Программа развивающих занятий "Радость познания"

Разделы: Школьная психологическая служба


Программа развивающих занятий “Радость познания” содержит в себе: описание структуры программы; подробный сценарий уроков; рабочие тетради для детей, учащихся в первом классе, наглядные материалы и список используемой литературы.

Цель программы заключаются в развитии познавательных способностей, творческих возможностей, некоторых социальных навыков детей, также в развитии групповых, сплочении, в раскрытии детьми своих возможностей и способностей.
При проведении занятий с детьми 6 – 7 лет дополнительной целью служит развитие произвольности, а так же психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации детей в новых для них школьных условиях.

Задачи программы: Способствовать развитию познавательных процессов, обучение способам группового взаимодействия, установление добрых отношений в группе, развитие способности планирования и прогнозирования, развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях, дать ученикам возможность поверить в свои силы, выработать необходимые навыки в трудных ситуациях.

Организация занятий

Занятия могут проводиться как с группой детей, так и индивидуально.
Занятия построены на основе игровых методик, где каждый шаг это игра на заданную тему (этот вид развивающих занятий с психологом рассчитан на весь учебный год: 31 занятий по одному разу в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.)

Структура урока

Перед каждым занятием прописана цель, материалы, используемые на уроке.
Структура занятия: разминка, беседа, работа по теме урока (перечень упражнений), завершающее упражнение, обратная связь.

План уроков психологии на первой ступени образования (1 класс)

I раздел Введение в психологию

Тема раздела: “Я-особенный” (продолжительность 3 урока).
1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта): 
“Здравствуй” – 1 урок.
2. Диагностика:
“Что такое чувства?” – 2 урока.
3. Самооценка:
“Я такой разный” – 1 урока.

II раздел Продолжаем развиваться

Тема раздела: “Нравится – не нравится” каждый день (продолжительность 5 уроков).
Положительное качества:
“Что мне нравится” – 1 урок.
Внутренний мир ребенка:
“Какое бывает время” – 2 урока.
“Ценности” – 1 урок.
“Что мне не нравится” – 1 урок.

III раздел Развитие познавательных способностей

Тема раздела: “Мир моих способностей” (продолжительность 21 урок)
1. Моторная координация:
“Моторная одаренность”– 2 урока.
3. Внимание:
“Наша внимательность” – 4 урока.
4. Память:
“Механизм памяти” – 2 урока.
“Способы запоминания” – 2 урока.
5. Мышление:
“Что такое мышление” – 2 урока.
“Мы логически мыслим” – 4 урока.
“Размышляем творчески” – 2 урока..
6. Воображение, творчество:
“Мир фантазий” – 3 урока.

IV раздел Наши навыки

Тема раздела: “Мои достижения” (продолжительность 1 урок)
1. Заключение:
“Конкурс эрудитов” – 1 урок.

После проведения каждого урока проверяем и оцениваем себя сами

При составлении программы использовались труды: Абрамовой Г., Архиповой Ю.С., Комоловой Н.Д., Рязановой Д.В., Холодовой О.А., Нильской М.И., Айзенка Г., Винокуровой Н.К., Локаловой Н.П., Потаповой Е.Н., Овчаровой Р.В., Бодалева А.А., Рудестама К., Фридмана Л.П., и других авторов.

Данная программа работает третий год и показывает хорошие результаты.