Учимся играя. Возьмем в союзники игру

Разделы: Внеклассная работа


На Неделе русского языка и литературы автор проводил игру по станциям среди учащихся 5-х классов.

Каждый класс получал карту-маршрут и за определенное время должен был пройти все станции. На каждой станции их ждали ребята-старшеклассники, которые помогали мне проводить игру. В конце мы подводили итоги и награждали победителей.

Оборудование:

1. Карта-маршрут с названиями станций.

Станция “Дальше, дальше…”
Станция “Заморочки из бочки”
Станция “В гостях у слова”
Станция “Темная лошадка”

2. Мешочек с бочонками, портреты поэтов и писателей.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами совершим увлекательное путешествие в “Страну русского языка и литературы”. На пути следования нашего поезда мы сделаем остановки на станциях: “Дальше, дальше…”, “Заморочки из бочки”, “В гостях у слова”, “Темная лошадка”. Прошу капитанов каждого класса получить карту-маршрут. Желаю вам счастливого пути!

Станция “Дальше, дальше…”

Учитель: На этой станции вы, дорогие ребята, по лексическому значению должны угадать слово.

  1. Дарование, выдающиеся природные способности (талант).
  2. Жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка).
  3. Разговор двух и более лиц (диалог).
  4. Наука о языке (лингвистика).
  5. Группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью (текст).
  6. Раздел науки о русском языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах (орфоэпия).
  7. Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию (омонимы).
  8. Слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни, называются… (устаревшими).
  9. Слова, передаваемые без изменения, называют… (прямой речью).
  10. Как называется предложение, которое имеет две или несколько грамматических основ и представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство? (сложное).
  11. Сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).
  12. Руководитель предприятия или учебного заведения (директор).
  13. Человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой).
  14. Способ счисления дней в году (календарь).
  15. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на праздничное или летнее время (каникулы).
  16. Торжественный смотр войск (парад).
  17. Словесное народное творчество (фольклор).
  18. Жанр фольклора, краткие, ритмически организованные и синтаксически завершенные изречения (пословицы).
  19. Это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение (синтаксис).
  20. Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению (синонимы).
  21. Все слова языка образуют его словарный состав или … (лексику).
  22. В художественном произведении описание природы, которое помогает представить места, где происходят события, и лучше понять героев и их поступки (пейзаж).
  23. Совпадение звуков в конце строк (рифма).
  24. Дословная выдержка из какого-либо произведения или речи (цитата).

Станция “Заморочки из бочки” (морфологические шарады)

Учитель: Как вы понимаете смысл слова “заморочить”? (Заморочить – “ввести в заблуждение, сбить с толку, запутать”).

  1. Корень мой находится в цене.
    В очерке найди приставку мне.
    Суффикс мой в тетрадке мы встречаем,
    Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка).
  1. В списке вы мой обнаружите корень,
    Суффикс – в собрании встретите вскоре,
    В слове рассказ вы приставку найдете,
    В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание).
  1. Корень извлечь из начинки несложно,
    Приставка в сосуде хранится надежно,
    Суффикс в гудении ясно услышишь,
    Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение).
  1. Мой корень в просьбе заключен
    (В ней он озвучен и смягчен).
    Приставка в воплощенье где-то,
    Но целое – все ждут ответа. (Вопрос).
  1. Корнем с дорогой роднится,
    В сборе приставка таится,
    Суффикс как в слове дневник,
    Целым же в космос проник. (Спутник).
  1. Корень тот же, что и в слове сказка,
    Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
    Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик).
  1. Корень тот же, что и в слове отдавать,
    Приставки взяты из слов преграда и посылка,
    Суффикс и окончание взяты из слова знание. (Преподавание).
  1. Я травянистое растение
    С цветком сиреневого цвета,
    Но переставьте ударение,
    И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис).
  1. С Е торопят, если знают,
    Что недолго уж до срока.
    С И учительница часто
    Говорит в конце урока. (Спеши – спиши).
  1. Мой корень – родственник сраженья,
    Приставка в слове заявленье,
    В наборщике есть суффикс мой,
    А весь тружусь я под землей. (Забойщик).

Станция “В гостях у слова”

Если не знаешь имен,
Пропадает и знание вещей.

Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология (в переводе с греческого языка – наука о значении и происхождении слов). А нужно ли доискиваться до ответов? Конечно, нужно. Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, “на ощупь, на вкус, на запах”, вы уже никогда не употребите их некстати.

  1. Почему так называется эта птица? Оказывается, она не боится холода, прилетает ранней весной, когда на полях еще лежит снег, а улетает поздней осенью, в холодное, “зяблое”, как говорят в народе, время. Вот и прозвали ее…(зябликом).
  2. Свое имя этот цветок получил в восемнадцатом веке, и произошло оно от латинского слова гераниум (журавль). Назвали так растение по форме плодов, похожих на клюв журавля. Журавельник, журавлиный нос. Ученый восемнадцатого века, с его страстью ко всему иноземному, заменил ласковое “журавлиный нос” на чопорное…, но суть осталась та же. (Герань).
  3. Многие думают, что название этого фрукта появилось у нас недавно. Но это не так. Уже в шестнадцатом веке московские богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии “китайскими яблоками”. Так заморское словечко прибывало в новую страну одновременно с продуктом, его обозначающим. (Апельсин).
  4. Это слово родилось в девятнадцатом веке в США. В переводе с английского языка оно обозначает “петушиный хвост”. В то время большой популярностью пользовались петушиные бои, и предприимчивые владельцы кафе так перемешивали различные напитки, что в стакане они образовывали несколько ярких цветных слоев. Это напоминало пестрый хвост петуха. О каком слове идет речь? (Коктейль)
  5. Эти короткие брюки незаменимы в летнем походе, при занятиях спортом. Слово это пришло к нам из английского языка и буквально переводится как “короткий”. (Шорты).
  6. Три тысячи лет назад в прекрасной Элладе далекие предки современных греков – эллины – провели первую олимпиаду. Эллины ценили красоту, и красивыми у них считались люди крепкие, здоровые, ловкие. Возник обычай проводить состязания с участием атлетов всей Эллады. Сначала атлеты соревновались только в коротком беге на один стадий, то есть на 192 метра 27 сантиметров. От названия этой первой дистанции и произошло слово… (Стадион).
  7. Слово это имеет тюркское происхождение (аралаш) и означает “суета”, “суматоха”. Надеемся, что на уроках он невозможен, а на переменах – только как исключение. (Ералаш)
  8. Жил в восемнадцатом веке близ Лондона содержатель постоялого двора, некто Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько “прославились” своими дикими выходками, что имя их не забылось и стало нарицательным. В конце девятнадцатого века англичане стали называть этим словом дерзких уличных озорников из этого района Лондона, а затем, вообще всех, кто попирал общепринятые нормы поведения. Распространению слова в немалой степени способствовала и комическая песенка, популярная в Англии в конце девятнадцатого века, героем которой был глава этой семейки Иржи Хулигэн. (Хулиган).

Станция “Темная лошадка”

Учитель: На этой станции мы вспомним многих писателей и поэтов по эпизодам их биографии. Итак, кто же они “темные лошадки”?

  1. Во время восстания под предводительством Емельяна Пугачева отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, его родители едва не погибли. Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, он рассказывал А.С.Пушкину. (Крылов Иван Андреевич).
  2. Русскому читателю он известен как поэт, переводчик, критик и издатель, руководитель литературного общества “Арзамас”. (Все члены общества должны были иметь прозвища, взятые из его баллад: Пушкин – Сверчок, Вяземский – Асмодей, Батюшков – Ахилл, сам он – Светлана).
  3. Известен и другой факт. 26 марта 1820 года на квартире у него Пушкин прочитал песню из поэмы “Руслан и Людмила”. По окончании чтения он достал свой портрет с надписью “Победителю – ученику от побежденного учителя” и вручил его Пушкину. (Жуковский Василий Андреевич).
  4. В семье, кроме него, было еще три сына. Одно из ярких воспоминаний детства – игра в “муравейных братьев” и чудесную зеленую палочку, придуманную братом Николаем. В своем творчестве он уделял большое место событиям, очевидцем которых он был сам. (Толстой Лев Николаевич).
  5. Детство этого известного поэта и писателя прошло в Тарханах. Это село ранее называлось Никольским, затем Яковлевским. Но так как его жители занимались не только земледелием, но скупкой и продажей шкурок домашних животных, а таких скупщиков называли тарханами, то и село в начале девятнадцатого века получило название Тарханы. Здесь он жил с 1815 по 1827 год и не раз приезжал взрослым человеком. С именем какого поэта связано это место? (Лермонтов Михаил Юрьевич).
  6. Он вырос в богатой помещичьей семье, в поместье был свой оркестр из дворовых людей, давались спектакли, в которых еще до рождения его принимал участие В.А.Жуковский. Писателю не было и четырех лет, когда родители повезли его за границу. Это путешествие едва не стоило ему жизни. В Швейцарии, в Берне, он чуть-чуть не упал в яму с медведями и спасся только благодаря тому, что отец успел вовремя схватить ребенка. (Тургенев Иван Сергеевич).

Подведение итогов

Жюри подводит итоги, подсчитывая заработанные баллы. Каждый класс награждается грамотами за 1-е, 2-е,3-е место.