О месте современных образовательных технологий в практике работы учителя начальных классов. Педагогическя технология мастерской

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Сегодняшняя ситуация в стране и в образовании такова, что делает невозможным существование в новых условиях лишь традиционных форм, средств и методов образования.

Необходимость выстраивания новой образовательной парадигмы, где центр тяжести смещен от развития личности ребенка на создание условий для его развития, от предметно-знаниевой ориентации к формированию компетенций и компетентностей человека, от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию вынуждает нас обращаться в поиске новых подходов к педагогической науке и передовой практике.

Современные образовательные технологии дают простор для творчества учителя, для организации сотворчества учителя и ученика. Это и портфолио, и проектно-исследовательская деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо, дебаты, творческие мастерские. Все эти технологии можно назвать личностно-ориентированными, поскольку они вовлекают ребенка в деятельностное, ответственное созидание знания и себя.

Безусловно, важным является вопрос сосуществования современных педагогических технологий и традиционных, классических подходов к преподаванию. Как нам представляется, отвергнутый в начале XX века метод проектов вернулся и прочно занял свое место в системе образования именно потому, что он перестал быть, как в 20-е годы, антагонистом классно-урочной системы, он ее органично дополняет. Классно-урочная система была, есть и, думается, долгое время будет еще оставаться основой нашей работы. Но новое время требует более смелого освоения нетрадиционных инновационных внедрений.

Так, портфолио начинает удачно дополнять традиционную систему оценивания, сочетая в себе возможности интеграции и количественного, и качественного анализа деятельности и ее результатов.

Технология дебатов, критического мышления, творческих мастерских на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры используется все шире. Ниже представлен вариант выстраивания урока русского языка во 2-ом классе в русле педагогической технологии мастерской.

Поскольку технология – это алгоритмизированное взаимодействие учителя и учеников, ведущее к достижению поставленной цели, обозначу основные структурные звенья данной технологии.

Во-первых, стадия индуктора, в которой заключается эмоциональный настрой, заряд, необычный подход к еще необозначенной проблеме – мотивация всей дальнейшей деятельности учащихся.

Вторым моментом выступает деконструкция, которая, казалось бы, никак не связана с предыдущим заданием, в результате чего происходит непонимание, зачем выполняли предыдущее задание, но тем самым поддерживается интерес к происходящему на уроке.

Следующий этап – реконструкция, интуитивное, свое видение, попытка осмысления и постижения. Он нуждается в социализации, то есть публичном представлении результатов. А затем следует афиширование, то есть демонстрация применения полученного знания. После этого должен последовать разрыв – озарение, инсайт, то к чему шла вся работа на уроке.

И, конечно, завершающей стадией работы является рефлексия – то, чему нам и самим надо учиться, и учить наших детей. Это самоанализ, самооценка, оценка своей деятельности и того, что в тебе и в твоем видении мира изменилось.

Н. И. Белова в статье “В поисках ключей к смыслам” пишет: “Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии педагогических целей:

– не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
– не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования нового знания, для создания своего цельного образа мира;
– не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
– не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество”.

Ход урока

1. Индуктор (мотивация всей дальнейшей деятельности учащихся).

Ребята заходят в класс, парты стоят 5 столами. В руках у ребят – учебник, тетрадь, ТПО, пенал. Присаживаются произвольно, на свободные места.

– Ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный, но мы уже работали в таком режиме, сделаем это и сегодня. Прошу вас, садитесь. Рассмотрите, что находится в коробке на столе (камень и ватка? – что-то мягкое).
– Скажите, пожалуйста, с чем можно проассоциировать камень на уроке русского языка? (С правилами, с твердым знаком).
– А мягкую ватку? (С мягким знаком).

2. Деконструкция.

– А какую работу выполняют в языке эти знаки? Подумайте, обсудите в командах, выберите того, кто будет отвечать. (На столы раздаю листы – на них написаны 2 столбика слов:

Конь
Лань
Письмо
вьюга
соловьи
 друзья

Но прежде листочки со словами ребята сами распределили по 2 столбикам, проверили по кругу друг у друга.
– Так какую же работу выполняет мягкий знак? (Показывает мягкость согласного звука или работает разделительным знаком).
Получите следующее задание в группах. (На цветных квадратиках ребята получают буквы – по цветам собираются в команды, из букв за каждым столом собирают слово: брошь, глушь, гуашь, дрожь, помощь.)
А какую работу в этих словах выполняет мягкий знак? Пока не ясно. Попробуем разобраться. Сначала в тетрадях запишем число – 25 ноября. Классная работа.
На следующей строчке запишем наши собранные слова – по 1 представителю от группы будут писать их на доске. Пишем: Брошь, гуашь, глушь, дрожь, помощь.) Подчеркните мягкий знак.

3. Реконструкция.

Какую же работу выполняет в этих словах мягкий знак? Попробуйте найти ответ, проанализировав следующие слова (выдаю в группу лист со словами:

  1. плач, печь, трубач, мелочь, москвич, ночь.
  2. марш, камыш, сушь, глушь, финиш, ложь.
  3. меч, ерш, речь, пейзаж, дочь, вещь.
  4. грач, помощь, овощ, врач, мышь, рожь.
  5. обруч, меч, брошь, ключ, шалаш, течь, молодежь.)

– Распределите эти слова в 2 столбика, приклейте на лист основу. Сделайте предположение, какую же роль играет мягкий знак в таких словах.

4. Социализация.

(По одному человеку от команды выходят к доске, прикрепляют свой плакат со словами, представляют.)

5. Афиширование.

Попробуем записать текст по предложению. Один представитель команды будет выходить, читать предложение и диктовать в своей команде. Затем вы подсчитаете слова мужского рода и женского с основой на шипящий звук, мы сверим все результаты. (Мы зашли в лесную глушь. Вокруг тишь. Только в чаще журчит ключ. Белеет нежный ландыш. А вот пробежала мышь.)

6. Разрыв.

Так какова же роль мягкого знака в словах-названиях предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук? (Мягкий знак пишется на конце слов-названий предметов женского рода с основой на шипящий звук. Он – показатель женского рода.)

7. Рефлексия.

– Подумайте, что изменилось в вас за сегодняшний урок. Что он вам дал?

Домашнее задание. Отметим в ТПО упр. 60.