Формирование беглого, осознанного чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Общепедагогические технологии


Чтение представляет собой сложный психофизический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов.

Как отмечают многие исследователи, учащиеся с умеренной умственной отсталостью испытывают разнообразные трудности при обучении чтению. Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации. Установление ассоциативных связей между зрительным, духовным и речевым центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

За первый год обучения учащиеся с умеренной умственной отсталостью усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги, половина школьников владеют слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами, остальные ученики читают по буквам.

Проблема в недостатке чтения - монотонность, отсутствие пунктуационной информации; понимания смысла прочитанного на уровне буквы, слога, слова, применение различных коррекционных методик формирования навыка чтения происходит замедленно и трудно.

Поэтому, изучая данную проблему, на коррекционных занятиях использую нетрадиционные методы терапии, результативные методики коррекции нарушения чтения.

Цель: Создать условия для формирование беглого, осознанного чтения у учащихся с нарушением интеллекта, используя нетрадиционные методы терапии (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия)

Формирование чтения ведется поэтапно.

Этапы

Задачи

Содержание

1

Подготовительный

  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного восприятия
  • Знакомство с ориентирами чтения
  • Совершенствование слогового типа чтения
  • Формирования качества чтения (1-2 класс)

1. Первичная диагностика звукопроизношения, ф\ф слуха, чтении.

2. Усвоение образа печатной графемы (буквы).

3. Слияние слогов.

4. Слияние слогов в слово.

5. Дифференциация слогов с гласными 1-го и 2-го ряда.

2

Переходный

  • Автоматизировать навыки чтения с учётом ориентиров
  • Отработка технической стороны чтения
  • Обогащение словарного запаса
  • Формирование качества чтения
  • Формирование осознанного чтения

 

Промежуточная диагностика.

1. Чтение слогов со стечением согласных.

2. Чтение трех-четырех сложных слов.

3. Соединении слов в предложение.

3

Основной

  • Формирование беглого, осознанного чтения на доступном материале
  • Варьирование индивидуальной и фронтальной работы
  • Дифференциация материала
  • Соответствие содержания требованиям программы обучения

Промежуточная диагностика.

1. Умение понять и повторить слово (осознанность).

2. Вычленение непонятных слов (осознанность).

3. Понимание смысла короткого предложения.

4. Ответы на вопросы по прочитанному предложению.

5. Делать вывод из прочитанного, понять смысл короткого текста.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Формировать четкий зрительный образ букв.
  3. Формировать умение произносить и читать слова разной слоговой структуры.
  4. Использовать нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Первичное обследование.

Задачи первого этапа:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических представлений.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Знакомство с ориентирами чтения.
  • Совершенствование слогового типа чтения.
  • Формирования качества чтения (1-2 класс).

* Усвоение образа печатной графемы (буквы).

Этапы работы

Подготовительный этап; запоминание печатной графемы; воспроизведение печатной графемы;
дифференциация печатной графемы из ряда других.

Формы работы:

  • всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди других;
  • игра «На что похожа графема» - разглядывание, называние похожих предметов, стихи для запоминания - нахождение и выделение элементов, из которых состоит графема;
  • конструирование графемы (из элементов, из проволоки, ленты, лепка из пластилина и выкладывание поверх пластилина крупой);
  • нахождение в ряде других графем, в тексте заданной графемы;
  • нахождение заданной графемы в зашумленном поле;
  • обведение контура графемы пальцем на песке, бархатной бумаге;
  • выделение общего элемента в разных графемах, найти сходства и различия;
  • угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;
  • «волшебный мешочек» среди пластмассовых букв вмешочке определить наощупь, какую ты держишь в руке.

* Слияние слогов.

Этапы работы заучивание слогов целиком; чтение открытых слогов вида: МА, МУ, ША, ШУ и т.д.; чтение слов, состоящих из изученных открытых слогов, МА-МА, МА-ША; чтение закрытых слогов АМ, УМ и т. д; чтение слов, состоящих из комбинаций пройденных видов слогов, УШ-ЛА, УМНА; чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Формы работы:  чтение по слоговым карточкам; чтение по слоговым таблицам с определенными типами слогов, возможных слов, нахождение слов среди слогов; чтение по текстам букваря, азбуки и др.; чтение по разрезной, магнитной азбуке; нахождение и обведение названных учителем слогов в ряде предложенных; составление слов из выделенных слогов; чтение - игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).

* Слияние слогов в слово

Этапы работы

Чтение двусложных слов из простых, открытых слогов при минимальном наборе последних МА-МА,МА ША; чтение двусложных слов из комбинаций открытых и закрытых СЛОГОВ УШ-ДА, УМНА; чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов; чтение слогов со стечением согласных и т.д.

Формы работы:

  • чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом; чтение слов нараспев с ускорением;
  • чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением; запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);
  • составление слов из одного данного слога и набора подходящих: МА + МА, ША, КИ, НЯ, ЛА, ЛО, ЛУ;
  • чтение слов, отличающихся одной –двумя буквами. И с предварительным анализом различий; чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным выделением этой гласной;
  • чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным выделением этой концовки; чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;
  • игра «Подскажи конец словечка»; нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
  • самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте; нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;
  • самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях.

Промежуточное обследование (2 класс)

Задачи второго этапа:

  • Автоматизировать навыки чтения с учётом ориентиров
  • Отработка технической стороны чтения
  • Обогащение словарного запаса
  • Формирование качества чтения
  • Формирование осознанного чтения

* Чтение слогов со стечением согласных

Этапы работы

  • чтение слогов со стечением согласных. в начале: КРА, ДРУ;
  • формирование умения находить слова со стечением согласных: чтение слов со стечением согласных в начале слова: ХЛЕБ, КРОТ и т. д.;
  • составление слов, состоящих из одного слога со стечением согласных и набора подходящих слогов: КРО + ЛИК, ТЫ, ХА;
  • чтение слогов со стечением согласных в конце: АКР, ЕСЛ;
  • чтение слов со стечением согласных в конце слова: ШАРФ, ЛИСТ, КУСТ;
  • чтение слов со стечением согласных в сложных случаях: СОРВАЛИ, ОТКРЫТЫЙ.

Формы работы:

  • присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: К-РО, М-РО, ПРО,Д-РО;
  • чтение цепочек А-РА-КРА-КРАН-ЭКРАН с выделением всех получившихся слов из текста;
  • нахождение 11 выделение слогов со стечением согласных в ряде слогов, словах, в текстах;
  • маркировка одной согласной буквы точкой, оставшегося слога - дугой; чтение набор" из нескольких слогов с ускорением;
  • элементы глобального пения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);
  • чтение слов 13 таблицах;
  • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение сплошного текста;
  • самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
  • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слов направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;

* Чтение трех-четырех сложных слов

Этапы работы

  • чтение слов из простых открытых слогов при минимальном наборе слогов: МА-ШИНА, МА-ЛИ-НА, ЛИ-МО-НЫ;
  • чтение слов из комбинаций открытых и закрытых слогов А,Х-НУ-ЛИ, УМ-НИ-ЦА;
  • чтение слов со стечением согласных и т.д.: СВА-РИ-ЛИ, КРО-КО-ДИЛ, НА-КЛОНИ-ЛА.

Формы работы:

  • составление слова из данных слогов: соедини, проведи дорожки так, чтобы из слогов получилось слово;
  • читать слоги из правого и левого столбика или верхнего и нижнего ряда;
  • слоги, выделенные одним цветом; одного размера;
  • чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;
  • чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;
  • чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами, с предварительным анализом различий;
  • чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным их выделением;
  • чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным их выделением;
  • чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;
  • чтение слов целиком с выделением интонацией ударного слова после предварительной маркировки педагогом или ребенком;
  • «Подскажи конец словечка»;
  • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
  • самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
  • нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях; самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз.

* Соединение слов в предложение

Этапы работы

  • чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим повторением предложения за педагогом;
  • чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;
  • чтение предложений, состоящих из трех-четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;
  • чтение простых предложений, состоящих из более чем четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;
  • чтение сложных предложений с последующим самостоятельным повторением предложения.

Формы работы:

  • многократное прочтение предложения и ответы на вопросы к каждому слову; затем повторение предложения;
  • прорисовывание каждого слова предложения с последующим повтором предложения по ряду картинок;
  • восстановление предложения с помощью деформированного ряда картинок (картинки перемешивает учитель - ребенок восстанавливает ряд и проговаривает предложение; картинки перемешивает ребенок - учитель восстанавливает с ошибками, ребенок ищет ошибки; учащиеся работают в парах);
  • восстановление предложения: ребенку дается написанное на бумажной полоске предложение, после многократного прочтения ребенку предлагается разрезать предложение на отдельные слова, затем слова перемешиваются и ребенок должен восстановить предложение из разрозненных слов. После того, как он это сделает, снова прочитывает его вслух и повторяет по памяти.

Промежуточное обследование (4 класс)

Задачи третьего этапа

  • Формирование беглого, осознанного чтения на доступном материале
  • Варьирование индивидуальной и фронтальной работы
  • Дифференциация материала
  • Соответствие содержания требованиям программы обучения

* Скандированное чтение

Этапы работы

  • преодоление проблемы на уровне чтения двухсложных слов;
  • преодоление проблемы на уровне чтения трехсложных слов;
  • преодоление проблемы на уровне чтения предложений.

Формы работы:

  • пропевание слов под мелодию, заданную педагогом (возможна работа с караоке);
  • чтение слов с различными интонациями: ласковой, вопросительной, серьезной, сердитой, повествовательной, побудительной;
  • чтение слов и предложений «на одном дыхании»;
  • чтение слов и предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;
  • выделение интонационно начала, середины, конца предложения;
  • чтение последовательно распространяемого предложения с предварительной маркировкой повторяющихся частей: МАМА КУПИЛА. МАМА КУПИЛА КУКЛУ. МАМА КУПИЛАЛА НОВУЮ КУКЛУ. МАМА КИПИЛА КРАСИВУЮ новую куклу т.д.;
  • чтение цепочек слов с нарастающей и убывающей громкостью.

* Умение понять и повторить слово (осознанность)

Этапы работы

  • чтение и разъяснение смысла слов из простых oткpытых слогов МА-МА, МА-ША;
  • чтение и разъяснение смысла слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;
  • чтение и разъяснение смысла трехбуквенных слов;
  • чтение и разъяснение смысла трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;
  • чтение и разъяснение смысла слов со стечением согласных и т.д.

Формы работы:

  • многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков;
  • в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;
  • выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку; назвать ОДНИМ словом все предметы (отработка групп слов: фрукты, овощи, животные, мебель, транспорт и т.д.);
  • подобрать второе слово в паре по аналогии с образцом: частное - общее, предмет - действие, предмет - признак и т.д.; «четвертый лишний»;
  • отгадывание загадок;
  • введение наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр: (Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т.д. Описание предметов по цвету, форме, величине и т.д.;
  • добавление недостающего слова в предложение: Груша сладкая, а лимон - ... ;
  • Певец поет, а врач - ... ;
  • работа над словами - синонимами, антонимами, омонимами.

* Вычленение непонятных слов (осознанность)

Этапы работы

  • педагог вместе с ребенком разбирает смысл каждого слова из предложенных с целью выявления непонятных, подчеркивает их и объясняет смысл;
  • ребенок самостоятельно разбирает предлoжeнныe слова, находит непонятное слово и подчеркивает его, а педагог объясняет смысл слова или подводит ребенка к пониманию значения слова (например, через родственные слова).

Возможные формы работы:

  • многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков;
  • в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;
  • восстановление непонятных ранее слов из разрозненных слогов;
  • каждое непонятное слово заносится в предметный словарь (глагольный словарь) с соответствующим объяснением или рисунком.

Нетрадиционные методы терапии применяемые на логопедических занятиях:

Ароматерапия

Цель:

  • Нормализовать мышечный тонус
  • Повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе

Музыкотерапuя

Цель:

  • Создавать положительный эмоциональный фон (снятие фактора тревожности, неуверенности).
  • Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности.
  • Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
  • Растормаживать речевую функцию.

Хромотерапия (цветотерапия, светотерапия)

Цель:

  • Стимуляция речевых функций
  • Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность)
  • Нормализовать мышечный тонус
  • Нейтрализовать негативное состояние