Урок или праздник? Итоговый урок математики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Современная педагогическая и методическая литература изобилует разнообразными классификациями уроков по их целям, видам, типам и т.д. Но я в своей практической деятельности выделяю еще одну особую группу уроков на основе времени их проведения и для удобства называю ее “Предпраздничные уроки”. Многие учителя согласятся, что уроки накануне Нового года, Международного женского дня или итоговые уроки учебного года не хочется, а часто и не получается вести “стандартно”, “как обычно”. А праздничным мероприятием заменить иногда нет возможности (время раннее, помещение не позволяет, администрация против) или желания (жалко терять часы).

Если проанализировать практику проведения уроков перед праздниками, можно выделить 2 основные позиции педагогов:

1) полное игнорирование предстоящего праздника (“Вот во время праздника и попразднуете, а на уроке работать надо”);

2) полная замена урока самим праздником (“Какой им сейчас урок? Им уже совсем не до учебы!”).

Здесь, как и везде, нужна “золотая середина”, поскольку нетрудно увидеть, что правильно выстроенные “предпраздничные уроки” предоставляют колоссальные возможности и для обобщения материала, и для всестороннего развития детей, и для сплочения класса, а главное – позволяют учителю показать детям, как интересно учиться.

В моей педагогической копилке уже набралось немало и “новогодних”, и заключительных уроков, а также уроков, посвященных мальчикам (23 февраля) и девочкам (8 марта). Я хочу поделиться с коллегами разработкой итогового урока математики в 1 классе, который может быть проведен в рамках любой образовательной системы и по любому УМК, а также с легкостью дополнен и расширен в зависимости от уровня класса и наличия времени на проведение.

Тема: Математика – наша помощница (итоговый урок математики в 1-м классе).

Цель: продолжать укреплять в детях сознание того, что учиться интересно.

Задачи: через обобщение основных знаний, полученных за год, подвести итог обучению математике в 1 классе, акцентировав внимание детей на их успехах; учить применять умения для достижения цели, работая индивидуально или в команде; развивать мышление, внимание; формировать способность к самоанализу и к бесконфликтному общению при совместной работе с одноклассниками.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

– Сегодня наш последний в 1 классе урок математики. Вы теперь почти второклассники, и, думаю, сможете понять эту фразу…

На доске: МАТЕМАТИКА

Ц

У

Р

И

А

Ц

А

К

Н

А

1

9

3

4

6

5

8

10

7

2

(“Математика – царица наук”, Карл Фридрих Гаусс).

2. Актуализация имеющихся у детей знаний.

– Почему так называли математику? Как вы думаете?

– Чем математика важна?

– Что в ней привлекает каждого из вас?

3. Создание занимательной проблемной ситуации.

– На протяжении всего года вас сопровождали тетради – ваши надежные помощники. Они примеры и задачи решали вместе с вами, радовались, когда что-то получалось, и ошибки терпели. Сейчас я вам раздам ваши тетради, и вы сможете сказать им спасибо.

(Удивленно). А где же тетради? Не пойму…Я точно их у вас собирала? Вы мне их точно сдавали? Но их нет. (Встревожено). Тетради пропали!

– Посмотрите, на их месте какое-то письмо!

Учитель достает из конверта записку, читает сам или просит одного из учеников прочесть:

Первоклассники! Я забрала ваши тетрадки и спрятала в надежном месте! Если они вам действительно нужны, постарайтесь найти и разгадать все мои загадки. Не получится – не видать вам тетрадей, как своих ушей!

Ведьма Злоба.

4. Осознание проблемы и высказывание предложений по ее решению.

– Что делать будем? Загадки-то наверняка сложные и задания трудновыполнимые!

– Что нам потребуется, чтобы справиться? (Смекалка, настойчивость, умение работать вместе и др.) А какие математические умения могут пригодиться?

5. Совместный поиск выхода из затруднения. Коллективное выполнение заданий.

– В конверте есть еще одна записка, поменьше. Читаем…

Без ветра она шумит, без прогону бежит.
В руках ее не удержать и на коне не обогнать.
Летом она гола текла, зимой под лед легла.
А весна пришла – на луга гулять пошла. (Вода)

Пришел Филипп,
На нем сто лип.
Он кургуз, короток,
Обежал весь городок,
За собой пыль поволок
И прижался в уголок. (Веник)

– И что это значит? Где искать первое задание? (Там, где вода и веник – под раковиной). (Можно подобрать любые загадки, отгадки которых позволят ребятам определить какое-либо конкретное место в классе).

Проверяем догадку – находим в тумбочке листок с заданием:

Решите задачу – поймете, кто поможет вам дальше продвинуться!

У дома – огород. В огороде 4 капусты, 4 тыквы, 6 огурцов, 6 редисок. Сорвали 3 раза по одному овощу. Сколько овощей осталось?

Вместе решаем задачу, обсуждаем, о чем говорит ответ – 17. Постепенно приходим к мысли, что это – порядковый номер ученика, у которого (в парте, в портфеле и т.д.) лежит следующее задание.

9 + 6 = м 2 + 9 = а
8 + 4 = л 15 – 2 = о
7 + 3 = з 20 – 4 = п
6 + 8 = и 10 + 7 = д

10

11

12

 

13

12

14

15

16

14

11

17

11

                         

Каждый решает примеры, потом сверяется с соседом (или с командой), вместе заполняем табличку. Получается:

10

11

12

 

13

12

14

15

16

14

11

17

11

З

А

Л

 

О

Л

И

М

П

И

А

Д

А

– О чем вам говорят эти слова – подсказки? Где могут быть тетради?

(В школе имеется конференц – зал, где у учеников проходят олимпиады по школьным предметам. Очень легко заменить слова – подсказки на другие, исходя из специфики образовательного учреждения или класса).

Спешим в отгаданное место, но дверь в зал закрыта. Нужен ключ!

– Последнее испытание! (Проводит учитель параллельного класса, воспитатель ГПД и пр.). Сосчитайте, сколько здесь отрезков:

В зависимости от уровня подготовки класса, от времени, которым располагает учитель, и от количества “помощников”, возможны разные варианты “поиска ключа” (например, по командам).

6. Итог.

С помощью полученного ключа открываем дверь, находим тетради.

– Кому хочется высказаться? Почему мы смогли победить Ведьму Злобу? Благодаря каким знаниям, умениям мы справились с ситуацией?