Урок-размышление по литературе: "Нравственный выбор героев" по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск", В.Закруткина "Матерь человеческая"

Разделы: Литература


Цели:

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.
  • Создать условия для усвоения нравственных понятий: совесть, долг, честь, любовь к Родине, самопожертвование.
  • Продолжить работу над умением отстаивать свои убеждения, взгляды, точку зрения; выделять качества личности героев, которые ведут к подвигу.
  • Воспитывать у учащихся патриотизм, гражданственность.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран; тексты произведений В.Быкова “Сотников”, “Обелиск”, В.Закруткина “Матерь человеческая”, Толковые словари.

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: урок-размышление.

Эпиграф:

Как познать себя самого?
Отнюдь не созерцанием, только действиями. Старайся исполнить свой долг и тотчас узнаешь, чего ты стоишь.

Эмерсон

Ход урока

На экране высвечивается тема урока и эпиграф. (См. Приложение 1, слайд 2.)

Учитель: Сегодня на уроке постараемся осмыслить истоки подвига и героизма и задумаемся над их смыслом; постараемся дойти до истины: каким же должен быть человек, чтобы прожить жизнь достойно.

Урок хочу начать со стихотворения Р.Рождественского “На земле безжалостно маленькой…” Стихотворение читает ученица, а в это время (Слайд 3) на экране проходят картины войны и слова в конце: “В жизни всегда есть место подвигу…” М.Горького.

Как вы поняли слова Эмерсона, которые включены в эпиграф? (Слайд 2)

Ученик: Речь пойдёт о маленьких людях, которые прожили незаметно свою жизнь, но в сложных ситуациях не потеряли своего человеческого лица и остались людьми.

Учитель: Какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы совершить подвиг?

Что такое нравственнось? Почему она важна?

Ученик: Нравственность – это проявление высших духовных ценностей: любви, добра, милосердия, сострадания, самопожертвования.

Учитель: В какие моменты жизни человека проявляются особенно ярко нравственные качества, его истинное лицо?

Ученик: Особенно ярко проявляются нравственные качества человека в экстремальных условиях, когда стоит выбор между жизнью и смертью.

Учитель: Я хочу подтвердить ваши ответы словами А.Толстого из рассказа “Русский характер”, где герой говорит: “На войне человек становится чище, всякая шелуха слетает с него, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро”.

Опираясь на прочитанные произведения, ответьте на вопрос:

Почему эти простые, неприметные, казалось, люди: Алесь Мороз, Мария - не оставили вас равнодушными?

Ученик: Они с достоинством выносят все испытания, не теряют своих человеческих качеств.

Учитель: Какие качества объединяют героев?

Ученик: Героев объединяет любовь к людям, честность, доброта, самопожетртвование - всё это отнесём к духовности.

Учитель: Какое испытание для героев становится решающим?

Ученик: Решающим для них становится испытание совестью.

Учитель: Что такое совесть? (Слайд 4).

После ответов детей на экране появляется полное толкование слова: (Слайд 5)

Совесть:

нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке;
– внутреннее сознание добра и зла;
– тайник души, в котором отзывается одобрение или осознание каждого поступка;
– способность распознать качество поступка;
– чувство, побуждающее к истине, добру, отвращающее ото лжи и зла;
– невольная любовь к добру и истине;
– прирождённая правда в различной степени развития.

Сопоставьте свои высказывания с тем, что даёт словарь. Назовите те, о которых не сказали.

Учитель: Почему идёт на смерть Алесь Мороз? Ведь он мог отказаться.

Ученик: Он оказывается перед проблемой своего собственного, личного нравственного выбора – выбора по совести. Он знал, что никакие “потом” и “взамен” не вернут ему права с достоинством посмотреть в глаза тётке Татьяне и тётке Груше, для них безвозвратно оборвётся преемственность между тем, что он говорил вчера и тем, как поступил сегодня. На отчаянные вопли матерей “Где Алесь Иванович, пусть спасает мальцов, он же умный, он их учитель”,- он идёт вопреки здравому смыслу.

Учитель: Мог ли бросить ребят Алесь Иванович? Что бы это для него значило?

Ученик: Нет, не мог. Это значило бы для него измену своим воспитанникам, своим нравственным принципам. Он говорит: “Не затем я их два года очеловечивал, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь”. Он научил их слушать и понимать прекрасное, разбираться, где хорошее, а где так себе. Он учил их тому, что “чуткая душа, она сама во всём разберётся” Сдаваясь перед физической силой врага, он побеждает его духовно.

Учитель: Что определило такой поступок А.Мороза?

Ученик: Безотказная готовность к самопожертвованию, деятельное сострадание определили поступок Алеся Мороза.

Учитель: Что такое самопожертвование?

Ученики, используя словари, отвечают. После ответов детей на экране высвечивается слово с его толкованием. (Слайд 6).

Самопожертвование - приглушение в себе всех мирских страстей и способность жить для других.

Учитель: В какой момент у другого героя, Сотникова, возник выбор по совести? Подтвердите текстом. (глава 13). Почему, оказавшись в одинаковых условиях, по-разному ведут себя Сотников и Рыбак?

Ученик: Рыбак решил идти путём предательства для того, чтобы остаться жить. В тяжёлую минуту он думает только о себе. И это страшное желание выжить любой ценой оборачивается тропой Иуды. Автор подчёркивает, что любая сделка с совестью в критической ситуации может привести к предательству.

Ученик: Сотников тоже хочет жить. Ему всего 26 лет. Но в первую очередь он думает о людях и привержен высоким моральным принципам. Он не переступает черту, за которой человек перестаёт быть человеком. Величие Сотникова в том, что он предпочитает смерть бесчестью. Его ещё в детстве научили отвечать за свои поступки и быть честным как перед другими, так и перед самим собой. Сотников остаётся честным до конца.

Учитель: Дайте определение слову “честь”. После ответов учеников. (Слайд 6)

Честь  – как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда ценность личности связывается с различными заслугами человека, с конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Учитель: Почему Сотников подумал про приготовленную для него петлю: “Одна на двоих”?

Ученик: А разве может жить свободно с такой совестью предавший друзей, Родину Рыбак? Жить предателем - значит затянуть себе “ петлю на шее”.

Учитель: Можно ли назвать поступки Алеся Мороза и Сотникова подвигом? А что такое подвиг?

Ученик: Подвиг – это доблестный поступок. К подвигу готов лишь тот, кто никогда не отступает от нравственного долга. Это итог всей жизни человека.

Долг – это обязанность человека по отношению к обществу, Родине, государству; всё должное, что должно исполнить обязанность.

Учитель: А совершает ли подвиг Мария? Можно ли её жизнь считать подвигом?

Ученик: Я считаю, что жизнь Марии можно считать подвигом. Во-первых, её не ожесточила война, она себя отдаёт людям, во – вторых, живёт по совести, не преступает нравственных законов.

Учитель: Почему не сломили эту женщину страшные испытания? Почему она выстояла?

Ученик: Мария выстояла, я считаю, потому что ощутила свой долг перед людьми, угнанными в Германию. Она одна собирала урожай и не только для себя, она думала о людях, которые должны были вернуться. А как она потом посмотрит им в глаза, если не сделает ничего? Чувство исполненного долга давало ей силы жить. И хотя она потеряла дорогих и любимых людей, сердце её не очерствело. Она становится матерью для 7 детей - сирот.

Учитель: Почему Мария не убивает немца? Что определяет её поступок?

Ученик: Ею движет любовь к людям, милосердие, сострадание, доброта, человечность. Одним словом, великий гуманизм.

(Слайд 6) Слово “гуманизм” - на экране.

Учитель: Случайно ли автор в начале повести даёт описание иконы Божьей Матери? Зачитайте это описание.

(Слайд -7). На экране икона Божьей Матери.

Величие души Марии вылилось в образе девы Марии. Она поистине стала Матерью Человеческой – Символом гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.

Учитель: Что же является основным признаком красоты души человека?

Ученик: Человек тогда красив, когда соблюдает нравственные законы. Главное, он должен жить по совести, потому что “чистая совесть есть признак красоты души”.

Учитель: Давайте вернёмся к началу урока. (Слайд 3). На экране слова А.М.Горького: “В жизни всегда есть место подвигу…”. Я вам предлагаю продолжить эту мысль. Вспомните всё, что нам рассказывали, когда мы с вами были в Епархии и Соборе. Не упустите главного. (Слайд 8)

На экране один кадр “Собор”, Звучит духовная музыка.
На работу отводится 5 минут. Затем 2-3 продолженные мысли зачитываются.

Учитель: Мы, потомки, неразрывно связаны с теми, кого уже нет, кто погиб, ради нашего будущего, должны помнить о них. Мы не имеем права забывать подвиги людей, прошедших страшные испытания войной. Память – это нравственная основа человека, это его свойство души помнить и не забывать прошлого. Без прошлого нет будущего (Слайд -9).

Урок я хочу закончить строками из стихотворения Майорова:

И пусть не думают,
Что мёртвые не слышат,
Когда о них живые говорят.

Приложение 2