровья детей и педагогов. Поэтому ключевым направлением деятельности детского сада является организация оздоровительной работы, использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми. Реализация обозначенного содержания работы дошкольного образовательного учреждения обеспечивается высокой компетентностью персонала и оснащенностью материально-технической базы.

Исходя из внутреннего состояния и потенциала ДОУ (кадровое и ресурсное обеспечение) и внешних обстоятельств, влияющих на деятельность учреждения, педагогический коллектив нашего детского сада выработал стратегию развития ДОУ, которая отражена в программе развития на 2008–2011 гг.

В условиях конкуренции перед каждым дошкольным образовательным учреждением встает вопрос о создании фирменного стиля, который делал бы его узнаваемым. Есть он и у нас.

Внешний имидж (“осязаемый” имидж), связанный с пятью человеческими чувствами. Это все, что можно увидеть, потрогать, понюхать, услышать, попробовать, символы, которые в сознании окружающих будут ассоциироваться с детским садом и вызывать определенное настроение.

  1. Логотип или фирменный знак. В нем отражено название детского сада.
  2. Летопись детского сада – книга отзывов для родителей и гостей ДОУ, фотоальбомы.
  3. Бейдж сотрудника.
  4. РR-мероприятия: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования.
  5. Визуально подвижные коммуникации:
    – манера персонала общаться с родителями, детьми, коллегами;
    – речь сотрудника, отвечающего на телефонный звонок;
    – манера поведения сотрудников ДОУ в рабочей обстановке и на публике;
    – деловой этикет, профессиональная этика;
    – бренд педагога.
  6. Визуально неподвижные коммуникации:
    – внешний вид персонала (одежда, прически, макияж, маникюр, аксессуары и пр.);
    – рекламные ролики, презентационные фильмы;
    – внешний вид здания, благоустроенность территории ДОУ;
    – место расположения ДОУ.

Перечисленные атрибуты формируют внешний имидж детского сада и дают возможность занять свое место на рынке образовательных услуг.

Однако мы понимаем, что основа всего – люди, т.е. заведующий ДОУ, педагоги, обслуживающий персонал. От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать с ним или организацией

Внутренний имидж – это взгляд на ДОУ глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду и основан на своеобразии внутреннего пространства, складывающегося из организационной философии и культуры.

Философия ДОУ – определенные этические принципы, особый язык и стиль мышления и принятие всеми сотрудниками целей и ценностей ДОУ.

Организационная культура ДОУ – это совокупность убеждений, отношений, норм и принципов поведения, традиций, общих для всех сотрудников.

Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства.

Важная составляющая имиджа руководителя – самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Главное – чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.

Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. Имидж педагога – это инструментарий, использующий голос, пластику, мимику, внешние данные в качестве воздействия на воспитанников и родителей. Внешняя привлекательность педагога в ДОУ важна для более быстрой адаптации ребенка к коллективу.

Неосязаемый имидж отражается в ощущениях, ответной реакции родителей и детей на осязаемое, на внешний и внутренний имидж. Он определяется степенью удовлетворенности родителей и желанием детей посещать детский сад.

Для получения качественных результатов по изучению имиджа ДОУ в его исследование нами были привлечены сотрудники ДОУ, родители и дети. Диагностика имиджа ДОУ проходила в 3 этапа:

Изучение имиджа ДОУ сотрудниками и персоналом через ответы на предложенный вопросник.

Изучение представлений родителей о ДОУ через личное интервью родителей при приеме ребенка в ДОУ, наблюдение за их поведением в процессе взаимодействия с сотрудниками ДОУ, анкетирование, проективные методы.

Изучение особенностей восприятия детского сада детьми старшего дошкольного возраста через использование следующих методов: беседа и рисуночный тест.

I-й этап диагностики – изучение администрацией и персоналом имиджа ДОУ.

Педагогическим коллективом были выработаны критерии изучения конкретных характеристик имиджа по результатам изучения мнения родителей и анализа работ по оценке имиджа других детских садов. Заведующий и педагоги ДОУ по предложенному вопросники оценивали характеристики имиджа (4 блока) по каждому обозначенному критерию.

Предлагаемая шкала оценивания:
3 – полное соответствие предъявляемым требованиям;
2 – в большей мере выполнение / соответствие выдвинутым требованиям;
1 – минимальное выполнение / соответствие требованиям;
0 – отсутствие данной характеристики или несоответствие по обозначенному критерию.

Так как мониторинговые исследования удовлетворенности родителей качеством образования и воспитания в ДОУ проводятся систематически, ниже приводятся диаграммы результатов диагностики в процессе изучения имиджа ДОУ, начиная с 2006/07 учебного года и заканчивая 2008/09 учебным годом, которые позволяют увидеть изменения имиджа ДОУ за последние 3 года.

Таким образом, сравнительная диаграмма результатов диагностики за последние 3 года позволила увидеть увеличение показателей:

Проведенная работа позволила выявить проблемы и обозначить дальнейшую стратегию преобразования имиджа ДОУ, которые выделены в программе развития за 2008–2011 годы: работа по расширению и изменению спектра услуг. Нами запланировано: создание условий для организации услуг для детей, не посещающих детский сад (в рамках предшкольного образования), организация вечерних групп.

2-й этап диагностики – имидж ДОУ глазами родителей .

Для определения особенностей имиджа ДОУ проводилось изучение мнения родителей. Основные критерии анализа информации, представленной родителями:

  • мотив, причина выбора ДОУ;
  • первое впечатление от ДОУ;
  • определение позитивных и негативных сторон деятельности ДОУ;
  • удовлетворенность объемом информации, участием в жизни ДОУ;
  • ожидания и степень их реализации, приверженность ДОУ;
  • характер ассоциаций в связи с ДОУ.

С целью изучения мнения родителей использовались традиционные методы:

  • личное интервью;
  • фокус-группы;
  • наблюдение;
  • анкетирование.

Помимо традиционно используемых методов в работе с родителями применялись проективные методы, позволяющие выявить представления и отношение родителей к деятельности ДОУ путем осознанного или бессознательного перенесения родителями собственного состояния на внешние источники. Нами были использованы следующие проективные методики:

  • словесные ассоциации;
  • завершение высказывания или рассказа;
  • оформление коллажей;
  • анализ отзывов родителей.

Данная работа помогла определить отношение родителей к нашему детскому саду. Работа сотрудников ДОУ была оценена родителями в 5 баллов. Всего было опрошено 163 родителя. Родители с желанием приняли участие в обсуждении этого вопроса. Это объясняется тем, что, предлагая родителям основные услуги и дополнительные, мы учитываем индивидуальные особенности конкретных детей (адаптационные группы для детей раннего возраста, развивающие занятия для будущих первоклассников, спортивная секция аэробики, кружки интеллектуального, художественно-эстетического, творческого развития и др.), родителей (“клуб молодых мам”, “клуб отцов”), их культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности (студии танца, театральные, музыкальные гостиные). Все предложенные пожелания рассмотрены сотрудниками ДОУ для дальнейшего координирования своей работы.

3-й этап диагностики – имидж ДОУ глазами ребенка.

Дети – носители внешнего и неосязаемого имиджа. Большую часть своей жизни они проводят в стенах ДОУ, постоянно контактируют с педагогами, культурой учреждения, то есть связаны и с внутренним имиджем ДОУ. Их отношение к детскому саду и педагогам оказывает непосредственное влияние на родителей и на имидж ДОУ в их глазах. Основные критерии анализа информации, представленной детьми:

  • отношение ребенка к ДОУ;
  • выделяемые факторы (игрушки, занятия, воспитатель, сверстники, питание), привлекающие или отталкивающие ребенка;
  • характер ассоциаций, способность дать образное, оригинальное название;
  • желание ребенка выполнить рисунок на тему детского сада и особенности рисунка.

Изучение имиджа ДОУ глазами ребенка проводилось путем использования следующих методов:

  • беседа с ребенком, направленная на определение его отношения к детскому саду;
  • рисуночный тест. Рисунок на тему детского сада, позволяющий на основе анализа изображения выявить особенности восприятия ребенком ДОУ и его отношение. Наиболее эффективное использование данного метода возможно при включении в исследование педагога-психолога.

Итак, в результате реализации диагностического материала нами выявлено своеобразие имиджа ДОУ, что он соответствует оптимальным требованиям, предъявляемым к нему потребителями услуг, что позволило определить пути его дальнейшего совершенствования. В перспективу на будущее наметили:

  • продумать оригинальность оформления территории детского сада;
  • создать условия для организации услуг для детей, не посещающих детский сад (в рамках преддошкольного образования);
  • организовать вечерние группы;
  • продолжать работу над созданием условий для профессионального роста педагога через оказание методической помощи при создании ими авторских программ, разработок и т.д.;
  • участвовать в распространении опыта работы детского сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);
  • совершенствовать презентацию информации о деятельности ДОУ в СМИ;
  • участвовать в конкурсах “Сад года”, “Воспитатель года” с целью повышения общественного признания деятельности ДОУ.

Таким образом, для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа ДОУ должно иметь:

  • четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего;
  • уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
  • разнообразные качественные образовательные услуги;
  • оригинальную систему учебно-воспитательной работы, развивающую творческие способности, совершенствующую психические функции, формирующую здоровый образ жизни;
  • связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами;
  • яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые, информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
  • систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах.

Очень важно для формирования положительного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.

И последнее. Могут быть эффективны следующие правила:

  • не будьте похожи на других;
  • пусть цели вдохновляют;
  • сосредотачивайтесь на социальных запросах родителей;
  • выберите лучшую корпоративную философию: “Чистота, качество, сервис”;
  • стремитесь к положительным эмоциям.

И нужно всегда помнить, что идут туда, где их действительно ждут. И остаются там, где их любят и уважают, где им искренне рады.