Конспект урока по русскому языку в 7-м классе "Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Цели: Повторение и закрепление речеведческих понятий .

Задачи :

  • Образовательные: формирование умений и навыков в определении темы текста , основной мысли текста , проблемы ; закрепление некоторых орфографических правил, повторение лексических групп слов.
  • Развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения сравнивать, обобщать материал.
  • Воспитательные: формирование представлений у учащихся о правдивом, честном образе жизни.

Тип урока: повторение и систематизация изученного материала .

Организационные формы обучения: групповая и индивидуальная.

Оборудование: словари толковые и фразеологические , рабочие страницы, схемы-подсказки (готовили сами уч-ся),текст на каждого ученика.

Помощники-лингвисты: учащиеся, которые работали со словарями.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4

Ход урока

1 этап

– Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному его прочтению.

Учащиеся знакомятся с текстом, выразительно читают. (Приложение 1)

– Докажите, что это текст.

Учащиеся приводят не менее 3-х доказательств того, что данные предложения являются текстом. (Также обсуждается : порядок предложений в тексте , способ связи, общая тема.)

– Какое из высказываний можно взять в качестве эпиграфа к тексту? Какое из них наиболее точно отражает мысль, проблему текста?

– Ложь во спасение.
– У лжи короткие ноги.
– Лжи много, а правда одна.

–Что такое эпиграф?

2 этап

Работа над заданием к тексту.

– У каждого учащегося на столе рабочая страница с заданиями. (См. Приложение 2 и  Приложение 3).

Первые 5 заданий к тексту выполняют каждый индивидуально.

Задания с 1-го по 3-е дифференцированы (для сильных учащихся варианты ответов не даются).

Выполните задание № 6 к тексту. Почему слово ложь не надо выписывать?

3 этап

Работаем вместе.

– Объясните лексическое значение слов : искусный, прослывает.

Обсуждаем. затем обращаемся к “ лингвистам”. (Они заранее были назначены, каждый из них работал со своим словарем.)

Сравниваем объяснения учащихся с толкованием словарей.

Самостоятельно выполняют зад. № 7 на рабочей странице (Приложение 2 и Приложение 3)

Работаем коллективно:

– Как вы понимаете высказывание “ искусный лжец”?

Самостоятельно выполняют зад.№ 9 ,затем вместе проверяем и обсуждаем.

Самостоятельно выполняют зад.№ 10.

4 этап.

– Подводим итоги:

  1. Какие понятия и термины повторили?
  2. Узнали что-то новое, интересное?

Домашнее задание

– Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете высказывание: “ Лож во спасение”.

Приложение 4