Урок литературного слушания в 3-м классе по теме "Цена хлеба"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Цена хлеба.  (Литературное слушание. 3 класс)

Цели урока:

  • Учить детей работать с печатным текстом; выделять главное, находить ответы на  вопросы.
  • Развивать навык выразительного чтения текста.
  • Прививать детям бережное отношение к хлебу, уважение к людям разных профессий.

Оборудование:

  • Выставка книг с рассказами и стихами о хлебе.
  • Рисунки и рассказы детей об отношении к хлебу в их семье.
  • Выставка хлебобулочных изделий (накрыт стол с самоваром).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Сообщение темы урока и постановка задач.

II. Продолжение начатой на предыдущем уроке работы над произведением К. Паустовского «Тёплый хлеб» (хрестоматия).

1) Ответить на вопросы:

– К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?
– Какова главная мысль этого текста?
– Найдите в тексте слова, выражающие эту мысль.

2) Краткий пересказ текста.

3) Работа в печатной тетради №2, с. 26.

III. Работа с текстами по теме урока

1. Сообщение ученика об истории возникновения хлеба.

Учёные полагают, что первый хлеб испечён не менее 15 тысяч лет назад. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна удобно было есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испечённая 6 тысяч лет назад. Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом-солью. Труден путь хлеба на стол.

2. Вопросы учащимся после прослушивания сообщения:

– Когда был испечён первый хлеб?
– Как возник хлеб?
– Когда появилось слово «хлеб»?

3. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Новый хлеб». («Родное слово», книга для детей и родителей, с. 253.

Перед чтением текста:

А) разъяснить детям значение слов и выражений (выписаны на доске):

«Божья благодать, детки!» – милость божья, доброе отношение;
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями;
Копна – небольшой стог сена, снопов;
Жатва – уборка зерновых;
«Цеп прыгал на гумне» – цепями молотили зерно на площадке, на току.

Б) Поставить перед детьми вопросы:

– Что сделал крестьянин, когда вышел с детьми в поле?
– Как узнать, что рожь поспела, и что потом с ней делают?

В) Чтение текста учащимися.

Г) Найти ответы на поставленные ранее вопросы.

Д) Повторное чтение рассказа несколькими учащимися. Отметить лучшего ученика по выразительности чтения.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

4. Чтение рассказа К. Д.Ушинского «Хлеб» («Родное слово», с. 138)

Вопросы после прочтения:

– Из чего делают хлеб?
– Кто и как делает хлеб?
– Найдите в тексте предложение, в котором заключается главная мысль.
– Как автор называет человека, который пёк хлеб? (хлебник)
– Как называется сейчас профессия этих людей?

Учитель. Профессия пекаря – одна из древнейших на земле. Особенно ценится тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить себе купить  только очень богатые люди. Обратимся к цифрам, которые написаны на доске:
– На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен.
– Ежедневно в стране выпекается около 82000 тонн хлеба.
– В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
– А какие виды хлебобулочных изделий знаете вы?
При ответах учащихся обратиться к выставке хлебобулочных изделий на столе.

5. Стихотворение С.Я.Маршака

А) Читает учитель  (перед детьми текст напечатан на листочках).

Три паренька по переулку                                Потом, насупившись сердито.
Играя будто бы в футбол                                   Он долго пыль с неё сдувал
Туда – сюда гоняли булку                                  И вдруг спокойно и сердито
И забивали ею гол.                                            При всех её поцеловал.

Шёл мимо незнакомый дядя,                           – Вы кто такой? – спросили дети.
Остановился и вздохнул.                                  Забыв на время про футбол.
И, на ребят почти не глядя,                              – Я пекарь! – человек ответил
К той булке руку протянул.                              И с булкой медленно ушёл.

И слово это пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Б) Повторное чтение стихотворения учащимися про себя.

В) Ответить на вопросы:

– Какое настроение создаёт это стихотворение? Почему?
– Чем пахло слово «пекарь»?
– Что удивило детей?
– Как бы вы поступили в этой ситуации?
– В первом и втором  четверостишиях  соедините стрелками рифмующиеся строки.

Г) Выразительное чтение вслух (4 – 5 учеников).

6. Учитель: Прослушав это стихотворение, мы ещё раз убеждаемся,  что хлеб очень дорог или даже бесценен. Каждый должен беречь хлеб.
Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать 100 граммов хлеба,  то по всей стране наберётся около 50 тонн. Не будьте в числе таких  людей. Остановите и тех, кто бросает хлеб.
А ведь можно продлить свежесть хлеба, если его правильно хранить. Если же хлеб зачерствел, из него можно приготовить разные вкусные блюда:

– сбрызнуть буханку с боков и поставить в духовку на 5 минут или подержать над кастрюлей с кипящей водой;
– посушить сухарики;
– сделать гренки и т.д.

– А теперь давайте обратимся к выставке ваших рисунков и рассказов о бережном отношении к хлебу в ваших семьях. (Дети рассказывают о своих работах)

IV. Подведение итогов урока

– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Что запомнилось больше всего?
– Оцените свою работу на уроке.

Литература:

  1. «Литературное чтение» (хрестоматия) Л.А.Ефросинина. 3 класс. «Вентана-Граф»
  2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина. 3 класс. «Вентана-Граф».
  3. К.Д.Ушинский «Родное слово» (книга для детей и родителей) 1997 г.
  4. Классные часы. 1 – 4 классы. Изд. «Учитель». 2007 г.