Урок "Окружающий мир" во 2-м классе. Тема: "Что такое семья"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать знания об особенностях семьи как части общества, своеобразного социального института.

Задачи: Ввести в лексикон учащихся слова: “поколение”, “домочадцы”, “старшее поколение”, “младшее поколение”.

Учить проявлять внимание ко взрослым и сверстникам.

Формировать общую культуру и эрудицию ребёнка.

Воспитывать у детей желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать своё поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым.

Оборудование: рисунки на тему: “Моя семья”; поезд с вагонами из картона; название станций на отдельных листах; ребус “Семья”; плакаты: “Семья – это группа близких родственников, живущих вместе”; “Домочадцы – члены семьи”; “Поколение – живущие в одно время люди, примерно одного возраста”; для сценки: кукла, игрушечные стул и стол, стул и три стула.

I. Организационный момент.

– Ребята, хотите совершить путешествие? (Да.) Отлично! Сегодня мы с вами будем путешествовать на волшебном поезде. Поезд будет останавливаться на станциях, где вас ожидают различные задания. Я надеюсь, что вы все с ними справитесь. Перед вами карта нашего путешествия.

II. Игра – путешествие на волшебном поезде.

1. Старт.

– Стартуем мы отсюда. Вы готовы? (Да.) Тогда поехали.

2. Разминочная станция.

– На этой станции вы должны вспомнить домашнее задание по теме: “Можно ли себя изменить?”.

– Что делать, если человек много болеет? (Если человек много болеет, он может начать постепенно закаляться, заниматься спортом, обливаться холодной водой; кушать фрукты, овощи, мёд, мясо, рыбу, молочные продукты, т. к. в них много кальция. Но нельзя переедать, т. к. может начаться ожирение.)

– Как стать умнее? (Человек может стать умнее. Для этого он должен много читать, думать, стараться узнать как можно больше нового. Тренировать свою память.)

– У вас плохое настроение, как быть? (Если плохое настроение, надо подойти к зеркалу, вспомнить что-нибудь доброе, хорошее, смешное и улыбнуться. А можно прогуляться на свежем воздухе, поиграть с друзьями и настроение улучшится.)

– У вас чувство усталости, ничего не хочется делать. (Когда чувство усталости, необходимо намочить ватные шарики крепким чаем, прилечь на кровать, закрыть глаза, положить шарики на глаза и полежать так 15-20 минут, ни о чём ни думая, усталость пройдёт.)

– Не получается трудная задача, что делать? ( Не получается трудная задача, нужно заняться другим делом: почистить картошку к ужину, пропылесосить, полить цветы. А можно прогуляться на свежем воздухе, потом снова попробовать решить задачу.)

– С тобой невежливо разговаривает одноклассник, как быть? (Если невежливо разговаривает одноклассник, не нужно отвечать ему сразу, чтобы не наговорить грубостей и не накричать, сосчитать до 10, а затем тихо сказать: “Давай поговорим спокойно” или: “Извини, я не могу с тобой говорить” и отойди в сторону.)

– С конкурсом – разминкой вы все хорошо справились, молодцы! Но нам больше нельзя оставаться на этой станции, поезд может отправиться без нас. Поэтому продолжаем наш путь дальше.

– Если вы разгадаете ребус, то узнаете тему нашего дальнейшего путешествия: ( 7 Я ).

– Верно, молодцы! Тема нашего дальнейшего путешествия: “Семья”. Мы узнаем, что такое семья, какие бывают семьи. Познакомимся с новыми словами. Едем дальше.

3. Любознательная станция.

– Ребята, как вы понимаете слово “семья”? (Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья – это родные люди, которые любят, уважают, жалеют и заботятся друг о друге.)

– Правильно, молодцы.

На доску учитель прикрепляет пояснение слова “семья” и комментирует:

– Семья – это группа близких родственников, живущих вместе.

Раньше семьи были большие, состояли из 7 человек и даже больше. Сейчас таких больших семей гораздо меньше. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть папа, мама, дети и старшие члены семьи – бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться, и о нём никто не проявляет заботу. Но, наверное, главная особенность семьи – чувство любви, привязанности, объединяющее её членов. Недаром в пословицах говорится: “На что и клад, коли в семье лад”, “Любовь да совет – так и горя нет”, “Вся семья вместе, так и душа на месте”, “Семья крепка ладом”.

– Члены семьи:

  • живут в одной квартире или доме;
  • занимаются домашним хозяйством;
  • сообща распределяют деньги на покупки;
  • вместе отдыхают, проводят свободное время.

– В старину членов семьи называли: домочадцы.

На доске появляется пояснение слова “домочадцы”.

– В некоторых семьях живут только родители и их дети. Такие семьи называют двухпоколенными. А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей, то есть бабушки и дедушки, то такую семью называют трёхпоколенной.

На доску учитель прикрепляет пояснение слова “поколение” и комментирует:

– Поколение – это живущие в одно время люди, примерно одного возраста.

– Дети в любом возрасте должны почитать своих родителей. Почитать родителей, значит, их слушаться во всём, с ними советоваться, заботиться о них.

– Расскажите о своей семье.

Рассказы учащихся о своих семьях.

Подведение итогов.

– Итак, скажите, пожалуйста, что такое “семья”, можно воспользоваться подсказкой на доске. (Семья – это группа близких родственников, живущих вместе.)

– Кого называют домочадцами? (В старину членов семьи называли домочадцы.)

– Что означает слово поколение? (Живущие в одно время люди примерно одного возраста.) Молодцы! Продолжаем наше путешествие!

4. Танцевальная станция.

– Сейчас мы вспомним “Танец в кругу”, его можно танцевать на семейных праздниках всем членам семьи. Ученики встают в круг, берутся за руки и исполняют “Танец в кругу”, звучит музыка.

– Мы сейчас пойдём направо раз, два, три, а потом пойдём налево раз, два, три.
В центре круга соберёмся раз, два, три, а потом все разойдёмся раз, два, три.
Потихонечку присядем раз, два, три, а потом все дружно встанем раз, два, три.
Мы похлопаем в ладоши раз, два, три, попляшите наши ножки раз, два, три.
Повернёмся мы направо раз, два, три, не начать ли всё с начала раз, два, три.

(Танец повторяется в правую сторону.)

5. Литературная станция.

– На этой станции вы должны рассказать о своих членах семьи в стихах.

Что может быть семьи дороже…

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью, и провожают в путь с добром!
Папа и мама, и дети дружно сидят за праздничным столом.
И вместе им совсем не скучно, а интересно впятером.
Малыш для старших как любимец, родители – во всём мудрей.
Любимый папа – друг, кормилец, а мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье! Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже на этой сказочной земле.

Семья.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, семейные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно. Семья – это сложно.
Но счастливо жить одному невозможно!

Бабушка.

У мамы – работа, у папы – работа.
У них для меня остаётся суббота.
А бабушка дома всегда,
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
– Да ты не спеши.
Что там стряслось у тебя? Расскажи!
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит, перебирает.
Нам хорошо – вот так вдвоём,
Без бабушки, какой же дом?

Мы похожи.

– У меня дедушкин нос
И такой же, кстати, цвет волос!
И хоть ростом ниже я, но всё же
И глаза и нос у нас похожи.

– Молодцы, ребята! Много добрых слов вы сказали о своих домочадцах. Проходите в вагоны, располагайтесь поудобнее, едем дальше.

6. Музыкальная станция.

Дети исполняют песню “Мамина песенка”.

1. Если в небе туча хмурится,
Если снег летит в саду,
Я в окно смотрю на улицу
И с работы маму жду.
2. Не страшна мне даже молния,
Дождик льётся – ну и пусть.
Лишь улыбку мамы вспомню я
И ни капли не боюсь.

Пр-в: Пускай узнает ветер и звёзды и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя (2 раза).

Песня “Про папу”.

1. Сколько песен мы с вами вместе cпели маме своей родной,
А про папу до этой песни песни не было ни одной.

Пр-в: Папа может, папа может всё что угодно!
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить.
Папа может, папа может быть кем угодно!
Только мамой, только мамой не может быть.

2. Папа дома – и дом исправный, газ горит и не гаснет свет.
Папа в доме, конечно, главный, если мамы случайно нет.

3. И с задачею трудной самой папа справится – дайте срок.
А потом уж решаем с мамой всё, что папа решить не смог.

– На музыкальной станции вы снова справились с заданием, отлично. Продолжим наше путешествие. Проходите в вагоны, занимайте свои места.

7. Театральная станция.

Сценка “Три мамы”. В центре класса – стол, вокруг стола 4 стула. На переднем плане игрушечный стульчик, на нём сидит нарядная кукла.

Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла и куклу спросила:

Дочка: Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь как спичка худа,
Иди-ка обедать, вертушка. (Девочка берёт куклу и сажает её за стол.)

Автор: Танюшина мама с работы пришла и Таню спросила:

Мама: Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
– “Обедать!” – кричала бабуля сто раз,
А ты отвечала: “Сейчас, да сейчас!”
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь как спичка худа,
Иди-ка обедать, вертушка! (Дочка садится за стол.)

Автор: Тут бабушка – мамина мама пришла и маму спросила:

Бабушка: Как, дочка, дела?

Наверно в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки.
А вечером съела сухой бутерброд?!
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а всё – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Мама и бабушка садятся за стол.

Автор:

Три мамы в столовой сидят, три мамы на дочек глядят!
Что с дочками делать упрямыми?

Все хором: Ох, как непросто быть мамами!

8. Финиш.

– Ну что же, ребята, настало время подвести итоги нашего путешествия.

– Понравилось вам путешествие? (да)

– Что вам больше всего понравилось? Ответы детей.

III. Домашнее задание:

– прочитать текст на с. 64 – 69;

– выполнить задания на с. 68-69.