Урок + презентация "О младших сестренках и братишках" (А.Л. Барто, Я.Аким)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся со стихотворениями А.Л. Барто “Две сестры глядят на брата” и Я. Акима “Мой брат Миша”, обучение выразительному чтению (постановка логических ударений, соблюдение пауз, выбор интонации, темпа чтения); учить чувствовать и понимать образный язык и выразительные средства;
  • развивать поэтический слух детей;
  • воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости, обогащение чувственного опыта, уважение к родителям, братикам и сестрам.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Новая тема.

– Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. Какое слово я спрятала?

(Слайд)

(7 я Семья)

– Да, это слово “семья”.

– А что такое семья? Правильно это папа, мама, вы и ваши сестры и братья.

– У кого есть младшие братья и сестрички? Поднимите руку.

– Главное в жизни вашей и ваших родителей иметь дружную семью. И тема нашего сегодняшнего урока так и называется “О младших сестренках и братишках”

(Слайд)

(Читают хором)

– Но прежде, чем познакомиться с поэтами и произведениями, которые они написали, мы с вами должны подготовить наш речевой аппарат.

3. Речевая разминка

(Слайд)

– Давайте с вами прочитаем слова по слогам, а затем все слово вместе.

– А теперь я прочту скороговорку и мы все вместе попробуем ее проговорить медленно, а затем увеличивая темп, по рядам, девочки, мальчики.

4. Знакомство с писательницей А. Л. Барто и ее стихотворением

– Давайте с вами вспомним некоторые стихи, которые вы знаете с детства.

(“Бычок”, “Зайка”, “Таня”, “Мишка” и т.д.)

– А написала все эти стихи для детей русская поэтесса А. Л. Барто.

(Слайд)

– При рождении Агния Львовна носила фамилию Волова, а родилась она 4 февраля 1906года в Москве. Когда она вышла за муж, то приняла фамилию Барто.Во время Вов многие люди потеряли друг друга, и Агния Львовна вела на радио передачу, помогая людям встретиться и найти свою семью. Она была русской поэтессой, писательницей, киносценаристом. Умерла А, Л, Барто 1 апреля 1981 в Москве.

5. Выставка книг.

(Слайд)

– Я вам показываю некоторые книги в которые вошли ее стихотворения.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворение поэтессы “Две сестры глядят на братца”, но прежде чем я вам его прочту нам надо разобрать некоторые слова.

6. Лексическая работа.

(Слайд)

Глядят (ГЛЯДЕТЬ, гляжу, глядишь; глядя; То же, что смотреть)

Неловкий (НЕЛОВКИЙ, 1. Лишенный ловкости, неуклюжий, неудобный. Н. прыжок. Неловкие руки (нескладные). Писать лежа неловко (в знач. сказ.). 2. Неприятный, неудобный в моральном отношении, стеснительный. Попасть в неловкое положение.)

– Хмурит (ХМУРИТЬ, Угрюмо или задумчиво морщить (лицо, брови). Х. лоб)

– Спросонок (СПРОСОНОК и СПРОСОНЬЯ, Будучи в полусонном состоянии, не совсем проснувшись.)

7. Первичное восприятие стихотворения.

– Подумайте почему оно так называется и какие чувства оно у вас вызывает.

(Чтение учениками, которые умеют хорошо читать)

8. Работа по иллюстрации.

– Посмотрите на иллюстрацию над стихотворением. Какие строчки к ней подходят?

– Что делает мама?

– Как играют с братиком девочки?

– Как они на него смотрят?

9. Физминутка.

    (Слайд)

10. Знакомство с творчеством Я. Акима.

(Слайд)

– Кому понравилось стихотворение А. Л. Барто? А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним поэтом, который писал для детей и о детях. Это Яков Лазаревич Аким. Он родился 15 декабря1923 года в г. Галич Костромской области. Яков Лазаревич написал много стихов, которые собраны в сборники для детей.

(Слайд)

(Выставка книг)

11. Знакомство со стихотворением “Мой брат Миша”.

12. Лексическая работа.

(Слайд)

Ресницы (РЕСНИЦЫ, Волоски, растущие по краям век. Длинные, густые р.)

– Непослушным (НЕПОСЛУШАНИЕ, Нежелание, отказ слушаться кого-н., повиноваться ко-му-н. Наказать ребенка за н.)

– Хлопочет (ХЛОПОТАТЬ, 1. Заниматься чем-н. усердно, находясь в движении, переходя от одного к другому. Х. по хозяйству. Х. с обедом. 2. о чем или с союзом "адпобы". Добиваться чего-н. Х. о пособии. 3. о ком и за кого. Стараться помочь кому-н. в чем-н., ходатайствуя перед кем-н. Х. о приятеле. Х. за друга.)

– Мигом (МИГОМ, Очень быстро, скоро или сразу. М. сбегаю. М. понял, в чем дело)

– В один присест (ПРИСЕСТ, в один или за один присест – не вставая с места, за один раз. Съесть все в один присест. За один присест написал статью)

13. Первичное восприятие стихотворения.

– Подумайте и ответьте мне, как мальчик относится к своему братику.

– Как вы думаете, с чем сравнивает его мальчик, говоря, что он рыжий? Подсказка у вас на иллюстрации.

14. Закрепление.

(Слайд)

– На доске задание к стихотворениям. Давайте его выполним.

– Какие чувства испытывают герои стихотворений по отношению к своим младшим братишкам? Соедините линиями.

15. Итог.

(Слайд)

– Итак, давайте вспомним со стихотворениями, каких поэтов мы с вами познакомились? Как они называются? Кто их написал?

Приложение