Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по рассказу Н.Носова "Фантазеры". УМК. "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с произведением Н.Носова, дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, заинтересовать проблемой произведения, развивать навыки беглого выразительного чтения, сформировать умение правильно выражать свои мысли, воспитывать честность, правдивость.

Оборудование: выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Беседа. Эмоциональный настрой

Учитель: Ребята, сейчас у нас урок литературы, урок общения. По традиции начнём наш урок с песни В. Шаинского “Улыбка”, ведь приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Игра “Привет, сосед!”
(Ученики поворачиваются к своему соседу и, глядя в глаза друг другу, произносят слова:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

(Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”, дети подпевают)

3. Погружение в тему урока

Сегодня мы продолжим путешествие по страницам любимых книг Н.Н.Носова. Эти книги стали нашими добрыми и умными друзьями. Давайте поговорим с ними. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится – тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.

Пусть подождут компьютеры,
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных книг.

– Ребята, посмотрите внимательно на выставку книг Носова.

– Дайте название выставке книг. (Книги Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках,)

– На протяжении нескольких уроков мы читали книги детского писателя Н. Носова. Носов умеет рассказывать весело, шутливо о серьёзных и важных делах.

Книги просят:
– А сейчас вы, друзья,
Узнайте нас!

– Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки:

1) Только полез на горку – бух носом!

– Ого! – Говорит.- Скользкая! (“На горке”.)

2) Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. (“Затейники”.)

3) Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. (“Живая шляпа”.)

– Молодцы!

Угадайте-ка, ребятки,
Теперь такую вот загадку...

Все дети дружно строят горку во дворе.
Один лишь не помощник этой ребятне.
Стоит и терпеливо ждёт,
Когда же народ по домам пойдёт,
Когда же ему, наконец, повезёт:
Он с горки поедет вперёд и вперёд?

(Инсценировка эпизода из рассказа “На горке” стр. 94 в учебнике Кубасовой “Любимые страницы. 2 класс”.)

– Ребята, как вы считаете, Котька понял свою ошибку?

– А этот рассказ не страшный – смешной.
Ребята испугались шляпы живой.
Скорей назовите героев рассказа
И будьте готовы у доски к пересказу.

(Пересказ по рисункам детей у доски)

4. Знакомство с рассказом Н.Носова “Фантазеры”

Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова “ Фантазёры”.

– С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с тобой произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы тебя внимательно слушали.

– Кто такие фантазёры?

Из словаря Ожегова:

  • Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.
  • Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.
  • Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

– Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова.

– Что нам скажут страницы,

Говорящие птицы,
Волшебства мастерицы-
Ты услышать готов?

– Сейчас я посмотрю, как вы внимательно прочитаете рассказ и ответите на вопрос (вопрос на доске, дети читают его хором):

Почему героев своего рассказа Носов назвал фантазёрами?

(Они придумывали смешные, интересные, невероятные истории)

Чтение по ролям – стр. 177–181

На доске:

Небылицы
Африка
Космическое пространство

5. Физкультминутка

У.: К запуску космической ракеты приготовиться!
Д.: Есть приготовиться.
У.: Включить контакты.
Д.: Есть включить контакты.
У.: Завести мотор.
Д.: Есть завести мотор.

( Хлопают в ладоши 5 раз, вжих –влево, вжих – вправо, вниз, вверх. 5 раз – вверх, вниз, влево, вправо. Ура!)

6. Работа над рассказом “Фантазеры”

Стр.181

– А сейчас обьявляется конкурс ораторов. (Оратор –тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия).

– Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.

– Представьте себя Игорем. Какую историю вы бы рассказали ребятам?

(Рассказывают 2-3 человека)

А сейчас познакомимся с тем , как закончил свою книгу Н.Носов. (чтение учителем до стр. 182. Стр 182 (середина) –чтение хором)

Беседа по вопросам:

1) Чем вам понравился рассказ?

2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему? (Хотели бы дружить со Стасом, Мишуткой, они были весёлые, умные, смешные, добрые, справедливые, честные.)

3) Чтение вопроса с доски.

4) А был ли фантазёром Игорь? (Нет.)

5) Как назвали его ребята? (Брехун.)

6) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря? (У Стасика и Мишутки выдумки весёлые, добрые, а у Игоря плохие, злые. Он сочинял ради своей выгоды.)

7) Подумайте, что лучше: фантазировать, как Мишутка и Стасик, или обманывать, как Игорь? Почему?

8) Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе?

9) Не случилось ли подобное с вами?

10) В чем главная мысль рассказа?

Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по - дружески. Н. Носов написал свой рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь над чужими недостатками могли исправить свой.

– Давайте, ребята, сейчас, после того, как мы поняли ошибку Игоря, дадим символическую клятву самим себе и друг другу.

Встаньте, положите правую руку на левую сторону груди, повернитесь лицом друг к другу и повторяйте за мной:

Мы, ученики 2-го «А» класса школы №5, клянёмся и обещаем:

Фантазировать, писать и сочинять,
Думать много и над текстом размышлять,
Но не врать, не лгать никогда
Мы клянёмся друг другу всегда!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

– Читая рассказы и повести Н.Носова, вы запросто можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми. Отличников среди носовских произведении почти нет. Ребята, о которых пишет Носов – Это самые обыкновенные школьники: шумные, весёлые, любознательные, деятельные, в чём-то похожи на самого Н.Носова в детстве.

В. Катаев сказал о нем замечательные слова: “У этого талантливого человека вечно юная детски чистая, чудесная душа”

7. Итог урока

Молодцы, ребята! Вы прекрасно работали над произведением Н. Носова “Фантазёры”. Сделаем краткое обобщение урока, заполнив маленькую анкету.

Напишите на листках:

– Какой герой больше всего понравился?

– Какое главное слово произведения? (честность)

– Я очень рада, что вам понравились Сашка и Мишутка, а главное слово – честность. Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. Спасибо за урок.

8. Домашнее задание

1) Поиграть в фантазёров: сочинить небылицы;
2) Подумать, пофантазировать, как бы ответил Носов на вопрос: как писать для детей?