Тема урока "Раз словечко, два словечко!" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель. Развитие речи младших школьников.

Задачи урока.

  • Обучение составлению текста в стихотворной форме.
  • Формирование умения подбирать слова-синонимы.
  • Формирование навыка выделения грамматической основы предложения.
  • Развитие памяти, воображения, мышления, речи.

Ход урока

1. Организация начала урока.

– Здравствуйте, дорогие родители и гости! Мы очень рады встрече с вами, т. к. хотим поделиться с вами радостью, радостью открытия новых знаний, приобретения новых умений. Мы стали настоящими исследователями, мы научились наблюдать, и мы сегодня это продемонстрируем!

2. Актуализация знаний и практических умений.

– Что вы можете сказать о сегодняшнем дне! (Солнечный, хороший, теплый, радостный…)

– Иными словами, вас сегодня погода радует. Подберите слова, с помощью которых можно описать сегодняшнюю погоду. (Погода хорошая, замечательная, радующая…)

– А день как можно назвать, раз погода вас радует? (Погожий)

– Кто напишет это слово на доске? (Дети пишут, объясняя орфограммы)

– Посмотрите на мой погожий день! (Приложение)

– В этот замечательный день мы видим на улице кого? (Мужчину, человека, дяденьку, папу…)

– Как назвать людей, которых вы видите на улице, они проходят мимо вас? (Прохожие)

– Это слово нам тоже пригодится! (Один из учеников записывает на доске, объясняя орфограммы)

– Вы увидели прохожего, он привлек чем-то ваше внимание, и у вас возникли какие-то мысли! Выскажите их! (Дети придумывают предложения о прохожем)

– А можно эти мысли объединить? Что получится? (Текст)

– Мы сегодня составим текст об этом прохожем, но непростой, а стихотворный! Что это значит?

(Все слова в этом тексте нужно подобрать так, чтобы получилось стихотворение, т.е. концы строчек должны быть рифмующимися.)

3. Система подводящих творческих задач.

– Я вам помогу, если хотите! Вот начало нашего стихотворения.

Плакат:

Как-то в один день _________________________
Шел по улице ______________________________
Шел и что-то напевал.
Про ________________________________ * * * *
И _______________________________________ ,
__________________________________________
Он_______________________________________

– Прочитаем первые две строчки, какие слова уже можно вставить? (На доске уже написаны слова “прохожий”, “погожий”)

Как-то в один день погожий
Шел по улице прохожий,
Шел и что-то напевал

– Рисунок подскажет, про что он напевал. (Про снежинки)

– Давайте подберем определение к слову “снежинки”, опишем их, расскажем о них, какие они.

(Веселые, летящие, красивые, забавные…)

– А что такое снежинки вообще? (Замерзшая вода) Что такое замерзшая вода? (Лед) Так что такое снежинки? (Льдинки!)

– Это изображение (на слайде) поможет сказать о льдинках красиво. (Танцующие льдинки!) Приложение

Выкладываем на плакат:

Про летящие снежинки
И танцующие льдинки

– А дальше неплохо бы вставить образное сравнение. С чем можно сравнить снежинки?

(Подбор рифмующихся слов: пушинки, картинки, машинки…)

– Какие слова помогут выстроить образное сравнение? (Как, будто, словно, точно)

– Осталось подобрать определение к слову “пушинки”. (Легкие, веселые, воздушные…)

Как-то в один день погожий
Шел по улице прохожий,
Шел и что-то напевал
Про летящие снежинки,
И танцующие льдинки,
Словно легкие пушинки,
Он____________________________ .

– Вот теперь про самого прохожего, что же он делал с этими снежинками? К какому слову нужно подобрать рифму? (Прохожий что делал? Шел и напевал.) Слово “напевал” в конце строчки, значит, к нему подобрать рифму, чтобы закончить стихотворение.

– Напевал – собирал, глотал, хватал, мешал, ломал…

4. Творческая работа.

– Придумайте последнюю строчку сами и запишите ее!

– Кто готов прочитать свою версию? (Он в ладони собирал. Он их весело глотал. Он их в воздухе мешал. Он руками их хватал.)

5. Репродуктивная деятельность.

(После проговаривания по слогам и обычным текстом записываем первые две строчки по памяти. А остальные списываем, добавляя свою последнюю строчку.)

Как-то в один день погожий
Шел по улице прохожий,
Шел и что-то напевал
Про летящие снежинки,
И танцующие льдинки,
Будто легкие пушинки,
Он в ладони собирал.

6. Взаимопроверка по образцу.

7. Повторение ранее изученного материала.

– Подчеркните основу предложения. Непонятно, такое трудное большое предложение! Трудно, значит, нужно найти, о чем вообще говорится в стихотворении. (Здесь два предложения: сначала говорится о прохожем, который шел и напевал.)

– Найдите и прочитайте первое предложение. (Как-то в один день погожий шел по улице прохожий, шел и что-то напевал про летящие снежинки.)

– А потом что и о ком говорится? (Про него же, и он собирал танцующие льдинки.)

– Прочитайте второе предложение. (И танцующие льдинки, будто легкие пушинки, он в ладони собирал.)

– Теперь легче найти основы этих предложений! (1. Прохожий шел и напевал. 2. Он собирал.)

– Надпишите над каждым словом в предложении часть речи, обозначающую это слово.

– Кто готов прочитать? (Один читает, другие проверяют, соглашаются или не соглашаются.)

8. Итог урока.

– Вернемся к нашему прохожему. У вас настроение в конце урока такое же или нет? Почему? Кому трудно было и в чем? Почему? Получили вы удовольствие от урока? Почему? Оцените свою работу на уроке сами с помощью наших смайликов!