Сценарий урока английского языка в 9-м классе по теме "Средства массовой информации"

Разделы: Иностранные языки


В соответствии с базисным планом и программой общеобразовательных школ, учащиеся должны овладеть лексическим и грамматическим материалом по изучаемой теме, уметь высказываться по проблеме на основе прочитанного или услышанного, выражать собственное мнение.
Урок был разработан и проведен в рамках технологии контекстного обучения, которое предполагает включение двух основных компонентов: предметное содержание и социальный контекст, обеспечивающий способность работать в коллективе, быть патриотом и гражданином. На уроке реализуется принцип коммуникативной направленности и для его осуществления используются фронтальные, индивидуальные, парные и групповые формы работы. Используются ранее полученные знания для решения коммуникативной задачи при помощи коммуникативного метода, аудио-лингвистического и метода коллективного взаимодействия, а также игровых приемов и вышеперечисленных заданий.
В ходе планирования урока учитывались следующие принципы технологии контекстного обучения:
– связь теории и практики
– активность личности
– проблемность и актуальность ситуации
– единство обучения и воспитания
– взаимодеятельность через организацию коммуникативной среды (диалог и полилог), которая предполагает общение учащихся друг с другом с учетом индивидуальности, своеобразия воззрений и отношений с миром.
При проектировании урока учитывался также тот факт, что в основе контекстного обучения лежат субъект-субъектные отношения, коллективная мыследеятельность, что служит прочной основой для личностно-ориентированного обучения.

На уроке решались следующие цели и задачи:

1. Общеобразовательные:

– обеспечить условия для формирования у учащихся речевого умения высказываться по проблеме на основе прочитанного текста и ориентируясь на собственный опыт с использованием изученной лексики.
– совершенствовать практические навыки владения лексикой по теме “Средства массовой информации”, путем привлечения дополнительного материала, развивать навыки восприятия речи на слух, поискового чтения с целью извлечения конкретной информации и чтения с полным пониманием прочитанного, развивать навыки аудирования и говорения.
– совершенствовать навыки использования грамматического материала в рамках изучаемой темы – косвенная речь.

2. Воспитательные:

– обеспечить условия для осознания учащимися глубины и важности проблемы использования средств массовой информации, осмысления необходимости обсуждать данную проблему и выработать собственную позицию.
– обеспечить условия для воспитания у учащихся позитивного отношения к окружающему миру, доверия к мнению разных людей, умения разбираться в различных точках зрения .
– формирование у учащихся чувства ответственности по отношению к учебной деятельности.
– воспитание нравственных качеств личности (доброжелательности, гуманности, вежливости друг к другу).

3. Развивающие:

– обеспечить условия для развития сенсорной сферы (ориентировка во времени и пространстве, точности, тонкости восприятия, анализа и понимания предлагаемых текстов.)
– обеспечить условия для развития мышления учащихся (умения анализировать предлагаемые иллюстрации, тексты, видео фрагменты, выделять главное, обобщать полученную информацию, выстраивать сообщения, уметь обоснованно представлять их, развивать ассоциативную память учащихся и быстроту реакции.)
– обеспечить условия для развития речевых навыков (обогащение и усложнение словарного запаса по данной теме, усиление коммуникативных свойств речи: четкости, выразительности, интеллектуальности, овладение учащимися выразительными свойствами языка.)

По типу этот урок представляет собой урок формирования речевого умения. Форма организации учебного процесса – урок – круглый стол.

Актуальность данной проблемы для современного человека трудно переоценить и очень важно заинтересовать каждого учащегося предметом обсуждения и обеспечить каждого ученика необходимым запасом информации, лексического материала, грамматических структур. При изучении данной темы большое внимание уделяется воздействию на эмоциональную сферу личности. Изучение темы “Средства массовой информации” можно разделить на три основные этапа, которые были осуществлены до итогового урока, но результаты которых можно было наблюдать на уроке:

I этап – этап усвоения лексического материала.
По уровню сложности эта тема занимает одно из важных мест, поэтому учащимся необходим запас специальной лексики, выражений и клише. После закрепления лексики учащиеся реферируют статьи на английском и русском языках с употреблением изученного лексического материала, знакомясь при этом с информационным аспектом данной проблемы.

II этап – работа с текстами по теме
На уроках рассматриваются различные аспекты, направленные на понимание содержания текста, на обсуждение данной проблемы при помощи специальных заданий.

III этап – развитие речевого умения высказываться по заданной проблеме на основе представленных текстов и видеороликов.

Техническое оснащение урока:
– видеомагнитофон
– телевизор
– магнитофон

Методическое оснащение урока:
– учебник “ English”
– видеокассета
– учебные тексты по теме (на усмотрение учителя).

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой.

Приветствует учащихся:
Good morning, students. Sit down, please. I’m very glad to see you today. Let’s start our talk about mass media.

Задает проблемный вопрос для создания благоприятной обстановки и погружения в речевую среду.
Last lessons we spoke much about mass media. Can you tell me how you understand this word combination?

Good! I see all of you know what mass media mean. And now my next question is “ What are good and bad points of mass media”

Предлагает учащимся поставить цели урока, исходя из названия темы урока “Наиболее достоверное и доступное СМИ”

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос учителя, как они понимают выражение “Средства массовой информации”

(Отвечает по цепочке каждый учащийся.)

Отвечают на вопрос учителя “Какие положительные и отрицательные стороны СМИ вы знаете?”
(Отвечают все желающие).

Ставят цели на урок совместно с учителем:
– определить самое доступное средство массовой информации.
– определить самое популярное в нашей стране СМИ.
– выявить, какое СМИ самое правдивое и достоверное.

Процессуально-содержательный.

Предлагает учащимся разделиться на 3 группы по каждой группе на одно из СМИ:
– пресса
– радио
– телевидение.
Предлагает каждой группе создать рекламу собственного СМИ. (5 минут)

Дает оценку, комментирует.

Предлагает каждой из групп англоязычные тексты о том или ином событии и дает задание осветить это событие как можно более подробно и достоверно, исходя из возможностей своего СМИ. (10 минут)

Дает оценку, комментирует работу.
Предлагает учащимся просмотреть рекламный ролик на английском языке с целью выявления положительных и отрицательных моментов в созданном ролике, высказать свои мнения. (10 минут)

Делятся на 3 группы.
Выбирают лидера.
Выбирают диктора.

Обсуждают и создают рекламу своего СМИ.

Предлагают свою рекламу.

Освещают предложенное событие.
Работа в группе строится по принципу взаимодействия, взаимопомощи, задания выполняются сообща и с творческим подходом.
Предлагают свои проекты.

Просматривают рекламный ролик, оценивают его + и -, высказывают свои мнения.

Контрольно-оценочный.

Предлагает учащимся вернуться к целям урока и провести рефлексию работы на уроке и выявить наиболее интересные и трудные моменты.
Now, children, let’s remember our aims and try to explain what you did the best on the lesson, what was the most difficult for you and why.

Помогает учащимся в процессе, оценивает их работу, высказывает свое мнение о том, что удалось и что нет.

Анализируют поставленные цели и проводят рефлексию по схеме:
1. Что сделано особенно удачно?
2. Что нового я узнал в процессе работы над проектом?
3. Какие умения и навыки были мне необходимы?
4. Какие навыки я приобрел, работая с другими ребятами?
5. Где и как я планирую использовать результаты работы?

Методическая разработка урока представляет собой описание систематизированного итогового урока по теме “Learning the World ” (“Изучая мир”) в 9-м классе по учебно-методическому комплексу “English” авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М. и других.