Путешествие в историю чисел

Разделы: Начальная школа


План урока:

  1. Цифры в нашей жизни.
  2. Как считали древние люди.
  3. Руки – первый инструмент для счета.
  4. Египетская нумерация.
  5. Вавилонская нумерация.
  6. Римская нумерация.
  7. Древнегреческая нумерация.
  8. Славянская кириллическая нумерация.
  9. Арабская нумерация.

Ученик 1:

“Мы настолько привыкли, кроме букв, пользоваться еще и цифрами, что многие думают: так было всегда. Но это не так.

Знаки, обозначающие цифры, прошли очень долгий путь, прежде, чем обрели современные очертания.

Цифры в нашей жизни играют огромную роль”

  • Как современный человек каждый день использует цифры?

Приложение 1.

Ученик 2:

  • Как считали древние люди?

Мне было интересно искать ответ на этот вопрос. И вот, что я узнал.

В те далекие времена, когда человек собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много.… Оказывается, и сейчас некоторые племена в Южной Америке считают таким образом.

Но, вернемся к истории!

Люди начинают заниматься животноводством и земледелием, и им уже стало необходимо пересчитывать коз в стаде или количество корзин, а их было уже больше трех.

Как же быть? Способов счета было придумано немало

Приложение 2.

Ученик 3:

Но палку с зарубками с собой не возьмешь, да и камни таскать не очень приятно, а пастуху нужно знать – не отбилась ли какая коза от стада.

  • Как вы думаете, кто пришел на помощь?

Конечно же, пальцы рук – отличный счетный материал, им до сих пор пользуются не только первоклассники.

Приложение 3.

  • А как быть, если предметов больше десяти?

Конечно, можно использовать пальцы на ногах, а дальше? Тут уж, ничего не оставалось делать, как придумать десятичную систему, которой мы пользуемся и сейчас:

считаем десятки,
наберем десять десятков – получаем сотню,
наберем десять сотен – получаем тысячу.

В Древней Руси десять тысяч называли “тьма”. Отсюда появилось выражение “тьма народу”.

Но не все народы считали десятками, хотя использовали все те же пальцы.

Индейцы в Америке считали пятерками, пользуясь пальцами только одной руки.

Некоторые племена использовали только четыре пальца одной руки, но учитывали, что каждый палец состоит из трех фаланг.

Так возникла дюжина, которая равна 12. До сих пор в Европе считают дюжинами:

пуговицы, носовые платки, куриные яйца.

Приложение 4.

Нам кажется, что число, как понятие, возникло одновременно с умением считать, но это не так. Между прочим, до пяти умеют считать и кошки, и свиньи, но, чтобы перейти от пяти предметов к числу пять требовалось великое открытие. Этим открытием было число, в записи.

Ученик 2:

Древние римляне многое взяли из Вавилонской нумерации, но кое-что добавили и свое, они придумали новые обозначения для цифр.

Приложение 5.

  • Кто сможет записать римскими цифрами 2008 год? (ZVIII)

Приложение 6.

Приложение 7.

Мы до сих пор пользуемся римскими цифрами, для обозначения веков или глав в книгах. А вот сложить или умножить такие числа очень сложно, поэтому разные математические действия учили в Риме в разных школах.

В Древней Греции поступили очень просто: греки не стали придумывать значки для цифр, а использовали букву.

Приложение 8.

Заметили, что греческий алфавит очень похож на русский, потому что славянский алфавит был создан на основе греческого алфавита, монахами Кириллом и Мефодием. Чтобы не путать числа с буквами, над ними ставили черточку. Вместе с алфавитом эта система записи чисел пришла в Древнюю Русь. Вместо черточки на Руси ставили волнистую линию – “титло”.

Приложение 9.

  • А ну-ка, угадай! Какую нумерацию использовали Кролик, Белочка и Ежик?

Приложение 10.

Ученик 1:

Ну, история числа продолжается. Мы с вами считаем: “Раз, два, три, четыре, пять …”. И пишем в тетради цифры: “1, 2, 3, 4, 5 …9”, а они называются арабскими.

Хотя, на самом деле арабы сами взяли эту систему счисления у индусов. С помощью девяти знаков и знака 0, который называется “сифр”, можно написать какое угодно число.

Приложение 11.

Ученик 3:

В Россию арабские цифры попали 300 лет назад, при Петре I, и живут до наших дней.

Ученик 2:

В результате нашей работы мы познакомились с различными цифрами арабскими, римскими, древнегреческими и другими, и научились записывать знакомые нам числа по разному.

Ученик 1:

Древнегреческие цифры остались далеко в истории, римские цифры нужны редко, а арабские цифры живут с нами, потому что легче всего складываются, вычитаются и выполняют различные операции.

Список литературы:

  1. Зигуненко С.Н “Я познаю мир. Знаки и символы”. М. “Изд-во АСТ”, 2004 г.
  2. Савин А.П. “Я познаю мир. Математика” М. “Изд-во АСТ”, 1998 г.
  3. Босова Л.Л “Информатика 6 класс”, 2006 г.

Приложение 12