Программа предметно-ориентированного курса "Изучение ономастики – путь к познанию своего края"

Разделы: Русский язык


Рецензия на программу элективного курса «Изучение ономастики - путь к познанию своего края», составленную учителем русского языка и литературы средней общеобразовательной школы N2 80 г. Кемерово Порохиной Татьяной Викторовной

Рецензируемая программа направлена на формирование духовно богатой, гармонически развитой личности через освоение языка как формы выражения национальной культуры. Культурологический подход, определяющий выбор программного материала, направлен на углубление знаний обучающихся 9- х классов об именах собственных, расширению знаний о родном языке.

В Пояснительной записке автор указывает на необходимость изучения ономастики Сибири и истории родного края, обосновывая актуальность данной работы и раскрывая ее целеполагание. Данную программу отличает четкое и последовательное построение, раскрывающее основные этапы исследовательской деятельности обучающихся основной школы по изучению и классификации языкового материала, непосредственно связанного географическими объектами Кузбасса.

Правомерным является обращение автора – составителя как к уже изученным, так и к незнакомым темам курса русского языка. Особое внимание автор обращает на то, что изучение лингвистического краеведения направлено на развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Это формирует у школьников аналитические навыки, развивает интерес к изучению предметов гуманитарного цикла, что в целом способствует формированию общей культуры личности и развитого гуманитарного мышления школьника. В целом содержание программы позволит обучающимся повысить свою лингвистическую, языковую, культуроведческую и коммуникативную компетенции, что обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям.

К основному содержанию программы автор предлагает календарно тематическое планирование, дает методические рекомендации, определяет особенности работы учителя по каждой теме, а также список литературы.

Практическая значимость работы раскрывается в приложениях, (тексты, дидактический материал, таблицы), которые показывают самостоятельность автора-составителя и опору на собственный педагогический опыт.

Практическая направленность программы элективного курса «Изучение ономастики - путь к познанию своего края» способствует формированию целостного мировоззрения
обучающихся. В целом рецензируемый материал заслуживает высокой положительной оценки.

Данная программа апробирована на базе средней школы № 80 г. Кемерово и может быть рекомендована для работы в условиях предпрофильной подготовки обучающихся основной школы, а также для распространения в широкой педагогической практике.

Рецензент: Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин КРИПКиПРО, канд. пед. наук, И. Г. Вертилецкая

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Изучение ономастики - путь к познанию своего края» предлагается учащимся 9-х классов общеобразовательных и профильных школ. Она направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку.

Введение данного курса в процессе обучения девятиклассников своевременно и актуально, так как направлено на воспитание гражданственности и патриотизма; на осознание учащимися языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. Формированию культуроведческой компетенции обучающихся способствует ознакомление с большим и необычным языковым материалом - основными разрядами имен собственных в ракурсе лингвистического краеведения - ономастикой Кузбасса, ономастикой Сибири.

Региональная ономастика, непосредственно связанная с географическими объектами Кузбасса, литературным краеведением, отражает как социально-исторические особенности развития края, так и духовную культуру региона. Такой культурологический подход к содержанию программы помогает педагогу решить задачи (познавательно-исследовательские, развивающие, воспитывающие), способствующие углублению знаний учащихся об именах собственных, расширению и углублению знаний о родном крае.

Необходимость введения данного курса очевидна. К тому же, следует отметить, что программ по ономастике в рамках лингвистического краеведения нет. Элективный курс «Топонимика Кузбасса», составленный Т. Н. Никоновой,* рассматривает лишь один из разрядов имен собственных-топонимы, а имеющиеся работы по литературному краеведению не затрагивают вопросов литературной антропонимики Кузбасса.

*См.: Предпрофильная подготовка. Гуманитарные дисциплины. [Текст]: учебно-методическое пособие. Часть 2. / Под ред. И. Г. Вертилецкой. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005... С. 12 -16.

Содержание курса «Изучение ономастики - путь к познанию своего края» построено с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

В связи с этим важнейшими целями курса являются:

  • создание условий для углубления знаний обучающихся об основных разрядах имен собственных (на региональном материале);
  • совершенствование умений и навыков учащихся в работе со справочной литературой по региональной ономастике;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

  • содействовать формированию интереса учащихся к изучению языковых явлений;
  • познакомить учащихся с лингвистическими понятиями из сферы ономастики,  способствующими расширению кругозора школьников;
  • развить навыки исследовательской деятельности;
  • привить интерес к сбору и анализу собственных именований на основе краеведческого материала;
  • выявить связь ономастики с историей, литературой и языковой принадлежностью народов земли Кузнецкой.

Достижение указанных целей и решение соответствующих им задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической, а также культуроведческой компетенций обучающихся.
В результате прохождения курса по выбору учащиеся должны знать:

  • основные понятия ономастики;
  • отдельные факты из истории топонимов родного края;
  • основные понятия литературной ономастики;

уметь:

  • работать с ономастическими словарями (ономастиконами);
  • вести исследовательскую деятельность, направленную на изучение и классификацию языкового материала на основе географии региона;
  • анализировать функционально-семантические особенности собственных в произведениях кузбасских поэтов и прозаиков.

Особенность курса состоит в том, что автором программы было изучено и переработано большое количество научных работ по ономастике, в том числе и по региональной лексикографии, что помогло составителю охватить вопросы многих предметов школьной программы - русского языка, литературы, истории, географии, музыки. Такое построение курса позволяет органично сопрягать программный материал с материалом, выходящим за рамки школьной программы.

Помимо пояснительной записки, данная программа включает в себя содержательную часть, отображающую наполнение курса фактическим и проблемным материалом, а также тематическое планирование, формы контроля усвоенного материала, список литературы, использованной при составлении программы.

Приложения к программе, содержат контрольные материалы для зачетов по всему курсу, дополнительные задания для самостоятельных работ, задания творческого характера, тексты для анализа ономастических единиц, орфографический словарик.

Программа предусматривает такие формы работы, как: учебное занятие, практикумы, дискуссии, экскурсии. Большое внимание уделяется организации самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся, индивидуальной работе с ними.

Структура программы включает пять основных разделов, в том числе:

  • Ономастика как наука; ее разделы и аспекты.
  • Антропонимика.
  • Топонимика.
  • Ономастика Кузбасса.
  • Историческая и литературная ономастика Сибири.

Оценка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью зачета, к которому девятиклассники должны предоставить реферат, выполненный на основе изучения регионального материала. Это дает большие возможности обучающимся для их участия в областной научно-практической конференции по лингвистике и языкознанию «Интеллектуал».

Разработанный курс поможет организовать предпрофильную подготовку, направленную на оказание помощи девятиклассникам в выборе филологического профиля с учетом их интереса к изучению языковых явлений.

Элективный курс «Изучение ономастики - путь к познанию своего края» имеет огромное воспитательное значение. В процессе поисковой, аналитической деятельности учащиеся собирают и систематизируют ценный краеведческий материал. Эта работа, связанная с изучением истории названия городов, улиц, рек, народностей, с изучением литературного краеведения, воспитывает интерес к родному краю, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою малую родину.

Данный курс рассчитан на 68 часов.

Учебно-тематический план (приложение).

Содержание программы и методические рекомендации к проведению занятий

1.1. Введение. Ономастика как наука: ее разделы и аспекты. Предмет ономастики и антропонимики.

1.2. Разряды имен собственных: антропонимы, топонимы, этнонимы, зоонимы, ктематонимы, космонимы. Разряды топонимов (оронимы, гидронимы, ойконимы, микротопонимы). Современное развитие ономастической системы. Статус ономастики в языкознании 20 века. Основные этапы развития и связь с другими областями филологии. Членение ономастического пространства языка на разряды (классы имен собственных в языковой картине мира у данного народа). Значение имен собственных в жизни человека.

(В ходе лекции необходимо познакомить обучающихся с целями и задачами курса, а также углубить их представление о разрядах имен собственных.)

2.1. Антропонимика: понятие об антропониме, антропонимии, антропонимике. Антропонимические словари.

2.2. Историческая эволюция русского именника.

2.3. Христианские имена у народов России. Модели, формулы именования человека. Сходства и различия в системах именования человека у разных народов. Русская трехчленная модель именования, ее происхождение. Мотивирующие признаки в составе личных и фамильных имен. История русских имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Социальный статус имени. Народные и календарные (крестильные) имена у разных социальных слоев в разные периоды развития страны.

(ПО завершению работы со справочной литературой по антропонимике в библиотеках города, области, уместно провести устный журнал «Что означают наши имена?»)

3.1. Топонимика: понятие о топониме, топонимии, топонимике. Виды топонимов.

3.2. Топонимические словари (Словари географических названий). Связь топонимов с историей общества. Словообразование топонимов.

(По данному разделу уместно проведение викторины на тему «Географические названия на карте нашей страны»; школьной научно-практической конференции на темы: «Топонимическая лексикография», «Деятельность известных лексикографов-составителей Словарей географических названий»; деловой игры «Калейдоскоп географических названий», КВНа и т.п.)

4.1. Ономастика Кузбасса: введение в тему.

4.2. Топонимы Кузбасса: ойконимы, микротопонимы, гидронимы, этнонимы. Особенности топонимов Кузбасса. Связь топонимов с историей родного края. Почему наш край называется Кузнецким.

4.3. Географический словарь Кузбасса. «От Абы до Яи» А. А. Мытарева как опыт составления топонимического словаря Кемеровской области.

Топонимика Западной Сибири.

(Составляем тематические кроссворды «Занимательная топонимика».)

4.4. Топонимы на карте Кемеровской области.

4.5. История названия городов Кузбасса. История названий окружающих населенных пунктов Кемеровской области. «Ономастика Топкинского района» М. А. Перминой как опыт составления историко-топонимического словаря Кузбасса.

4.6. Этимология и словообразование «сибирских» ойконимов.

4.7. «От А до Я»: опыт составления орфографического словаря ойконимов Кузбасса.

4.8. Названия улиц (площадей, проспектов, бульваров) города Кемерово как отражение его истории. Отражение важных событий края, страны в названии улиц Кемерова. «Исторические», «географические», «космические», «трудовые», «символические», «цветовые» улицы, улицы- «настроения». Орфография микротопонимов Кузбасса (орфографический практикум): написание названий кемеровских улиц, площадей, проспектов, бульваров; театров, музеев, памятников; зрелищных организаций, спортивных сооружений; торговых центров, магазинов; газет, журналов; географических объектов (названий городов Кузбасса, Сибирского региона.)

(Составляем картотеку названий улиц по этимологической окраске микротопонима; оформляем альбом-путеводитель «Улицы нашего города».)

4.9. Гидронимы Кузбасса: этимологические версии. «Что в имени твоем, река?»: версии происхождения названия реки Томи. Словообразование названий рек Кузбасса (Сибирского региона). Семантика гидронимов Сибири. Оронимы Сибири: названия разных форм рельефа.

(Составляем картотеку названий гидронимов и оронимов Сибири. Проводим викторину на тему «Гидронимы и ойконимы на карте нашей области», готовим выступления содокладчиков на тему «Изучение топонимики - путь к познанию своего края». Проводим краеведческие игры на материале пособия Л. И. Соловьева «Краеведческие игры».- Кемерово, 1998.)

4.10. Этнография названий жителей Кемеровской области. Секреты этнографии Сибири.

4.11. Названия жителей Кузбасса на -ец-, -ак, - як-, -ск-, -к,. овчанин,- евчанин. Книга Д. В. Кацюбы и Р. В. Николаева «Этнография народов Сибири» как источник для исследовательской работы, сбора и систематизации материалов на тему «Варианты названий жителей Сибири»; как источник для составления нарицательного именника коренных жителей Кемеровской области (томских тaтap_ телеутов_ шорцев.) Смешение кетоязычного и самодийского населения с пришлыми ираноязычными и тюркоязычными кочевниками. Проникновение с Алтая и Хакасии групп носителей древнетюркского языка: древних тюрок, теле, кыргызов,_ кыпчаков.

(В систематизации материалов по этнографии поможет проведение беседы на тему «Духовная культура телеутов и шорцев». Завершением работы по данному вопросу может стать не только составление именника, но и написание этнографических очерков.)

4.12. Ономастика Кузбасса: антропонимы.

4.13. Имена почетных граждан города Кемерово. Опыт составления именника (энциклопедического справочника). Связь имени с историей родного края. Имена кузбассовцев - Героев Советского Союза. Имена поэтов и прозаиков Сибири - членов Союза писателей России. Имена кузбассовцев - Народных художников России. Имена прославленных спортсменов Сибири.

(В рамках городской программы «С любовью к городу» возможны выступления обучающихся на Уроках города по темам: «Музей гордится его картинами» (о художнике А. Н. Кирчанове), «Василий Федоров - выдающийся русский поэт», «Школа носит его имя» и т. п.)

4.14. Литературная ономастика Кузбасса: введение в тему.

4.15. Поэтическая топонимика: топонимы в творчестве писателей Кузбасса (И. Киселева, Г. Юрова, В. Федорова, Б. Бурмистрова, С. Донбая, А. Каткова, А. Иленко и др.) Семантика топонимов в поэтических текстах.

(Систематизируем материалы по поэтической топонимике. Сочиняем рифмованные загадки с использованием географических названий Кузбасса. Составляем и оформляем сборник «Детский фольклор Кузбасса. Загадки».)

4.16. Географический тезаурус в поэзии Виталия Крекова. Функциональносемантический аспект имен нарицательных и собственных в творчестве гКрекова как выражение тематического единства в его поэзии.

(Составляем приложение к сборнику стихов В. Крекова - «Географический словарик» - как опыт авторской лексикографии.)

4. 17. Концепты «Кузбасс», «Сибирь», «Россия», «Отчизна» в песенном творчестве Федора Завьялова. Объединение имен собственных в тематические группы как источник образования семантического поля поэтического текста, как источник понимания позиции автора-патриота своей малой родины.

4.18. Лексема «Кемерово» как центр смыслообразования поэмы Геннадия Юрова «Планета Кемерово». Имена собственные в поэме как выражение творческого (Я) писателя, как эмоциональное признание в любви к родному краю.

(Готовим творческие работы для выступления в библиотеках города.)

4.19. Ойконимы в творчестве Владимира Шумилова. «Были и легенды села Борисово». «Реальный» топонимикон села. Типы имен жителей села по их коннотативной окраске и речевому статусу.

4.20. Литературная антропонимика Кузбасса.

4.21. Мотив памяти в творчестве кузбасских поэтов и семантика мифологического имени собственного.

4.22. Имена собственные в поэтической публицистике Александра Ибрагимова: «Никто в одиночку не может достичь Бога», «Магический кристалл».

(Творческая работа (эссе) как результат исследования публицистики А. Ибрагимова.)

4.23. Особенности именования героев в фантастической повести Евгения Левшова «Древозавр». Имя реальное и имя фантастическое. Словообразование имен в повести. Теонимы в произведении писателя.

(Творческая работа на тему «Занимательное словообразование» (на материале повести Е.. Левшова).)

4.24. «Цветочные» ктематонимы и контекстуальный смысл цветочных образов в лирике Василия Федорова.

4.25. Функционально-семантическая характеристика имен собственных в поэмах, новеллах, статьях Василия Федорова.

(Творческая работа «Сибиряк, я рос в лесном краю...»: нарицательные названия деревьев, цветов, трав в стихах Василия Федорова».

Вариант: ту же работу можно выполнить на материале стихов Михаила Небогатова.)

4.26. Особенности нарицательных и собственных именований в русском фольклоре Кузбасса. Производные усеченные формы существительных в сказках, песнях, частушках. Нарицательные имена - космонимы и зоонимы. В фольклорном творчестве шорцев и телеутов (рассказы, легенды, сказки, песни.)

(Возможно проведение фольклорного лингвистического праздника.)

5.1. Историческая и литературная ономастика Сибири: введение в тему.

5.2. Имя человека. Антропонимические словари. Способы именования людей у народов Сибири. История формирования и динамика развития именника в Сибири.

5.3. Имя в речевом этикете Сибири. Модели именования человека и состав антропонимических формул у разных народов Сибири.

(Составляем антропонимический словарь «Имена народов Сибири.)

5.4. Имена собственные в песенной культуре Сибири.

5.5. Имя песенного героя как «социальная маркировка», социальный статус.

5.6. Именник Томского ведомства Пачинского села Предтеченской церкви.

5.7. Именник «Священнослужители, церковнослужители Сосновского острога».

5.8. Именник «Фотографы Томской губернии 2-0Й половины 19- нач.20в.»

5.9. Православные имена. «От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя»: опыт составления биографического словаря.

5.10. Семантика собственных имен в сибирской иконографии 18-20вв.

5.11. Имя как символ в иконографических сюжетах.

5.12. Сибирская проза: модели именования героев. Рассказы: «Владимирский барашек» Любови Никоновой, «Братья» Валентина Махалова, «Шура - дура» Юлии Лавряшиной, «Горькая встреча» Александра Галунчикова, «Бабушка Апрося» Анатолия Яброва.

(Выступления учащихся с письменными работами (лингвистический анализ рассказов).)

5.13. Функционирование имен собственных в романе В. П. Астафьева «Печальный детектив» (проблемы лексической интерпретации текста.) «Реальный» именник и личное имя литературных персонажей. Русские личные имена в речевой ситуации. Отчества и фамилии действующих лиц в романе. Прозвища в романе.

5.14. Прозвища в повестях В. П. Астафьева. Классификация прозвищ.

(Итог исследования текстов писателя - реферат (научная работа) для защиты на городской научно-практической конференции школьников «Интеллектуал».)

5.15. Итоговое занятие по курсу «Изучение ономастики - путь к познанию своего края».

(Презентация научного сборника «Ономастикон Кузбасса», орфографического словарика «От А до Я. Язык города: имена собственные», «Топонимического словарика Кузбасса». Выставка творческих работ, рефератов, выполненных на основе изучения регионального материала. Подведение итогов, награждение грамотами, дипломами участников творческих встреч, конкурсов, городской и областной научно-практической конференции школьников «Интеллектуал» (лингвистика и литературоведение).)

Примечания *

К разделу 5.1.

  • Учитель может на занятии использовать также произведение Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»: исторический аспект (имена собственные);
  • Включить тему «Сибирь в произведениях В. Распутина: имена собственные»;
  • Систематизировать с учащимися материалы по исторической и литературной ономастике Сибири и составить научный сборник «Литературное краеведение в Сибири».

К разделу 5.14. Можно провести анкетирование учащихся своей школы на тему «Индивидуальные прозвища школьников и учителей». Собрать и систематизировать материал на базе своей школы и других школ города Кемерово. Приготовить учащихся к выступлению по данной теме.

Тезаурус

  • Антропоним - собственное имя человека
  • Антропонимика - наука об антропонимах
  • Антропонимия - совокупность антропонимов
  • Гидронимы - названия рек, озер, морей и др. географических объектов
  • Зоонимы - клички животных
  • Космонимы - собственные имена - названия звезд, созвездий, планет      и других объектов звездного неба
  • Ктематонимы - названия предметов материальной и духовной культуры: кораблей, поездов, театров, произведений литературы и искусства, исторических событий, научных и культурных программ, атмосферных явлений (тайфунов, ветров, морских течений и так далее)
  • Литературная ономастика - имена собственные в художественном произведении
  • Микротопонимы - названия небольших, обычно мало известных географических объектов
  • Топонимика - наука о названиях географических объектов
  • Ойконимы - названия городов, сел, деревень
  • Ономастика - комплексная наука об именах собственных
  • Оронимы - названия гор, долин, низменностей и других форм рельефа
  • Этнонимы - названия народов, племен и других этнических общностей
  • Теонимы - названия мифических существ - богов, демонов и т.п.

Контрольные материалы к зачету по курсу «Изучение ономастики - путь к познанию своего края»

  • Анализ одной из работ по ономастике, например, «Топонимика Западной Сибири» И. А. Воробьева. - Томск, 1977.
  • Анализ одного из поэтических текстов писателей Кузбасса с точки зрения использования в них имен собственных (Приложение 2).
  • Анализ одного из прозаических текстов писателей Сибири с точки зрения функционирования имен собственных (в произведениях, указанных в тематическом планировании).

Примерный перечень вопросов по теории:

  • Что изучает ономастика, каковы ее разделы, аспекты и методы описания материала в современном языкознании.
  • Что изучает топонимика, классы топонимов. Основные топонимические словари.
  • Что изучает антропонимика, каковы ее разделы и классы антропонимов, их взаимосвязь в речи и истории языка.
  • Имя собственное как лексическая единица языка и речи.
  • Семантика имени собственного в современной лингвистике.
  • Состав именника личных и фамильных имен и факторы, влияющие на их развитие. Основные антропонимические словари.
  • Модели именования человека и состав антропонимических формул у разных народов России.
  • Выбор способа именования человека в разных речевых ситуациях: имя в речевом этикете у разных народов России.
  • История формирования и динамика развития именника в русском языке.
  • .Способы именования людей у народов Сибири.
  • 0собенности топонимов Кузбасса.
  • Классификация ктематонимов Сибири.

Дополнительные задания (межпредметный уровень)

География.

1) Вопросы для составления кроссворда на тему «Реки Кузбасса». (Раздел курса «Топонимика», тема курса «Гидронимы»).

По горизонтали: 4. Река в Новокузнецке (36.) 6. Река в Крапивинском районе (56.) 7. Река в Китатском бобровом заказнике (56.) 8. Правый приток реки Усы (56.) 9. Приток реки Ини, известный находками археологических памятников (26.) 10. Река в Кузнецкой степи, известная месторождениями огнеупорных глин (66.) 13. Правый приток реки Ини в Беловском районе (46.) 14. Река в Горной Шории, на берегах которой был заложен один из первых железных рудников (76.) 16. Приток реки Серты, носящий имя таежного растения (56.) 18. Главная река Кузбасса (46.) 21. Река в Юргинском районе (76.) 23.Приток реки Кии, носящий мужское имя (36.) 24. Приток реки Ортон, описанный Г. Е. Щуровским В книге «Путешествие по горному Алтаю» (56.) 25. Приток Кондомы, название которого сходно с названием детской игрушки (36.) 26. Река в Кузнецкой степи (36.).

По вертикали: 1. Река на севере области (76.) 2. Приток реки Томи, на берегах которой прошло детство Героя советского союза шорца Михаила Куюкова (76.) 3. Река в Мариинском районе (66.) 5. Левый приток реки Усы (56.) 11. Левый приток Кондомы (66.) 12. Река в Горной Шории (76.) 13. Река, на берегах которой открыто месторождение марганцевых руд (36.) 15. Левый приток реки Томи в нижнем течении (76.) 17. Приток реки Кии (56.) 19. Правый приток реки Яи (56.) 20. Река в Новокузнецком районе (76.) 22. Река в Кемеровском районе, известная месторождением девонских углей-сапромикситов (66.) 23. Речка в городе Юрге (46.) 24. Река в окрестностях города Мариинска (46.) 24. Река, левый приток Чулыма, на берегах которой прошло детство поэта Василия Федорова (46.) 27. Река на севере Кемеровской области (26.).

Русский язык.

2) Используя имена собственные из составленного вами кроссворда, напишите сочинение - зарисовку на тему «Портрет родного края».

3) Орфографическая работа на тему «Ойконимы Кузбасса».

Задание. По каким орфографическим признакам можно распределить названия городов (районов, крупных населенных пунктов) Кузбасса?

Осинники, Киселевск, Белово, Ленинск - Кузнецкий, Прокопьевск, Анжеро - Судженск, Гypьeвск, Промышленное, Чvлым, Раздолье, Усть - Сосново, Черемичкино, Усть- Кабырза, Кондома, Ильинка, Борисово, Барачаты, Шевели, Банново, Чvсовитино, Шабаново, Воскресенка, Салаир, Таштагол.

(«Удвоенный согласный в слове», «Проверяемый гласный в корне слова», «Гласные и, а, у перед шипящими в корне слова (жи-ши, ча- ща,чу-щу;», «Непроверяемый гласный в корне слова», «Дефисное написание имен существительных», «Разделительный ь в корне слова», «Написание в словах сочетаний - чк, -чн и др.»)

4) Какие разряды имени собственного представлены в данном стихотворении?

***

Звезду открыли в царстве Зодиака.
Ее название послужит добрым знаком.
Планета Кемерово!
Твой высокий зов
Звучит во мне тревожней с каждым часом.
Мерцая меж Юпитером и Марсом,
Ты посмотри на Млечный путь Кузбасса –
Созвездие вечерних городов.

(Космонимы, ойконuмы.)

Литература

5) Восстановите стихотворный текст, используя слова в скобках:

Ты мой друг - ...............
Ну а я - твой землячок.
Мы живем у ................
Мы с тобой..................
Даже маленький снегирь
Любит снег, мороз,.........

А в………город есть,
Что не можно глаз отвесть:
Протекает.............................. ..........
То бурлива, то тиха.
Краше города не сыскать,
Град тот………….звать.

(Кемерово, Сибирь, Томь - река, сибирячок, сибиряки)

История

6) Викторина «Страницы истории родного края» (к теме курса «Микротопонимы города»).

1. Улица, начинающаяся от Притомской набережной, на которой памятник воинам-кузбассовцам, погибшим в годы ВОВ?

2. В 1965 году улица Барнаульская была переименована в улицу имени. . .?

3. Он был организатором АИК «Кузбасс». Его именем названа улица в Рудничном районе?

4. Эта улица названа именем шахтера, Героя Социалистического труда, кавалера трех степеней знака «Шахтерская слава», «Лауреата премии Кузбасса»? (Рудничный район):

5. Эта улица названа именем Героя Советского Союза по просьбе однополчанкемеровчан. Здесь расположен лицей 89?

6. Пересечение двух улиц: одна названа в честь первой женщины-космонавта, другая - именем первого космонавта планеты?

7. Назовите 12 улиц, носящих имена выдающихся людей нашей страны?

Ответы: 1. Весенняя. 2. Коломейцева. 3. Рутгерса. 4. Ракитянского. 5. Смирнова. 6. Терешковой. Гагарина. 7. Кирова, Дзержинского, Орджоникидзе, Островского, Калинина, Мичурина, Нахимова, Ленина, Лядовой, Тухачевского, Чкалова, Черняховского.

7) Комплексное задание: контрольный тест с учетом всех изученных тем курса.

8) Итоговая контрольная работа «Что в имени твоем, Земля Кузнецкая»?

9) Вариант: защита реферата на одну из предложенных тем: 1. «Ономастикон Кузбасса». 2. «Функционирование имени собственного в художественном произведении». (На материале 1-2 прозаических текстов писателей Сибири»).

10) Письмо - рефлексия «Войдя в мир ономастики…».

Приложение 1. Задания по ономастике

Приложение 2. Тексты для анализа ономастических единиц

Приложение 3. Характеристика шорских топонимов

Приложение 4. Материалы для контролдьных и проверочных работ, уроков – практикумов и подготовки к ЕГЭ

Приложение 5. Информационный материал к разделу 4.8

Литература для учителя

А. Ономастические словари и справочники

1. Веселовский, С. Б. Ономастикой: Древнерусские имена, прозвища и фамилии [Текст] / С. Б. Веселовский. -М.: Наука, 1971.

2. Никонов, В. А: Словарь русских фамилий [Текст] / В. А. Никонов. - М., 1993.

3. Петровский, Н. А. Словарь русских личных имен [Текст] / Н. А. Петровский. - 4-е изд., дополн. - М., 1995.

4. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст] / Н. В. Подольская. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Наука, 1988.

5. Системы личных имен у народов мира [Текст] / Институт этнографии АН СССР. - М.: Наука, 1986.

6. Справочник личных имен народов РСФСР [Текст] / Отв. ред. А. В. Суперанская. - 3-е изд. - М., 1987.

7. Суперанская, А. В. Словарь русских личных имен [Текст] / А. В. Суперанская. - М., 1998. [Введение: как складывалась система русских имен.]

8. Тихонов, А. Н. Словарь русских личных имен [Текст] / А. Н. Тихонов. М., 1995. [Гнездовой, нормативный, включает все производные дериваты каждого имени в разговорной речи.]

1. Бедин, В. И. От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя. Опыт биографического словаря [Текст] / В. И. Бедин, М. М. Кушникова, В. В. Тогулев. - Кемерово, 1998.

2. Историческая энциклопедия Кузбасса [Текст]: в 3-х т. - Кемерово, 1996.

3. Мытарев, А. А. От Абы до Яи. Географический словарь Кемеровской области [Текст] / А. А. Мытарев. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1970.

4. Пер мина, М. А. Ономастика Топкинского района. 17 - начало 21 вв. [Текст]: историко-топонимический словарь / М. А. Пермина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003.

Б. Основная рекомендуемая литература

1. Антропонимика [Текст]: Сб. статей. - М., 1970.

2. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика [Текст] / В. Д. Бондалетов. - М., 1983.

3. Горбаневский, М. В. В мире имен и названий [Текст] / М. В. Горбаневский. - М., 1987.

4. Кторова, А. Сладостный дар имен, или тайна имен и прозвищ [Текст] / А. Кторова. - М., 2002.

5. Личные имена в прошлом, настоящем, будущем [Текст]. - М.: Наука, 1970.

6. Мурзаев, Э. М. География в названиях [Текст] / Э. М. Мурзаев. - М, 1979.

7. Никонов, В. А. Имя и общество [Текст] / В. А. Никонов. - М., 1974.

8. Никонов, В. А. География фамилий [Текст] / В. А. Никонов. - М.: Наука, 1965.

9. Сейгомицкая, Г. П. Занимательная топонимика [Текст] / Г. П. Сейгомицкая. - М., 1990.

10. Селищев, А. М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. Избранные труды [Текст] / А. М. Селищев. - М., 1968 (или по изд. 2003).

11. Силаева, Г. А. Антропонимия художественных произведений [Текст] / Г. А. Силаева. - Рязань, 1986.

12. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного [Текст] / А. В. Суперанская. - М., 1973.

13. Суперанская, А. В. Что такое топонимика? [Текст] / А. В. Суперанская. М., 1985.

14. Унбегаун, Б. О. Русские фамилии [Текст] / Б. О. Унбегаун. - 2-е изд. - М., 1995.

15. Фонякова, О. И. имя собственное в художественном тексте [Текст] / О. И. Фонякова.

16. Чичагов, В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий [Текст]: Вопросы русской исторической ономастики 15-17 вв. [Текст] / В. К. Чичагов. - М., 1959.

17. Эстафета имен... [Текст] // Вопросы ономастики: вып. 3. - М., 1976.

18. Этническая ономастика [Текст]: Сб. статей. - М., 1984.

19. Этнография имен [Текст]. - М., 1971.

20. Языковая номинация [Текст]: Общие вопросы. - М.: Наука, 1977. - Гл. 6.

1. Альманах «Разыскания» [Текст]. - Кемерово: ФГУШ1П «Кузбасс», 2004. 2. Воробьев, И. А. Топонимика Западной Сибири [Текст] / И. А. Воробьев. Томск, 1977.

3. Воробьева, И. А. Язык Земли [Текст]. / И. А. Воробьева. - Новосибирск, 1983.

4. Измайлов, В. Твой город [Текст] / В. Измайлов. - Кемерово, 1061.

5. Земля Кузнецкая [Текст]: альманах о природе. Статьи. Очерки. Рассказы. Стихи / Сост. Г. Е. Юров. - Кемерово: Книжное издательство, 1990.

6. Ильичев, А. И. География Кемеровской области [Текст] / А. И. Ильичев, Л.И. Соловьев. - Кемерово: Книжное издательство, 2003.

7. Казаркин, А. П. Литературное краеведение в Кузбассе [Текст] / А. П. Казаркин. - Кемерово, 1993.

8. Кацюба, Д. В. Духовная культура телеутов [Текст] / Д. В. Кацюба. Кемерово: КемГУ, 1993.

9. Кацюба, Д. В. История Кузбасса [Текст] / Д. В. Кацюба. - Кемерово: Книжное издательство, 1983.

10. Кацюба, д. В. Этнография народов Сибири [Текст] / Д. В. Кацюба, Р. В. Николаев. - Кемерово, 1994.

11. Кемерово. Путеводитель. [Текст]. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1987.

12. Кимеев, В. М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки [Текст] / В. М. Кимеев. - Кемерово: ОблИУУ, 1994.

13. Кокорина, Л. Я. Лингвистическое краеведение в школе [Текст] / Л. Я.Кокорина. - Кемерово, 1990.

14. Кокорина, Л. Я. Топонимы Кузбасса на уроках русского языка [Текст] / Л. Я. Кокорина. - Кемерово, 1998.

15. Планета Кемерово. Геннадий Юров. Поэмы [Текст]. - Кемерово: Кем. кн. изд., 2003. – («Поэтическая хроника Красной горки»).

16. Портрет родного края. Наши города [Текст] / Научно-популярное издание.- Кемерово: Книжное издательство, 1990.

17. Портрет родного края. Остановись у родника [Текст] / Научно-популярное издание. - Кемерово: Кемеровское книжное изд., 1990.

18. Почетные граждане города Кемерово [Текст]. - Кемерово, 1998.

19. Юров, Г. Е. Река родная [Текст] Документальное повествование о Томи / Г. Е. Юров. - Кемерово: Книжное издательство, 1979.

20. Шабалин, В. М. Тайны имен Земли Кузнецкой [Текст] / В. М. Шабалин. Кемерово, 1994.

Литература для обучающихся

1. Мурзаев, Э. М. Топонимика - популярная [Текст] / Э. М. Мурзаев. - М.: Знание, 1973.

2. Никонов, В. А. Краткий топонимический словарь [Текст] / В. А. Никонов. М., 1966.

3. Никонов, В. И. Ищем имя [Текст] / В. И. Никонов. - М.: Советская Россия, 1988.

4. Полякова, Е. Н. Из истории русских имен и фамилий [Текст] / Е. Н. Полякова. - М.: Просвещение, 1975.

5. Поспелов, Е. М. Школьный топонимический словарь [Текст] / Е. М. Поспелов. - М: Просвещение, 1988.

6. Суперанская, А. В. Как вас зовут? Где вы живете? [Текст] / А. В. Суперанская. - М.: Наука, 1964.

7. Успенский, Л. Имя дома твоего [Текст] / Л. Успенский. - Л., Детская литература, 1972.

8. Федосюк, Ю. Русские фамилии [Текст]: популярный этимологический словарь / Ю. Федосюк. - М.: Детская литература, 1072.

1. Аборигены Кузбасса [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

2. Историческая энциклопедия Кузбасса [Текст]: в 3-х т. - Кемерово, 1996.

3. Кацюба, Д. В. История Кузбасса [Текст] / Д. В. Кацюба. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1993.

4. Кимеев, В. М. Касьминские чалдоны [Текст] / В. М. Кимеев. - Кемерово: Книжное изд-во, 1983.

5. Мытарев, А. А. Географический словарь Кузбасса [Текст] / А. А. Мытарев. - Кемерово, 1970.

6. Соловьев, Л. И. Живи, Кузнецкая земля! [Текст] / Л. И. Соловьев. Кемерово, 1997.

7. Соловьев, Л. И. Краеведческие игры [Текст] / Л. И. Соловьев. - Кемерово, 1998.

8. Юров, Г. Труженица Томь [Текст] / Г. Юров. - Кемерово, 1974.

9. Шабалин, В. Тайны имен земли Кузнецкой [Текст] / В. Шабалин. Кемерово, 1994.

10. Поэты и прозаики Кузбасса. (Стихи, рассказы, повести, очерки: на выбор учителя относительно разделов и тем данного курса).