Урок-игра в курсе географии 11-го класса "По Канаде"

Разделы: География


Цель игры:

  1. Формирование самостоятельной деятельности при оценке ЭГП, природно-ресурсного потенциала и особенностей хозяйства Канады.
  2. Продолжить формировать навыки и умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику населения и отраслям изучаемой страны.
  3. Через игровую форму создать “образ” страны.
  4. Развивать память, воображение, умение сравнивать.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе.

Форма организации: групповая.

Оборудование:

  1. Игровое поле (контур страны), прикрепленное к магнитной доске. Магнитные фишки для команд (3 шт.), кубик (для определения количества ходов).
  2. Статистические данные об электроэнергетике, зерновом хозяйстве стран мира. Половозрастные пирамиды для стран с 1 и 2 типом воспроизводства населения, формулы типов воспроизводства населения.
  3. Картины: электростанция, вид Монреаля, выращивание зерновых в Канаде.

Правила игры:

Класс делится на три команды. Выбираются капитаны команд. Задача капитанов – руководить командой. Также капитан бросает кубик, передвигает фишку по игровому полю. Учитель зачитывает соответствующий вопрос. Капитан решает, кто будет отвечать из команды. Если ответ, по мнению капитана, не верен, то капитан может поправить или дополнить ответ. Остальные участники игры могут высказать любые дополнения. За каждый правильный ответ получают жетоны. Играют “по кругу”. Участники той команды, которые первой пересекут страну, получают дополнительно по два жетона каждый. Вторые по одному. В конце урока подсчитываются жетоны у каждого. Набравшие наибольшее количество получают “5”, остальные соответственно “4” и “3”.

Вступительное слово учителя:

Канада, Канада – удивительная страна
На много километров раскинулась она.
На востоке – равнины, на западе – горы,
Есть там реки, озера и море.
Равнины заняты пшеницей,
В горах залегает металл
И живут там хорошие люди
Вам могу я сказать без похвал.

Сегодня мы с вами должны познакомиться этой страной.

Вопрос: Что необходимо сделать, чтобы дать характеристику любой страны?

Учащиеся: Познакомиться с ЭГП, дать характеристику населения, выявить предпосылки для развития сельского хозяйства и промышленности, назвать отрасли специализации страны и др.

Учитель: Именно это нам предстоит сегодня сделать. Для этого мы с вами поиграем в игру, которая называется “По Канаде”.

Вопросы для игры:

  1. Какова площадь Канады? (9,9 млн. кв. км, 2 место после России).
  2. Назвать главные черты ЭГП, благоприятны ли они? (Соседское, приморское – благоприятны).
  3. Что вы знаете о символике Канады? (На флаге изображен кленовый лист).
  4. Назвать государственное устройство страны. (Федерация, входящая в содружество, возглавляемое Великобританией. Состоит из 10 провинций, 3 территорий.).
  5. Чему равна численность населения страны? (Можно сравнить с численностью других стран, например, Россией, Китаем). (31 млн. чел).
  6. Чему равна средняя плотность населения в Канаде? (Можно сравнить со средней плотностью населения в России, Башкортостане) (3 чел. на 1 кв. км)
  7. Для Канады характерны две основные нации. Какие? (Разговор о межнациональных конфликтах). (Англо-канадцы и франко-канадцы).
  8. Этот город основан в 1642 году на острове в русле реки Святого Лаврентия французские торговцы и поначалу он назывался Виль-Мари. Сегодня этот город – главный порт, важнейший торговый и промышленный центр Канады. 2/3 его жителей говорят по-французски, поэтому этот город второй после Парижа крупнейший франкоязычный город мира. Что это за город? (Монреаль).
  9. Кто являются коренными жителями Канады? (Эскимосы, 1 млн.чел)
  10. Какая из формул типа воспроизводства населения характерна для Канады? К какому типу воспроизводства относится эта страна? (13 - 8 = 5,1 тип воспроизводства).
  11. Если бы мы изобразили половозрастную пирамиду для Канады, то чем бы она отличалась от типичной для стран с 1 типом воспроизводства населения? (Отличие: более широкое основание, так как довольно таки высокая рождаемость в этой стране по сравнению с другими экономически развитыми государствами).
  12. Назвать столицу Канады и как она возникла? (Оттава, был спор на статус столицы между Торонто, Монреаль и Квебек).
  13. Каков уровень урбанизации в Канаде? (Можно сравнить со среднемировым показателем, с Россией). (Высокоурбанизированное государство – 77%).
  14. Каков социально-экономический уровень развития страны? (Можно затронуть вопрос о ВВП, постиндустриальной структуре).
    (Экономически развитое государство, высокий ВВП на душу населения, 72% ВВП приходится на сферу обслуживания).
  15. Что вы знаете об экономических и интеграционных связях Канады? (Входит в “большую восьмерку стран Запада”, член НАФТА).
  16. Назвать основные отрасли промышленности страны. (Цветная металлургия, деревообрабатывающая промышленность: самый большой ЦБК в мире, высокая доля электроэнергетики: самый высокий показатель выработки электроэнергии на душу населения в мире).
  17. Перечислить виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортером? (Нефть, газ, цветные металлы).
  18. Почему в Канаде в последние десятилетия повысился интерес к освоению районов Севера? (В связи с истощением природных ресурсов в освоенных районах).
  19. Назвать отрасли специализации в сельском хозяйстве. (Зерновое хозяйство – отрасль международной специализации Канады).
  20. Где располагается главный “лесной цех” страны? (Провинция “Британская Колумбия”).
  21. Какой вид спорта изобретен в Канаде? (Хоккей с шайбой).
  22. Что такое очаговый тип освоения территории, и для какой части страны он характерен? (Северная часть Канады – район с экстремальными природными условиями, характеризуется не сплошным, выборочным освоением).
  23. Какой водопад расположен на границе США и Канады? Как считают ученые, он все время “в пути”, продвигается вверх по реке в среднем на 80 см в год. Почему это происходит? (Ниагарский водопад, левая его часть принадлежит Канаде, правая США. За счет разрушения горных пород водопад смещается вверх по течению реки).

Подведение итогов.

Подсчитывают количество набранных жетонов. Учитель оценивает учащихся.