Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Слова, к которым нельзя задать вопрос (междометия)"

Разделы: Начальная школа


Тема: Слова – чувства (междометия)

Цели:

  • Познакомиться со словами русского языка, к которым нельзя задать вопрос  (слова – чувства = междометия).
  • Исследовать их роль в речи, предложении.
  • Понаблюдать и научиться правильно выделять на письме междометия.
  • Совершенствовать навык выразительного чтения в предложениях с междометиями.
  • Закрепить навык работы со справочной литературой для выяснения значения слова междометия (толковый словарь для школьников под редакцией И.Н. Козловой).
  • Расширять языковые границы общения путем пополнения словарного запаса учащихся междометиями.
  • Продолжить работу по совершенствованию каллиграфии и орфографической зоркости.
  • Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствуя свою письменную и устную речь.

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Метод урока: деятельностный.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» – 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
  • «Толковый словарь русского языка для школьников». Авт. Козлова
  • Опорные схемы к уроку: «ромашка» с частями речи, грамматическая основа
  • «Занимательный русский язык» (нескучный учебник). Авт. Г. Александрова
  • «Маленькая дверь в большой мир». Авт. Р.Н. Бунеев, книга для чтения 1 часть, 2 кл. (цитаты на карточках)

Межпредметные связи:

  • литературное чтение.
  • Риторика

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? Интересным наш урок прлучится при совместном труде.
– С чего начинаем уроки русского языка? (с чистописания)

II. Минутка чистописания

– Для чего нужна минутка чистописания?

Хх // Жж //  ох  // меж //  хо // до //  эх  // ме //  ух  // тье //  ах

III. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха

Цель: активизировать знания детей об изученных частях речи и связи слов в предложении.
– Чтобы продолжить работу предлагаю вспомнить теоретический материал и дополнить «ромашку» частями речи, которые мы изучили.
(На правом развороте доски по мере ответа учащихся учитель выставляет схемы)

– Что можно составить из слов – частей речи? (Предложения)
– Какие главные члены предложения мы знаем?

Главные члены предложения: подлежащее + сказуемое

– Как умеем связывать слова в предложении? (По вопросам)
– Составьте предложения из рассыпанных слов. (Устная работа в группе)
Запись на доске (на карточках):

ужалила

,

большая

,

малыша

,

ах

,

оса

,

С оборота – большая буква

С оборота – большая буква

(После обсуждения предложение записывается с комментированием в тетрадь: Ах, большая оса ужалила малыша)

Обозначьте грамматическую основу в предложении и обозначьте графически связь слов в предложении. Напишите вопросы, которые задавали к словам (Какая? Кто? Что сделала? Кого?)

IV. Постановка проблемного вопроса

Цель: зафиксировать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями детей и несостоятельностью ответа на вопрос.

– Какой вопрос нужно задать к слову ах?
– Предлагаю провести исследовательскую работу по группам.

1 группа ––> исследуют как имя существительное.
2 группа ––> исследуют как имя прилагательное.
3 группа ––> исследуют как глагол.
4 группа ––> попробуйте взять какое-то другое слово.

Вывод! Ни на какой из вопросов слово ах не отвечает, значит это новая группа слов, т.е. новая часть речи.

V. Сообщение новой темы, разрешение интеллектуального конфликта

Цель: показать роль междометий в предложении.

– Поздравляю Вас! Вы сегодня на уроке сделали маленькое лингвистическое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос. А какую же работу они выполняют в речи?
– Представьте, что этим малышом оказались бы вы. Какое чувство вы бы испытывали после укуса осы? (Ой! Больно)
– Вспомните, кто учил 2-ю песенку Винни-Пуха.
2-я песенка: 

Куда идем мы с Пятачком?
Большой, большой секрет
И не расскажем мы о нем,
Да – да! Верней нет – нет!

– Расскажут или нет о своем секрете друзья? (Да-да! Нет-нет!)
– Какие чувства выражают слова да-да, нет-нет (согласия, несогласия).

Вывод: эти слова выражают разные чувства (слова – чувства).

VI. Введение нового понятия. Работа со словарем, с учебником

Цель: мотивировать детей к раскрытию новой части речи.

– Изученным частям речи мы дали научные понятия (опять возвращаюсь к «ромашке» с названиями частей речи). А какое название вы бы дали словам – чувствам?
– Вернемся к нашей минутке – чистописания. Догадайтесь, какое слово закодировано в слогах без овалов? (Междометие)
– Найдите в толковом словаре значение этого слова. (На доску в «ромашку» выставляется опорная схема с названием).
– Теперь обратимся к учебнику (стр.66, упр.103) и понаблюдаем как на письме выделяется междометие. Запишите одно из предложений по выбору в тетрадь.

Вывод: междометия пишутся в начале предложения с большой буквы. После них ставятся « , » или « ! »

VII. «Грамматическая сказка»

Цель: показать эмоционально – чувственную окраску предложений с новыми междометиями.

– Послушайте грамматическую сказку и постарайтесь запомнить новые междометия.

«Собрались однажды все части речи и высказываются о своей пользе:
– Мы существительные самые многочисленные, называем предметы.
– А мы прилагательные не менее важные, мы называем признаки предметов.
– Да и мы глаголы в речи нужны, приводим Вас в действие.
– Вот какие мы нужные: все мы что- то обозначаем, да и вопросы у нас есть. А как же тебя узнать и запомнить?
Не обиделось на них междометие.
– Я и без вопросов людям сгожусь. Чувства ведь у всех есть:

Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья?

VIII. Упражнения в правильном употреблении междометий и осознанности чтения (парная работа)

– Вы сейчас получите листочки, на которых записаны предложения из знакомых вам текстов учебника «Маленькая дверь в большой мир». Попробуйте определить, какие междометия пропущены и поставьте их.

Карточка: (стр.88 – ключ для проверки)

Он подошел к раскрытому окну и выглянул во двор.
…, Снусмумрик воспользовался веревочной лестницей.
– …, Малыш! – крикнул Карлсон, помахал своей пухлой ручкой и скрылся. (стр.167)
–…!...! – окликнул его Мастино слабым голосом. (стр.155)
–… …, вот так ловко! – загоготал Карабас Барабас. – Сам золотой ключик идет мне в руки! (стр.148)
Первый сыщик, подняв морду, издал собачий вопль отчаяния.
Второй сыщик сделал то же самое:
– ……!
Они кинулись и обыскали весь косогор (стр. 147).

– Проверить правильность своих ответов вы можете по книге «Маленькая дверь в большой мир» (на обратной стороне листочка указан номер страницы).

IX. Итог

– С чем знакомились?
– Для чего нужны междометья?

X. Рефлексия

Цель: мотивировать детей к творческому стихосложению и употреблению в речи междометий «волшебных слов».

– Ребята, попробуйте сложить рифмовку из междометий. (Каждое междометие записано на отдельной карточке)

Караул! Увы! Ага!
Привет! Ой! Ха-ха! Ура!
Браво! Ба! Да-да! Хо-хо!
Фи! Фу! О! Бай-бай! Ого!

(Запись в тетради)

– В заключение мне хочется сказать всем присутствующим на уроке спасибо. А вы, ребята, поинтересуйтесь: слово спасибо можно назвать междометьем?

XI. Домашнее задание

Упр.104 или сочинить сказку про междометие с рисунком.