Сценарий праздника-конкурса, посвященного Дню защитника Отечества

Разделы: Внеклассная работа


Продолжительность праздника: 1час 45 минут (6 команд)

0 этап: “Жеребьевка” очередности выступления.

1 этап: Конкурс “Домашнее задание” представляет собой исследовательский проект с видеорядом на военную тему и исполнением песни.

В проекте необходимо рассказать об истории появления выбранной песни, о событиях, в ней отраженных.

Перед выступлением командир представляет свою команду (приветствие – девиз) и сдает в жюри один экземпляр эмблемы. Выступление каждой команды не должно превышать 15 минут (вместе с подготовкой к выступлению).

В этом конкурсе оценивается:

– приветствие – девиз команды;

– эмблема (должна быть прикреплена к форме каждого участника);

– одежда – костюмы команды в соответствии с содержанием песни;

– декорации и атрибуты в соответствии с темой песни;

– организованность и слаженность действий всей команды во главе с командиром (выход команды, исполнение, уход со сцены);

– качество исполнения песни;

– обязательное присутствие “группы поддержки” (остальной части класса);

– парадная форма класса.

В качестве примера предлагается описание выступления одной из команд.

В проекте участвовало 6 команд.

Им были предложены следующие песни:

  1. “Огонек” (стихи М. Исаковского, муз.неизвестного автора),
  2. “В землянке” (стихи А.Суркова, муз.К.Листова),
  3. “Катюша” (стихи М. Исаковского, муз. М.Блантера),
  4. “Журавли” (стихи Р. Гамзатова, перевод с аварского Н. Гребнева, муз. Я. Френкеля),
  5. “На солнечной поляне” (сл.А.Фатьянова, муз. В.Соловьева – Седого),
  6. “3ащитники Москвы” (сл. А.Суркова, муз. Б.Мокроусова).

Команде 6а класса по жеребьевке досталась песня “Огонек”:

На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И подруга далёкая
Парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья
Никогда не умрёт.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.
Всё, что было загадано,
В свой исполнится в срок,
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
Парня встретила славная
Фронтовая семья.
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
И просторно и радостно
На душе у бойца
От такого хорошего
От её письмеца.
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
– Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонек?
И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк
За Советскую Родину,
За родной огонёк.

Ведущий праздника приглашает для выступления команду 6а. Командир поднимает свою команду и произносит: “ Команда “Звезды России”, наш девиз!” Команда отвечает: “За Россию, за народ, за Отечество – вперед!”

Вся команда организованно (строем) выходит на сцену (ребята одеты в военную форму солдат и офицеров, с макетами оружия).

Командир отдает образец эмблемы в жюри.

Один из участников проекта выходит вперед и рассказывает коротко о Великой Отечественной войне, об истории создания выбранной песни (материал прилагается). В это время на экране дается видеоряд – фотоснимки первых дней Великой Отечественной войны, прощания с уходившими на фронт солдатами и офицерами.

По правилам конкурса в команду вошло 10 человек. На сцене у рояля 8 человек исполняют песню. Первая сценка – “девушка” и “боец” изображают прощание на крыльце дома, девушка садится за стол (на сцене – стол, на столе – фонарь), машет платочком. Следующая мини – сценка – “Парня встретила славная фронтовая семья”. Далее по тексту песни – почтальон приносит письма солдатам, изображается бой – “и врага ненавистного крепче бьет паренек”.

После исполнения песни командир организованно уводит команду со сцены.

(Выступает каждая команда, затем объявляются итоги конкурса. Объявлять лучше баллы, а не места и делать это после каждого конкурса, чтобы усилить эффект соревнования)

2 этап: Конкурс “Викторина для командиров” на тему “Оружие Древней Руси” или на военную тему. (В общей сложности – не более 10 минут).

На сцену приглашаются командиры под музыку песни из кинофильма “Офицеры”. Командиры становятся по порядку номера класса (например,5а,5б,6а,6б и т.д.). По очереди каждый командир получает листочек с вопросом и отвечает. Если командир затрудняется ответить на вопрос, он может взять подсказку класса. Если же и класс не может ответить или отвечает неправильно, то на вопрос отвечает кто-нибудь из командиров. В случае отсутствия желающих ответить и при неправильном ответе, вопрос снимается. В игру вступает следующий участник. (Материал прилагается.)

3 этап: Конкурс “Импровизированное исполнение песни)” (на выступление команды не более 5 минут).

При помощи “жеребьевки” каждая команда получает для исполнения песню о   войне. Необходимо исполнить первые 2 куплета без подготовки. (Если есть возможность, то учитель музыки может наиграть мелодию.)

В этом конкурсе командир имеет право произвести замену в команде не более 50% участников, т. е. взять из класса желающих поучаствовать в конкурсе.

Оценивается качество исполнения песни.

В этом конкурсе были предложены следующие песни:

1)“Синий платочек” (стихи Я. Галицкого и Г. Максимова, музыка Г. Петербургского);
2) “Смуглянка” (стихи Я. Шведова, музыка А. Новикова);
3) “ Идет солдат по городу” (Сл. М. Танича);
4) “ Три танкиста” (Сл. Б. Ласкина);
5) “Через две зимы” (Сл.М. Пляцковского;
6) “Темная ночь” (Сл. В. Агатова, музыка Н. Богословского).

Итоги конкурса и награждение.

Итоги каждого конкурса (только баллы) объявляются сразу же после завершения каждого этапа.

Победители (1,2,3 место) соревнования определяются и объявляются после 3 этапа. Награждаются грамотами за 1(2,3) место в конкурсе “Лучшие исполнители военно-патриотических песен”.

Дополнительно награждаются все команды в номинациях:

– “Лучшие костюмы” в конкурсе военно-патриотической песни ко “Дню защитника Отечества”;

– “Лучшая инсценировка песни” в конкурсе военно-патриотической песни ко “Дню защитника Отечества”;

– “Лучшее исполнение-импровизация военно-патриотической песни” в честь “Дня защитника Отечества”;

– “Самый сообразительный командир” (по итогам конкурса командиров) в конкурсе военно-патриотической песни ко “Дню защитника Отечества”;

– “Самая музыкальная команда” в конкурсе военно-патриотической песни ко “Дню защитника Отечества”;

– “Самая организованная команда” в конкурсе военно-патриотической песни ко “Дню защитника Отечества”;

– “Лучшая эмблема” в конкурсе военно-патриотической песни ко “Дню защитника Отечества”;

– “За участие в конкурсе военно-патриотической песни ко “Дню защитника Отечества”.

После награждения все команды исполняют песню “Моя Москва” (стихи М. Лисянского и С. Аграняна, музыка И Дунаевского) или “День Победы” (стихи В. Харитонова, музыка Д. Тухманова).

Папка для жюри.

Конкурс военно-патриотической песни ко “Дню защитника Отечества”. 1этап – Конкурс “Домашнее задание”. Оценивается баллами 0-1-2.
1. Приветствие-девиз команды            
2.Эмблема в соответствии с темой праздника            
3. Костюмы в соответствии с песней            
4.Декорации и атрибуты            
5. Организованность команды (выход, исполнение, уход)            
6. Качество исполнения песни (+умение донести суть и эмоции)            
7. Присутствие “группы поддержки” (остальной части класса)            
8. Парадная форма остальной части класса.            
ИТОГО:            

При одинаковом количестве наивысших баллов в каждом пункте отметить знаком + лучшее выступление (для награждения грамотой).

2этап – Конкурс командиров. Оценивается баллами 0-1

             
1. Командир ответил на вопрос викторины            
2.Взял помощь класса            
З.Ответил на чужой вопрос            
ИТОГО:            

3 этап — Конкурс “Исполнение песни (импровизация)”.

Оценивается баллами 2-3-4-5

             
1. Качество исполнения песни            
ИТОГО:            

Подведение итогов конкурса.

             
1 этап            
2 этап            
З этап            
ИТОГО:            

Приложение № 1

История создания песни “Огонек”.
На позицию девушка провожала бойца,
Темной ночью простилася на ступеньках крыльца.
И пока за туманами видеть мог паренек,
На окошке на девичьем все горел огонек...

Спросите у любого участника Великой Отечественной войны, какие песни сохранились в его памяти с тех лет. Можно смело поручиться, что в их числе назовут “Огонек”.

“Огонек” в годы войны знали все: от мала до велика, на фронте и в тылу.

Достаточно сказать, что существовало до 20 вариантов текстов этой песни, написанных бойцами – фронтовиками.

Парня встретила славная фронтовая семья,
Всюду были товарищи, всюду были друзья...
Но знакомую улицу позабыть он не мог:
“Где ж ты, девушка милая, где ж ты, мой огонек?”

Чем же объяснить славу этой песни? Прежде всего, замечательными стихами Михаила Васильевича Исаковского. “Я считал и считаю, – неоднократно говорил Исаковский, – что стихи, на которые написана или пишется музыка, то есть стихи, ставшие или могущие стать песнями, должны быть не шаблонными текстами, а произведениями подлинной поэзии”.

И подруга далекая парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья никогда не умрет.
Все, что было загадано, в свой исполнится срок,
Не погаснет без времени золотой огонек.

Казалось бы, в песне идет разговор о сугубо личных переживаниях молодого паренька. Но какая большая тема о любви и верности поднимается поэтом! Речь идет и о любви к девушке, и о преданности своей Родине, и о неразделимости этих понятий.

В 1943 году эти стихи Исаковского были опубликованы в газете. Они были так хороши, словно сами просились в песню. И действительно, текст Исаковского был положен на музыку многими известными композиторами, но стихи распространились на фронте и в тылу раньше, чем появилась музыка.

И просторно, и радостно на душе у бойца
О такого хорошего, от ее письмеца.
И врага ненавистного крепче бьет паренек
За любимую Родину, за родной огонек!

Многие самодеятельные авторы стали подбирать к стихам мелодию. Когда кончилась война, у музыки “Огонька” оказалось так много авторов, что пришлось создать авторитетную комиссию опытных специалистов, чтобы внести ясность в этот вопрос. Тщательное изучение показало, что известная нам сегодня мелодия “Огонька” – это слегка измененный мотив довоенного танго. Простая, немного сентиментальная мелодия удивительно тесно слилась с задушевными стихами. “Огонек”, зажженный в годы войны, не погас и сегодня!

Приложение № 2

Конкурс командиров.

  1. Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоявшее из железных колец? (Кольчуга.)
  2. Почему копье и щит – неразлучные, но извечные враги? (Копье предназначено для нападения, а щит для защиты от него.)
  3. Название какого огнестрельного оружия начинается нотой? (Револьвер.)
  4. Как называется металлический головной убор воина на Руси? (Шлем.)
  5. Назовите имена трех былинных русских богатырей. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  6. Из какой сказки эти слова и кто ее автор: “Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой”? (Из сказки “Стойкий оловянный солдатик” Г. X. Андерсена.)
  7. “Родилась я много – много веков назад у арабов. Один из моих предков – ружье, по имени аркебуз или пищаль. Другой более молодой мой предок – мушкет. А я сама родилась в России в 1981 году. Кто я?” ( Винтовка.)
  8. Какой боевой снаряд бывалые солдаты называют “карманной артиллерией”? (Граната.)
  9. У какой летательной машины основной принцип движения связан с вертящимся винтом? (У вертолета.)
  10. Представитель какой военной профессии может опровергнуть пословицу “Один в поле не воин”? ( Разведчик.)
  11. Назовите не менее пяти военных профессий. (Летчик, танкист, радист, пехотинец, артиллерист и т. д.)
  12. Продолжите пословицу: “Первое в жизни – (честно служить Отчизне)”.