Методы исследования уровня физической подготовленности детей с проблемами в развитии

Разделы: Работа с дошкольниками


Работая в должности, инструктора по физическому воспитанию в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта различного генеза (с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, со слабоумием, с ранним детским аутизмом, с синдромом Дауна), я столкнулась с проблемой выбора методики для оценки физических качеств дошкольников. Наиболее доступным по физическим возможностям детей, не требующими специальной подготовки и сложных вычислений, явились, по моему мнению, «Тесты» (по В.И.Усакову), «Нормативы для оценки физического развития дошкольников» (по Г.А. Шорину, 1985). Основная идея моей работы заключалась в том, чтобы адаптировать тесты – упражнения к физическим возможностям детей и подобрать к ним нормативы оценки двигательных навыков в соответствии с уровнем подготовленности. Специфическая особенность использования полученных методов состоит в том, что возрастные показатели не являются определяющими для оценки физических качеств дошкольников с нарушением интеллекта, т.к. их психическое и физическое развитие не соответствует биологическому возрасту. Критерии оценки является основной диагноз и уровень обученности детей в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д.Соколова, 2001). Группы формируются по этапам обучения: I этап, II этап, III этап. Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). По результатам обследования составляется мониторинг.

Тесты для детей I этапа обучения (по В.И. Усакову) 

Тест 1

Цель: Определить координационные способности.

Ребенок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см.

Тест считается выполненным, если ребенок, держа голову, проходит эту линию, не касаясь ограничений.

Тест 2

Цель: Определить выносливость детей, умение бежать без остановки, частоту координационных способностей.

Дети должны медленно бежать, непрерывно в течении 1 мин.

Упражнение выполняется вместе с инструктором, который бежит впереди, задавая посильный для детей темп.

Тест 3

Цель: Определить точность движений.

Ребенок должен передать инструктору резиновый мяч диаметром 15-20 см и поймать его. Расстояние 1,5 м.

Тест считается выполненным, если из 3 раз ребенок поймал мяч 2 раза.

Тест 4

Цель: Оценить гибкость при наклонах туловища вперед из положения стоя.

Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке) и наклоняется в низ, стараясь не сгибать колени (при необходимости их держит воспитатель). Инструктор по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком «-». Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «Достань игрушку».

Тест 5

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние (при приземлении нельзя опираться). Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.

Делаются 2 попытки, засчитывается лучшая из них.

Тест 6

Цель: Определить скоростную реакцию в броске теннисного мяча.

Метание производиться любой рукой способом «из-за спины через плечи» на дорожке шириной 4-5 м, длиной 20 м с линиями деления через каждые 0,5 см.

Из 2 попыток фиксируется лучший результат.

Тест 7

Цель: Определить выносливость по результату непрерывного бега в равномерном темпе.

Детям предлагается пробежать дистанцию 100 м.

Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Тесты для детей II этапа обучения (по В.И. Усакову)

Тест 1

Цель: Выявить и тренировать координационные возможности детей при удержании равновесия.

Ребенок встает в стойку-носок ноги, стоящей сзади, вплотную примыкает к пятке стоящей впереди – и пытается при этом сохранить равновесие.

Задание выполняется открытыми глазами. Время удержания фиксируется секундомером; из 2 попыток засчитывается лучший результат.

Тест 2

Цель: Оценить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина3 м). На дорожке отмечаются линии старта и финиша, за которой на расстоянии 5-7 и ставиться яркий ориентир. Предлагаются 2 попытки, фиксируется лучший результат.

Тест 3

Цель: Определить ловкость при подбрасывании и ловле мяча.

Ребенок подбрасывает мяч двумя руками вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз.

Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Тест 4

Цель: Оценить гибкость при наклонах туловища вперед из положения стоя.

Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке) и наклоняется в низ, стараясь не сгибать колени (при необходимости их держит воспитатель). Инструктор по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком «-».Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «Достань игрушку».

Тест 5

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние (при приземлении нельзя опираться). Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.

Делаются 2 попытки, засчитывается лучшая из них.

Тест 6

Цель: Определить скоростную реакцию в броске теннисного мяча.

Метание производиться любой рукой способом «из-за спины через плечи» на дорожке шириной 4-5 м, длиной 20 м с линиями деления через каждые 0,5 см.

Из 2 попыток фиксируется лучший результат.

Тест 7

Цель: Определить выносливость по результату непрерывного бега в равномерном темпе.

Детям предлагается пробежать дистанцию 200 м.

Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Тест 8

Цель: Определить уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности в броске набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками стоя.

Ребенок стоит у контрольной линии бросает мяч как можно дальше; при этом одна нога впереди другая сзади, ступни не отрываются от пола.

Делаются 2 броска подряд, фиксируется лучший результат.

Тесты для детей III этапа обучения (по В.И. Усакову)

Тест 1

Цель: Выявить и тренировать координационные возможности детей при удержании равновесия.

Ребенок встает в стойку-носок ноги, стоящей сзади, вплотную примыкает к пятке стоящей впереди – и пытается при этом сохранить равновесие.

Задание выполняется открытыми глазами. Время удержания фиксируется секундомером; из 2 попыток засчитывается лучший результат.

Тест 2

Цель: Оценить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина3 м). На дорожке отмечаются линии старта и финиша, за которой на расстоянии 5-7 и ставиться яркий ориентир. Предлагаются 2 попытки, фиксируется лучший результат.

Тест 3

Цель: Определить ловкость при подбрасывании и ловле мяча.

Ребенок подбрасывает мяч двумя руками вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз.

Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Тест 4

Цель: Оценить гибкость при наклонах туловища вперед из положения стоя.

Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке) и наклоняется в низ, стараясь не сгибать колени (при необходимости их держит воспитатель). Инструктор по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком «-».Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «Достань игрушку».

Тест 5

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние (при приземлении нельзя опираться). Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.

Делаются 2 попытки, засчитывается лучшая из них.

Тест 6

Цель: Определить скоростную реакцию в броске теннисного мяча.

Метание производиться любой рукой способом «из-за спины через плечи» на дорожке шириной 4-5 м, длиной 20 м с линиями деления через каждые 0,5 см.

Из 2 попыток фиксируется лучший результат.

Тест 7

Цель: Определить выносливость по результату непрерывного бега в равномерном темпе.

Детям предлагается пробежать дистанцию 300 м.

Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Тест 8

Цель: Определить уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности в броске набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками стоя.

Ребенок стоит у контрольной линии бросает мяч как можно дальше; при этом одна нога впереди другая сзади, ступни не отрываются от пола.

Делаются 2 броска подряд, фиксируется лучший результат.

Тест 9

Цель: Оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.

Ребенок стоит на месте и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). Не разрешается сходить с места.

Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Тест 10

Цель: Оценить ловкость в прыжках через скакалку.

Ребенок прыгает вперед через скакалку, инструктор считает количество прыжков.

Делаются 2 попытки, засчитывается лучший результат.

Тест 11

Цель: Определить силовую выносливость при подъеме из положения лежа на спине.

Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде ребенок поднимается, не сгибая колен, садится и вновь ложится. Локтями мата не касаться. Инструктор придерживает колени и считает количество подъемов.

Приложение 1. Сводные таблицы физической подготовленности детей с нарушением в развитии. I и II этап обучения

Приложение 2. Сводная таблица физической подготовленности детей с нарушением в развитии. III Этап обучения

Приложение 3. Карта физической подготовленности детей I этапа обучения (сентябрь)

Приложение 4. Карта физической подготовленности детей II этапа обучения (сентябрь)

Приложение 5. Карта физической подготовленности детей III этапа обучения (сентябрь)