Открытый урок по русскому языку в 3-м классе "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме “Состав слова”;
  • создать условия для проявления творческих способностей, самостоятельности и активности учащихся на уроке;
  • воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: LCD проектор, экран, компьютер.

Приложение 1, Приложение 2

План урока

I. Актуализация опорных знаний

img2.gif (24907 bytes) 1) Вступительное слово учителя:

Ребята на уроках русского языка мы изучили тему “ Состав слова”, а на уроках внеклассного чтения познакомились с произведением Николая Носова “ Приключения Незнайки и его друзей”. Сегодня мы проведём необычный урок – совершим путешествие в Цветочный городок и встретимся с его жителями, а также у нас на уроке появится главный герой – Незнайка. Но это чуть позже, а сейчас займёмся работой в тетрадях.

2) Чистописание.

– На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки.
– Дайте характеристику этому звуку.
– Пропишем элементы с буквой н.

3) Индивидуальная работа (2 ученика выполняют задания на доске).

Вставьте пропущенные буквы:

а) Солнце село, но в л. су ещё св. тло. Птицы вес.ло щ.бечут. Блестит м.л.дая тр.ва.
б) Пришла ос.нь. По небу плывёт б.льшая туч. . Весь день л.ёт дож.ь. Р.бята ждут снега и м.роза.

4). Фронтальная работа.

Повторение блока слов.
– Составление предложений, используя данные слова (устно).
– Письмо одного предложения, нахождение главных членов.

5) Проверка индивидуальных заданий, выполненных на доске.

II. Воспроизведение и коррекция знаний

– Ребята, сядьте удобней и представьте, что вы стали малышами и малышками, и вы все оказались в Цветочном городке .

(Появляется Незнайка – ученик в костюме героя.)

Учитель: А вот и Незнайка – наш главный герой. Но что – то он очень грустный. Что с тобой?

Незнайка: Да будешь тут грустным, мне в своём городке дали задание выучить всё о составе слова, но один я не справлюсь.

– Ребята, поможем Незнайке? Ты, Незнайка, посиди у нас на уроке и послушай внимательно наших учеников.

– Итак, ребята, из каких частей состоит слово?

1) Работа с деформированным текстом.

– А теперь у нас в гостях самый умный малыш Цветочного городка – Знайка. Он просит вас прочитать этот текст.

– Получилось прочитать? А почему? (в словах нет корня)

– Попробуйте прочитать теперь.

– Что же за текст получился? (отрывок из новогодней песни)

– При помощи какой морфемы смысл слова восстанавливается быстрее?

– А что же такое корень слова?

2) Работа с учебником

–Давайте прочитаем правило на странице 48, посмотрим, что говорится о корне в нашем учебнике.

3) Подбор однокоренных слов

Игра “ Узнай, кто это”.

Я читаю загадку, а вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень.

Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?
(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит,…)

Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
(Повар, сварил, варенье, …)

– Что общего во всех этих словах?

4) Поиграем в игру “Острое ухо”.

– Ваша задача такова: запомнить все родственные слова из стихотворения к слову гуси.

Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает, гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнёт подойти босиком.

– Какие родственные слова услышали? Какой корень в этих словах?

III. Упражнения для глаз

  1. Вертикальные движения (вверх – вниз).
  2. Горизонтальные движения (вправо – влево).
  3. Бабочка (быстро моргаем), спокойно закрыли, открыли.

IV. Обобщение и систематизация знаний, применение их для выполнения практических заданий.

1) Образование новых слов с помощью приставок.

– А теперь к нам в гости пришли механик Винтик и его помощник Шпунтик. Послушайте, что они нам кричат.

– Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить?

– А почему вы так решили?

– А что такое приставка? Какие приставки вы знаете? Назовите их.

2) Работа в группах:

  • I группа, образуйте как можно больше слов с помощью приставок с корнем -ШЁЛ-
  • II группа – с корнем -ХОД-
  • III группа – с корнем -БЕГ-

Проверка.

3) Комментированное письмо.

Допишите подходящую по смыслу приставку:

(…)летел ураган, (…)бежал первым, (…)шёл в дом, (…)ехал из города, (…)копал яму, (…) шёл друга.

Вывод: что же такое приставка и для чего она служит?

V. Физкультминутка

VI. Обобщение и систематизация знаний (продолжение)

1. Образование новых слов с помощью суффиксов.

– А теперь подумайте, о какой части слова мы будем говорить?

Девочка Синеглазка написала стихи, прочитаем их. (Чтение хором)

– О суффиксах. Почему так решили?

– А теперь такое задание:

– Добавьте к словам, которые я буду называть, суффиксы, чтобы получилось название профессий людей:

Сад, фокус, трактор, баян, груз.

– Подберите к данным словам однокоренные со значением уменьшительности и ласкательности:

Берёза, роща.

– Вывод: что же такое суффикс? Для чего нам нужны приставка, суффикс?

2) Работа над деформированным предложением.

В Цветочном городке живёт Торопыжка, он очень торопится по своим делам и просит вас быстренько прочитать пословицу (пословица в деформированном виде).

– Прочитайте, получилась у вас пословица? А что нужно сделать, чтобы получился правильный вариант? Какая морфема необходима нам, чтобы связать слова в предложении?

– А как вы понимаете смысл данной пословицы?

– Запишите эту пословицу себе в тетрадь.

– А теперь скажите, что же такое окончание и для чего оно служит?

– Итак, какие морфемы мы с вами повторили? Какая морфема самая главная? Какие морфемы служат для образования новых слов? А для связи слов в предложении?

– Вот мы и вернулись из нашего путешествия:

– Ну, как, Незнайка, ты разобрался в частях слова?

(слова Незнайки)

3) Творческая работа.

Ребята, используя полученные знания, нам с вами предстоит выполнить трудную, но в тоже время интересную работу. Вы сейчас напишите небольшое сочинение из 4–5 предложений, т. е. сочинение-миниатюру, по материалам нашей экскурсии в лес, используя однокоренные слова: лес, лесная, лесник, гриб, грибной, пошли, пришли, ушли

– Проверка.

VII. Домашнее задание

Упр.45, списать слова, разобрать их по составу

VIII. Рефлексия:

– Что мы делали на уроке? Зачем делали? Как мы достигли поставленной цели?

Использованная литература:

  1. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. “Поурочные разработки по русскому языку”
  2. Узорова О.В. “Самый полный сборник контрольных тестов”,
  3. Ходова Т.В. “Подготовка к олимпиадам по русскому языку” (2-4 классы)
  4. Ушакова О.Д. “Разбор слова по составу” (2-4 классы)
  5. Шевердина Н.А. “Новые олимпиады для начальной школы”
  6. Анохина Т.М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.
  7. Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок”.