Урок русского языка в 4-м классе на тему: "Обучение созданию текста в форме письма"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с новым видом текста – письмо, с тем, какой путь проходит письмо до получателя.
  2. Развивать умения правильно составлять структуру письма, соблюдая при этом речевую грамотность.
  3. Воспитывать интерес к данному виду работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель читает загадку о письме.

Без ног приходит,
Без языка рассказывает.
(Письмо)

2. Работа с письмом, подготовленное учителем.

Ребята, я прочту вам сейчас текст. Послушайте и скажите, на что похож этот текст.

Здравствуй, дорогая бабушка!

Как ты поживаешь? Как твоё здоровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес? Скоро у меня начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сразу после школы приеду к тебе в гости. Не скучай, не болей. До свидания, дорогая бабушка.

Твой внук Саша.

Учитель: итак, ответьте на вопрос, на что похож этот текст?

(Ответы детей.)

Учитель:

  • о чём и как пишет Саша бабушке?
  • сколько частей в этом письме?
  • о чём пишет Саша в каждой части?
  • какие слова использует мальчик для приветствия?
  • обратите внимание на то, как пишутся слова приветствия. Запишите их в тетрадь.

3. Беседа о том, каков путь письма Саши к бабушке.

Учитель: Каков путь письма Саши к бабушке? Расскажите.

(Ответы детей.)

Учитель: как называют того, кому пишут письма? (Ответы.)

Того, кому приходит письмо, называют получатель или адресат (от слова адрес). Изобразим путь письма словами так:

Письмо – конверт – ящик – сортировщик – вагон – почтальон – домашний почтовый ящик – получатель.

Давайте понаблюдаем, какие безударные гласные в этих словах.

Почта

 

 

адрес

 

 

письмо

Почтовый

 

 

адресат

 

 

писать

Почтальон

 

 

 

 

 

писатель

4. Подписывание конверта.

Учитель: поучимся правильно подписать адрес.

- Почему слова в адресе пишутся с заглавной буквы?

- Кто из вас сам уже подписывал конверт?

- Что пишут на нём?

(Работа проводится на большом демонстрационном конверте, а дети пишут у себя на маленьких конвертах.)

- Что обозначают цифры в углу?

- Сколько цифр?

- Что они обозначают?

(Ответы детей.)

Учитель: первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение.

Например: 347 773

347 - это Ростовская область, 773 – это номер почтового отделения.

Учитель: какие правила нужно соблюдать при заполнении адреса на конверте? (Ответы детей).

Верно. Это облегчит чтение адреса получателю, почтальону, сортировщику.

Коллективное подписывание конверта.

5. Закрепление изученного.

Учитель: Давайте ещё раз вспомним путь письма, восстановим цепочку, проведём с вами заочную экскурсию «Путешествие письма». Но для этого надо знать слова: отправитель, адресат.

Прочитаем два письма. Определите, кто является отправителем (автором письма), а кто получателем (адресатом).

(Письма лежат на столах у учащихся.)

1 письмо:

Здравствуй, Ваня!

Как ты живёшь и отдыхаешь? Я пишу тебе из Риги. Приехал сюда вместе с родителями. Мы остановились у наших друзей. Сегодня ходили в зоопарк. Там мы ели мороженное, а потом смотрели медведей, обезьян, крокодилов, волков и других животных.

Мне очень понравилось в Риге. До свидания.

29. 03.2009г. Алёша.

2 письмо:

Здравствуй, дорогой Алёша!

Недавно получил от тебя письмо и отвечаю тебе на него.

Я живу хорошо. Утром каждый день делаю гимнастику, потом иду в школу. Я хожу в три кружка.

Почаще пиши мне письма. Передавай привет всем нашим друзьям.

23. 04. 2009г. Саша.

Учитель: Давайте определим, кто является отправителем и получателем писем. (Ответы детей).

- Что пишут в самом начале письма, а что в конце?

- В каких случаях пишут письма? (Ответы детей.)

Письма пишут тогда, когда надо что-то сообщить на расстоянии. Давайте ещё раз посмотрим на письма друзей. Сколько частей в письме Алёши?

- О чём он пишет в начале письма?

- Чем он заканчивает?

- Как подписывает письмо?

(Ответы детей.)

6. Беседа о различных темах для письма.

Письма могут содержать в себе различную тему:

  • можно написать друзьям о живом уголке школы или о тех живых существах, которые которых дома держат ученики. Как за ними ухаживают, чем кормят.
  • могут быть письма другу, родным о том, как идёт учёба в школе, какие уроки особенно любит тот, кто пишет, почему эти предметы любимые.
  • можно в письме рассказать о прочитанной книге, изложить содержание любимой сказки, оформить в виде дружеского письма. И многие другие темы.

7. Работа над структурой письма.

Учитель: ребята, как обращаются в письме к друзьям, родным? (Ответы.)

В русском языке принято к близким людям – родителям, родственникам, к любимому учителю обращаться со словами родной, дорогой, милый, любимый, дорогой папа, родная сестрёнка, любимая бабушка.

Какими словами попрощаетесь, заканчивая письмо? (Ответы).

Учитель: внимательно посмотрите на таблицу и попытайтесь запомнить.

Обращения и слова приветствия

- К близким людям – родителям

- к родственникам

Родная, родной мой;

- к учителю

Уважаемая;

- к друзьям и подругам

Милая моя, любимый.

- К взрослым или малознакомым людям

Уважаемый, здравствуй, добрый день

Слова прощения или слова, выражающие отношение.

До свидания, до скорой встречи, целую, жму руку, с уважением, с дружеским приветом.

Учитель: Ребята, в письмах люди не только сообщают друг другу что-то, но и договариваются в делах, помогают друг другу советами, делятся мыслями, планами, размышляют о будущем. Давайте рассмотрим таблицу.

Письмо родным и близким

Возможные части текста письма.

Примеры

1. Обращение.

Мои дорогие друзья!

Моя дорогая подруга.

2. Начальная фраза о состоянии переписки.

  • получила твоё письмо;
  • давно не было от тебя письма;
  • получила твоё письмо, сразу отвечаю;
  • получила твоё письмо. Но сразу не ответила, потому что…

3. Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях.

  • опишу тебе, как идёт моя жизнь в школе и дома;
  • я хочу рассказать тебе…
  • у нас много новостей, расскажу обо всём…

4. Вопросы адресату.

  • как ты живёшь?;
  • чем занимаешься?;
  • как твоё здоровье?;
  • как заканчиваешь учебный год?;
  • где и как собираешься проводить летние каникулы?

5. Благодарности.

  • спасибо, что ты прислала мне…
  • спасибо за внимание.

6. Просьба писать письма.

  • я прошу тебя ответить мне на моё письмо;
  • прошу писать мне, жду ответа.

7. Передаёт привет. Прощание.

  • передай большой привет…
  • до свидания, до скорой встречи.

 

8.Концовка и подпись.

  • крепко жму твою руку;
  • крепко обнимаю;
  • помню и благодарю.

9. Дата и место написания.

5.12.2009г. с. Плодородное.

Учитель: Какими примерами можно дополнить эту таблицу?

8. Чтение произведений в форме письма, их анализ. (Cерьёзные, деловые, смешные, сказочные тексты.)

Учитель: ребята, любое событие из жизни человека, которым он захочет поделиться, может быть отражено в письме. Письма также могут быть написаны и в стихотворной форме. Давайте ещё проанализируем два письма из повести А.Г. Алексина «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле». В главе «Письма» помещена переписка Коли и Оли. Начинает писать Коля.

Коля пишет Оле.

Посылаю тебе первое письмо. В этом году останется написать ещё два.

Коля.

Оля пишет Коле.

Здравствуй, Коля! Прежде всего хочу напомнить тебе, что у меня есть имя. Меня зовут Олей, хотя из твоего письма этого узнать невозможно. И что за письмо такое – полторы корявых строчки? Адрес на конверте и то длиннее. Мне – то от тебя вообще никаких писем не нужно: не хочешь - и не пиши, пожалуйста! Но раз тебе дали задание, да ещё на бумаге, так уж пиши, будь добр, по-настоящему.

Оля.

Учитель: Уже эти два письма дают нам материал о том, как нужно писать письма.

- Какие правила переписки напомнила Оля однокласснику Коле?

- Выделите в письме эти строчки.

- Какие советы Оли и нам пригодятся?

- Какой тон письма Коли?

(Ответы детей.)

Дома самостоятельно продолжите чтение повести, в частности, письма. И вы увидите, как изменился Коля.

9. Практическая работа.

Учитель: сейчас мы попробуем с вами составить текст писем, используя тот материал, который вы получили сегодня на уроке. Я предлагаю вам следующие темы:

  • «Письмо моей семье»
  • «Мой учитель»
  • «Хочу рассказать о своём родном крае»
  • «Яркое событие моей жизни»

(Самостоятельная работа учащихся.)

10 Итог урока.

Учитель: Ребята, мы живём с вами в очень современное время, когда кругом, везде и у каждого есть мобильные телефоны. Они очень хорошо и легко могут передать любую информацию. Но, несмотря на это, подробнее, ярче, красивее пообщаться можно только через письмо. Пишите письма, радуйте своих родных, друзей. Поверьте, получать письма - это очень радостное событие.