Развитие познавательной и творческо-поисковой активности младших школьников через развивающие игры и упражнения

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


“Сознательное усвоение знания
есть продукт мышления, а
открытие знаний требует
самого мышления”.
С.А.Рубинштейн

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребенка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике.

Но проблема развития комплекса свойств личности ребенка, входящих в понятие

“творческие познавательные способности”, быстро не решаются. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач (или нестандартных) не принесет желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Какие же существуют основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников.

Назовем их по степени усложнения познавательной деятельности, начиная с самых простых.

1. Быстрота реакции, или скорость припоминания программного материала.

Известно, что по этому качеству можно выделить детей, так называемых быстродумов и тугодумов. Причем очень часто последние из них не являются слабыми детьми. Просто они такие, какие есть. Это данность. Но медлительность таких учеников постепенно приводит к тому, что в условиях ограниченности времени урока и частого нежелания учителя дождаться правильного ответа они начинают терять не только уверенность в своих силах, но и интерес к тому, что изучают, становятся интеллектуально пассивными. Вот вам и одна из простейших и распространенных причин неуспеваемости, казалось бы, успешного ребенка. Можно и нужно ли с этим мириться? Стоит ли отчаиваться и считать тугодумство приговором? Конечно же, нет! Надо только регулярно тренироваться и формировать в ребенке веру в собственные возможности, убедив его, что успех обязательно придет к каждому!

2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе любой эффективной познавательной деятельности учащихся.

Для успешного обучения в школе выделим важнейшие из них: внимание (особенно произвольное), различные виды памяти (зрительная, слуховая), воображение. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.

Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от его особенностей зависит, может ли ребенок достаточно быстро перейти от одного вида работы к другому, как долго он может заниматься с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленить объект и рассматривать, изучать его продолжительное время.

Трудность формирования целенаправленного внимания в первую очередь обусловлено тем, что для младшего школьника характерно непроизвольное внимание, которое и развивать-то не надо. Интересный рассказ учителя, яркое впечатление от прочитанного – и ребенок “весь внимание”. Но ведь в школьной практике ученику чаще необходимо применять усилие, заставить себя быть внимательным. Создать необходимые условия для преодоления недостатков в проявлении этого важного качества и дальнейшего развития его свойств можно лишь в том случае, если хорошо знать особенности внимания, характерные для того или иного ученика, и целенаправленно формировать недостающие его звенья.

Память – это “ основа, на которой творит мозг”.

В младшем школьном возрасте память еще находится в процессе становления, и уровень развития тех или иных ее особенностей во многом определяет успешность обучения. Ученики начальной школы пока еще не всегда понимают, что означают слова “выучите”, “запомните”, “заучите”. Они не умеют запоминать целенаправленно, не владеют способами рационального запоминания, пока еще не велик объем их кратковременной памяти. Ничего страшного в этом нет. Выход один - надо постоянно тренировать “западающие” виды памяти, и в первую очередь слуховую, т.к. традиционной школе практике на уроке в основном преобладает устное объяснение учителя.

Следующий показатель сформированности творческих способностей младших школьников.

3. Уровень развития логического мышления ученика.

Он определяется главным образом сложности умственных действий и операций.

Целенаправленная выработка рациональных приемов умственной деятельности,

Формирование умения решать частично-поисковые познавательные задачи подготовят детей к решению нестандартных проблем.

4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.

Ориентаций современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает, частности, необходимость гармоничного сочетания собственно-учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных, развивающих занятий, целенаправленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач.

Приведу в пример несколько упражнений, которые можно использовать, как на занятиях ГПД, так и в учебном процессе.

Например, упражнение “Графический диктант”, отнесенный в силу своей специфике к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует так же развитию внимания, памяти, самоконтроля, функции мелкой моторики руки.

Игра “Угадай слово” при своей выраженной логической направленности требует от учащихся так же концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.

Упражнение “Муха”. Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3/3. “Муха” перемещается с одной клетки на другую по командам “вверх”, “вниз”, “влево”, “вправо”. Исходное положение “мухи”- центральная клетка поля. Играющие должны, внимательно следя за указываемыми учителем перемещениями “мухи”, определить на какой клетке она будет находиться к концу игры (от 4 -15 ходов). Это упражнение можно использовать в целях промежуточной диагностики развития внимания и пространственной ориентировки: детям предлагается указать конечное положение “мухи” на поле,

начерченное ими в тетради, или же на специально подготовленной карточке.

“Лабиринты”

Смысл заданий такого рода заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-либо характерными деталями. Задания такого рода достаточно просты только в случае, если необходимые приметы предъявляются одновременно с лабиринтом. По мере развития школьников задание усложняется: инструкция к лабиринту дается заранее, например в самом начале занятия, а сам лабиринт - по прошествии некоторого времени. Таким образом, детям нужно вспомнить необходимые приметы.

Такое упражнение способствует развитию не только пространственного восприятия, но и развитию памяти, внимания, навыков самоконтроля.

“Дорисуй девятое”

Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Это упражнение направлено на развитие наглядно-образного мышления, способности анализировать и умение строить простейшие обобщения.

“Исключи лишнее”

Детям предлагается группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти “лишнее” слово, не относящееся к указанному понятию.

Решений заданий такого рода и их обсуждение показывают детям возможность наличия

у одной задачи нескольких правильных ответов, развивают их умение обосновывать свою точку зрения, развивает внимание и логическое мышление, способность анализировать простые закономерности.

“Угадай слово”

Ученикам предлагается угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т. д.), задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы “да” или “нет”. Упражнение способствует развитию навыков классификации, выделения наиболее значимых признаков, выработке оптимальной стратегии продвижения к результату, развивает наглядно-образное мышление, способность анализировать, является хорошим средством закрепления учебного материала и развития речи на уроках ознакомления с окружающим миром. Эта игра очень нравится детям, и они активно играют в нее и во внеучебное время.

Для развития внимания, памяти, навыков самоконтроля используют “Зрительные диктанты”. Детям поочередно предъявляется несколько картинок (от 3- 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

“Аналитические задачи”

Решая эти задачи, дети учатся внимательно выслушивать условия, запоминать его, анализировать, сопоставлять его с вопросом, осуществлять краткую запись, устанавливать отношения между признаками. Таким образом, происходит процесс развития словесно-логического мышления младших школьников.

Аналитические задачи очень привлекательны своим интересным, занимательным содержанием: “Трое шалунов: Стас, Олег и Сережа стреляли из рогаток. Двое стреляли гайками, а один - камушками. Чьи родители заплатят за разбитое соседское стекло, если Стас и Олег не стреляли камушками, Стас не стрелял по окнам, а сосед нашел на подоконнике гайку?”

Дети называют такие задачи – “сообразилками”.

Это только несколько упражнений, которые оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Создаются условия для развития у детей познавательных интересов, ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Литература

  1. Г.И.Григорьева. “Логика в начальной школе”.
  2. Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. “Развитие логического мышления детей”.
  3. Н.В.Бабкина. “Радость познания”.
  4. Н.К.Винокурова. “Развиваем способности детей”.
  5. Т.В.Зеленкова. “Активизация творческого воображения у младших школьников”.