Элективный курс "Выжигание по ткани"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Элективный курс “Выжигание по ткани” предназначен для учащихся 8–9-х классов предпрофильной подготовки.

Курс познакомит учащихся с совершенно новым способом изготовления изделий из ткани – это редкий вид декоративно-прикладного творчества, таит в себе большие возможности. Ажурные воротнички и платочки, салфетки и шторы, выполненные по новой технологии, украсят окружающий вас мир.

Гильоширование (выжигание по ткани) – современный и увлекательный вид рукоделия. Его преимущество состоит в том, что на изготовление изделия требуется значительно меньше времени, чем на изделие, выполненное в технике вышивки. Круглую салфетку диаметром 15–20 см или воротник средних размеров можно выполнить за 1,5–2 часа.

Выжигание по ткани основано на свойстве тканей из химических волокон – плавиться и склеиваться под действием высокой температуры. Содержание курса позволит школьникам расширить знания по материаловедению, композиции, цветоведению, способствует овладению соответствующими практическими навыками и умениями. Получая представление о разных способах обработки ткани, данный курс не только расширяет знания учащихся по предмету “Технология”, но и обеспечивает интеграцию познавательного и художественного характера.

В основе курса – практическая направленность. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изделия, выполненные в технике гильоширования, могут быть использованы для оформления интерьера дома и школы или в коммерческих целях.

Предлагаемый курс позволит сформировать целостное представление учащихся об элементарных навыках работы с синтетическими, искусственными материалами и прибором для выжигания. Темы, рассматриваемые в курсе “Выжигание по ткани” не изучаются в базовом курсе по технологии (обслуживающий труд) в общеобразовательной школе.

Курс ориентированного характера рассчитан на 12 часов. Значимость и роль данного курса определяется также необходимостью подготовки учащихся к выбору собственной деятельности. Элективный курс “Выжигание по ткани” будет очень полезен будущим дизайнерам, модельерам, художникам-оформителям.

Освоение выжигания по ткани невозможно без знаний и умений, приобретенных при изучении других дисциплин школьной программы.

Прослеживаются следующие межпредметные связи:

– с химией (современные материалы, химические свойства материалов);
– с физикой (физические процессы, электротехника);
– с рисованием (ритм и композиция рисунка, светотень);
– с физическим воспитанием (правильная осанка, профессиональная гимнастика, условия продуктивного целесообразного труда).

Цель:

  • ознакомить учащихся с нетрадиционным способом обработки ткани – гильошированием, с особенностями выбора тканей для выжигания, а также с этапами изготовления простейших изделий;
  • обучить приемам выжигания по различным видам ткани;
  • воспитывать аккуратность, развивая художественную инициативу.

Задачи:

  • ознакомиться с новым видом декоративно-прикладного творчества – выжигание по ткани;
  • ознакомиться с особенностями выбора тканей для выжигания;
  • научиться выполнять несложные изделия в технике гильоширования;
  • научиться понимать основные закономерности цветового оформления изделий;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Формы учебных занятий

Достижение цели обучения элективного курса обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических и комбинированных занятий. Во время проведения практических занятий учитель выступает в роли консультанта. Комбинированные занятия предполагают диалог учителя и учащихся, в результате которого учитель выявляет уровень знаний учащихся, а также наиболее трудные для усвоения темы. Рекомендуется построить систему практических занятий так, чтобы в результате освоения курса учащиеся смогли выполнить несложную салфетку, платочек, воротничок.

Формы контроля уровня достижений учащихся

Для проверки уровня освоения знаний рекомендуется использовать контрольные вопросы или тестовые задания. В качестве иллюстрации в приложении 1 предлагаются контрольные вопросы и тестовые задания.

По завершению курса учащимся предлагается выполнить мини-проект, который позволит определить практический уровень умений и навыков приобретенных за время обучения.

Балльно – рейтинговая система больше подходит для оценивания мини-проектов или практических работ [1].

Рейтинговая оценка (РО), состоит из трех частей:

– средней арифметической, объективной (Оср), выставляется учениками-экспертами;

– субъективной самооценки учащегося (С), выставляется самим учеником;

– оценки преподавателя (П).

Подсчитывается РО так:

РО = Оср + С + П,

Предлагается ключ для перехода к традиционной оценке:

100… 140
60...99
35...59
менее 35
баллов
«
«
«
– отлично;
– хорошо;
– удовлетворительно;
– неудовлетворительно.

Объективная оценка экспертами-учениками, производятся суммированием баллов по семи критериям на четырех уровнях (отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный):

О Х У Н/У
1. Информативность содержания сообщения

2. Подготовленность, уровень знаний

3. Проблемность в изложении материала

4. Импровизационное начало, гибкость

5. Межпредметные связи

6. Ответы на вопросы

7. Чувство времени, интенсивность

25

20

20

15

20

25

15

15

15

15

10

15

15

10

10

10

10

5

10

10

5

5

5

5

0

5

5

0

Задания для самостоятельной работы

  1. Работа с прибором для выжигания “Узор-1” согласно правилам техники безопасности.
  2. Самостоятельно подобрать рисунок для ажурной салфетки с учетом вида ткани и выполнить изделие.
  3. Самостоятельно выбрать рисунок для аппликации с учетом гармоничного сочетания цветов и выполнить изделие.

Требования к уровню освоения содержания курса

Учащиеся должны знать

Оборудование, инструменты для выжигания по ткани и правила безопасной работы. Материалы, применяемые для выжигания. Особенности перевода рисунка на ткань. Принципы композиции и роль цвета. Технологические приемы выжигания на прозрачной ткани. Технологические приемы выжигания на непрозрачной ткани.

Учащиеся должны уметь

Подготавливать рабочее место для выжигания по ткани. Подбирать ткань по цвету и качеству для изготовления изделий. Определять долевую и уточную нити. Выполнять выжигание по ткани из различных видов материалов, с соблюдением правил безопасной работы.

Ожидаемые результаты и способы их оценивания

Учащиеся за курс обучения должны овладеть техникой выжигания по ткани. Реали-зовывать основные закономерности цветового оформления изделий, подбирать рисунки для своих изделий. Самостоятельно выполнять несложные изделия в технике гильоширования.

Выполненное изделие и сданный итоговый тест буду свидетельствовать об успешном освоении курса.

Учебно-методическое обеспечение, техническое оснащение

При изучении данной программы необходимо:

– техническое обеспечение:

  • мастерская, комплект ручного инструмента;
  • прибор для выжигания “Узор-1”;
  • светоскоп;
  • ткань, рисунки и трафареты;

– методическое обеспечение:

  • Практическое пособие "Выжигание по ткани. Гильоширование".
  • раздаточный материал;
  • карточки-задания, Приложение 2;
  • таблицы;
  • инструкционные карты.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
всего теорет практич.
1. Введение. Виды отделки швейных изделий. 1 1   лекция Конспект
2. Материаловедение 1 1   лекция Конспект
3. Цветоведение. Композиция 2 0,5 1,5 комбинирован. Конспект
4. Способы выжигания по ткани 2 0,5 1,5 комбинирован. образец
5. Технология выжигания по прозрачным тканям 2 0,5 1,5 комбинирован. Конспект
6. Технология выжигания по непрозрачным тканям 2 0,5 1,5 комбинирован. образец
7. Выставка работ. 2 2 защита мини-проекта Конспект
образец
Изделие
Итого 12 4 8    

Содержание курса

Занятие 1. Введение. Виды отделки швейных изделий (1 час)

История возникновения технологии выжигания по ткани. Традиционные и современные виды отделки швейных изделий. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические требования.

Занятие 2. Материаловедение (1 час)

Материалы и инструменты для выжигания по ткани. Оборудование рабочего места. Ознакомление с тканями из натуральных и химических волокон. Смесовые ткани. Свойства и подбор тканей для выжигания по волокнистому составу.

Занятия 3. Цветоведение. Композиция (2 часа)

Значение цветового решения в изготовлении изделия. Гармоничные сочетания цветов. Законы композиции.

Практическая работа. Выполнение эскиза салфетки для выжигания.

Занятие 4. Способы выжигания по ткани (2 часа)

Основные способы выжигания по ткани. Выбор способа выжигания в зависимости от вида изделия, его назначения, фактуры и цвета ткани. Безопасные приемы работы с выжигателем.

Практическая работа. Выполнение точек, линий и отверстий горячей иглой.

Занятие 5. Технология выжигания по прозрачным тканям (2 часа)

Особенности выжигания по прозрачным тканям. Теневая и накладная аппликации.

Практическая работа. Выполнение накладной аппликации на прозрачных тканях.

Занятие 6. Технология выжигания по непрозрачным тканям (2 часа)

Особенности выжигания по непрозрачным тканям. Сетка, оформление края изделия. Влажно-тепловая обработка изделий.

Практическая работа. Изготовление накладной аппликации на сетке.

Занятие 7. Выставка работ. Защита мини-проектов (2 часа)

Презентация собственных работ учащихся (мини-проектов).

Презентация. См. Приложение 1. Мультимедийная презентация элективного курса “Выжигание по ткани”

Литература

  1. Лернер П.С. Экзамен с рейтинговой оценкой. //Школа и производство. – 1991. – № 8. – С. 90–94.
  2. Смотрова Н. А. Выжигание по ткани. Гильоширование — СПб 1999.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. “Технология”. Научные руководители: Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Москва, “Просвещение”, 2000 г.
  4. Смотрова Н. А. Выжигание по ткани. Учебное пособие — СПб 1999 г.