Урок математики в 4-м классе "Умножение и деление многозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи, преобразовывать величины на основе результатов проектно-исследовательской деятельности;
  • развивать память, внимание, творческое мышление;
  • воспитывать самостоятельность, активность; способствовать формированию интереса к предмету.

Оборудование:

  • раздаточный материал, презентация (приложение);
  • ТСО: мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

I. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Повторить и закрепить полученные знания нам помогут результаты ваших исследований.

Расскажем, как мы готовились к уроку. (Выступление детей.) В этом году мы заканчиваем четвертый класс. И в подарок школе мы решили сделать альбом «Самые-самые». Натолкнула нас на эту мысль Книга Рекордов Гиннесса.

Слайд № 1

Книга рекордов Гиннесса - ежегодный сборник мировых рекордов, как достижений человека, так и природных величин. Впервые опубликована в 1955 году по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». На нынешний момент издается более чем в 100 странах мира, на более чем 23 языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника.

В настоящее время Книга рекордов Гиннесса является книгой с самым большим тиражом из всех книг, защищённых авторским правом. Тем самым Книга рекордов Гиннеса завоевала запись в Книгу рекордов Гиннеса. Только Библия, Коран и цитатник Мао Цзедуна имеют больший тираж.

В России издается отечественная книга рекордов – «Книга рекордов России», в которую включаются как мировые достижения россиян, так и достижения лишь общенационального характера (выходит с 1989 года, Издательский дом «Агентство ПАРИ»). В переводе на русский язык «Книга рекордов Гиннесса» была впервые издана в России в 1989 году.

В нашу книгу ребят мы выбирали по разным номинациям. Сначала в каждом классе мы выбрали самого высокого, низкого, крупного, светловолосого. В медицинском кабинете измерили рост и вес.

Слайды № 2–4

Данные записали в таблицу.

Слайды № 5–6

И в каждой параллели выбирали самого-самого. Самую длинную косу измеряли с помощью обычного сантиметра.

А вот самых сильных и быстрых выбирали по данным, взятых у учителя физкультуры Михаила Алексеевича. Чтобы выявить самого быстрого, нужно было вычислить скорость каждого. Для этого время, за которое дети пробежали 500 метров, перевели в секунды, и с помощью калькулятора вычислили примерную скорость.

Слайды № 7-8

Слайд № 9

Интересно ли вам было собирать данные для альбома. Можно ли продолжить работу по составлению данного альбома до конца учебного года?

II. Проведем математическую разминку. Самые первые данные, которые вы узнавали, это количество мальчиков и девочек в каждом классе.

Как вы думаете, кого больше в нашей школе, мальчиков или девочек?

Как можно это выяснить? (Сосчитать.) Перед вами данные по классам. Мальчики считают количество мальчиков, а девочки – количество девочек.

Сколько мальчиков обучается в нашей школе? Сколько девочек? Сколько всего учеников в нашей школе?

Слайд № 10

- Далее будем работать в тетради, записывать будете только ответы.

На сколько девочек меньше чем мальчиков? Запишите ответ.

В нашей школе обучается 180 детей, это в 2 раза меньше, чем учеников в средней школе. Сколько учеников в средней школе. Запишите ответ.

А ученики реального училища составляют шестую часть от учащихся средней школы. Сколько детей учится в реальном училище?

Рост самого высокого мальчика Ваганова Антона, ученика 4 «Б», составляет 156 см. А самого маленького, Завьялова Стаса, 113 см. Это ученик 1 «А» класса. На сколько сантиметров Антон выше Стаса?

Слайд № 11

Самая высокая девочка в нашей школе – Анчугова Лена, ученица 4 «Б» класса. Ее рост 148 сантиметров. А самая маленькая – Сотникова Таня, первоклассница. Ее рост 112 см. На сколько сантиметров Таня ниже Лены?

Слайд № 12

Самая длинная коса у Петровой Ирины. Она учится в 4 «Б» классе. Длина косы – 54 см. Выразите длину косы в мм.

Слайд № 13

Взаимопроверка (26, 360, 60, 43, 36, 540). Проверяя каждое задание, оценивайте свою работу на полях.

Слайд № 14

III. Самый длинный прыжок в длину у Садыкова Артема, ученика 4 «А» – 185 см, а из девочек дальше всех прыгнула Сивкова Люба, ученица 3 «Б» класса – 168 см. Выразите длину прыжков в крупных единицах.

Слайд № 15

Самые крупные ученики нашей школы:

  • Бабенко Егор 4 «В» класс – 66 кг 100 г
  • Габов Ян 4 «А» класс – 60 кг
  • Рыжков Данил 2 «А» класс – 40 кг 600 г
  • Шпота Илья 3 «В» класс – 54 кг 500 г

Выразите вес данных учеников в граммах и расположите их в порядке возрастания.

40600, 54500, 60000, 66100.

Подчеркните число сотен в каждом числе.

Слайды № 16-17

Как вы думаете, что необходимо, чтобы вырасти здоровым крепким человеком? (Правильно питаться, заниматься спортом, соблюдать режим дня.)

IV. Следующее задание будет связано с питанием. Одним из полезных блюд для развития детского организма врачи считают каши. Какие продукты необходимы для приготовления? (крупа, молоко, сахар, соль). На одну порцию каши необходимо 150 мл молока, 30 грамм крупы, 2 грамма сахара, 1 грамм соли.

Слайд № 18

Зная, сколько учеников в нашей школе, вычислите, сколько требуется крупы, молока, сахара и соли, чтобы накормить всех учеников? 1 группа вычисляет количество молока, 2 группа крупы, третья группа – соли и сахара. (Работают на местах, проверяют группой у доски, записывают результат.)

180*30=5400 грамм крупы, (5 кг 400 г)

180*150=27000 мл молока,

2*180=360 грамм сахара,

180 грамм соли.

Когда не хочется есть кашу, вспомните эти числа и подумайте, сколько людей потрудилось, чтобы каша оказалась у вас на столе.

V. Самая быстрая ученица нашей школы – Васильева Мария, 3 «В» класс, она пробежала 500 м за 1 мин 50 сек. А из мальчиков, Семенков Александр, 3 «Б» кл.

Слайд № 19

С какой скоростью бежал Саша, если 500 метров он пробежал за 1мин.40 сек. 1мин40сек=100сек. 500:100=5м/с.

Давайте выясним, с какой скоростью двигаетесь вы. Что такое скорость? (Расстояние, пройденное за единицу времени.) Какие величины нужно знать, чтобы найти скорость? (Расстояние, время.) Вам было дано такое задание: измерить путь от дома до школы в шагах и определить время, которое вы тратите на дорогу. Вычислите свою скорость движения от дома до школы. Выразите скорость в м/мин. 1 шаг равен 70 см. (Таблица с данными на слайде.)

Слайды № 20-21

Как вычислял свою скорость, расскажет... Кто использовал другой способ?

Самопроверка. (Ответы на слайде.)

- У кого самая большая скорость? Самая маленькая?

- Кто дальше всех живет? Чему равно расстояние, которое проходит Ян каждое утро?

- Кто меньше всех тратит времени на дорогу? Какое расстояние он Женя проходит за это время?

VI. В следующей задаче использованы данные из этой таблицы.

Ямилю и Бахтияру нужно встретиться друг с другом возле школы за 20 минут до начала первого урока. Уроки начинаются в 8.30. Друзья вышли из своих домов в 8 часов. Ямиль живет на расстоянии 1050 метров от школы, а Бахтияр 350 метров. С какой скоростью нужно идти каждому из ребят?

Слайд № 22

- Какие величины даны в задаче? Что требуется узнать? Что необходимо сделать, чтобы лучше понять задачу? (Чертеж.) Можно сразу ответить на вопрос задачи? Что сказано о времени? Эту задачу вы решите дома. Попробуйте составить свою задачу, используя данные таблицы. Возможно, мы оформим новый альбом – с вашими задачами.

А полезно ли ходить? Существует даже такой вид спорта, как спортивная ходьба. Нам тоже пора подвигаться. Физминутка. (Простая ходьба, ходьба на носочках, руки вверх, ходьба вприсядку, легкий бег, простая ходьба.)

VII. На уроках окружающего мира мы познакомились с великими путешественниками, вы готовили о них сообщения, оформляли рефераты. Вспомните, кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернандо Магеллан.) За какое время?

Можем ли мы назвать себя кругосветными путешественниками? Ответить на этот вопрос вы сможете, решив задачу.

За день человек делает в среднем 30000 шагов. Длина шага составляет примерно 70 см. За какое время человек сможет обойти Землю по экватору, длина которого 40000 км?

Слайд № 23

Что обозначает число 30000; 70; 40000? С чего начнем рассуждение? Сосчитайте, сколько километров проходит человек за один день. 30000*70=2100000 см=21000 м=21 км. Определите какой путь проходит человек в течение года?

Сколько в году дней? 365*21=7665 км

Ежегодно человек проходит 7665 км. Округлим до 8000. Вычислите, за сколько лет мы проходим расстояние, равное длине экватора? 40000/8000=5 лет.

Можно ли сказать, что вы уже совершили одно кругосветное путешествие? Если считать, что человек начинает ходить с двухлетнего возраста, то во сколько лет вы совершите второе кругосветное путешествие? Сколько кругосветных путешествий вы совершите, когда вам исполнится 25 лет?

- Зачем люди в старину отправлялись в путешествия? (Открывали новые земли, новые пути, материки, осваивали новые просторы). Путешественники, осваивая новые пространства, в знак того, что они были первыми на этих землях, ставили флаг своей страны. Я предлагаю нарисовать на полях флаг, если вы для себя на уроке открыли что-то новое, и вам было интересно.

И в наше время люди совершают путешествия. На чем можно совершить кругосветное путешествие? (На самолетах, на яхтах, на подводной лодке.)

Слайд № 24

А на мотоцикле можно? Владимир Ярец, 67-летний житель Минска, хочет попасть в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире глухонемой человек, совершивший кругосветное путешествие на мотоцикле. На сегодняшний день он проехал 37 стран.

Исторический пробег начался - 27 мая 2000 года Минск, Республика Беларусь. Он проехал почти всю Европу, потом прибыл в Марокко, оттуда на Канарские острова, потом прилетел в Венесуэлу, оттуда на остров Сент-Люсия и в Пуэрто-Рико. После этого направился на пароме в Доминиканскую Республику, проехал по Гаити, пересек всю Кубу, перелетел на Ямайку и после этого взял курс на Флориду. А затем у него был самый длинный маршрут - он проехал по всем штатам Америки, включая Гавайи и Аляску. Потом были Япония, Австралия, Сингапур, Малайзия, Таиланд - в ближайшее время - если ничего не помешает - путешественник взял курс в ОАЭ.