Урок по предмету "Мы и окружающий мир". Тема: "Культура общения в школе"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель:

  • познакомить детей с понятием “культура общения”; учить распознавать правила культурного общения, осознавать их необходимость; формировать умение оценивать поступки (свои и товарищей), их влияние на окружающих;
  • развивать умение чувствовать и понимать другого (развитие нравственных переживаний и чувств); способствовать развитию воображения через сказку;
  • содействовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: карточки-задания для групп, иллюстрации к сказке, бусинки, ТСО (музыкальный центр, аудиокассета, DVD проигрыватель, диск с м/ф “Крошка Енот”,), бумажные звёздочки для каждого ученика.

1.Организационный момент.

Задача этапа: позитивный настрой учащихся на работу.

– Здравствуйте. Проверьте, готовы ли вы к уроку. Я очень надеюсь, что наш урок будет интересным. Ведь сегодня мы будем путешествовать по сказкам. В сказках часто случаются чудеса. Если мы очень постараемся, то такое чудо произойдёт и на нашем уроке.

2. Актуализация знаний.

Задача этапа: обоснование актуальности темы, её практической значимости.

– Многим из вас знакома сказка о Крошке Еноте, которого мама в день его рождения отправила на пруд за осокой. На пруду Енота встретил очень неприятный тип… (Смотрим отрывок из мультфильма).

-Вы поняли, кто это был? Но Крошка Енот был так зол и напуган, что не узнал собственного отражения. Настолько оно было безобразным.

-Вы помните, что произошло дальше? (отрывок)

-Енот не сразу выполнил поручение мамы. А ведь такой ситуации могло и не быть, если бы…(ответы детей)

-Так бывает и в общении с людьми. Ведь наше настроение, поведение всегда зависит от того с кем мы общаемся, играем, трудимся, учимся. Гораздо приятнее находиться рядом с доброжелательным человеком. Общение должно приносить радость. Оно должно быть культурным. Поэтому цель нашего урока – определить, что же такое культура общения. А помогут нам ответить на этот вопрос жители одной сказочной страны. Как с ними познакомиться? Вот эти бусинки (представьте, что они волшебные) и помогут нам перенестись в следующую сказку. Крепко сожмите их в ладошке. Слушайте и представляйте.

3. Коллективная работа. Чтение и обсуждение сказки.

Задача этапа: подведение уч-ся к осознанию того, что каждый человек является неповторимой личностью, обладающей сильными и слабыми сторонами; формирование способности концентрировать внимание на успехах и достижениях (своих и одноклассников), избегать конфликтных ситуаций.

Сказка “Звёздная страна”(см.приложение 1 к уроку)

А сейчас положите бусинки. Вам понравилась сказка?

Какие герои вам симпатичны? Кто не понравился? Почему? Чему учит эта сказка?

Выискивая в людях только лишь недостатки, оскорбляя других, мы тем самым подталкиваем их к тому, чтобы они стали ещё хуже, потеряли веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И, наоборот, стараясь понять человека, подчёркивая его достоинства, мы помогаем ему стать лучше. И именно так поступают настоящие товарищи. В основе общения лежит доброе, уважительное отношение к человеку.

4. Групповая работа.

Задачи этапа: формирование понятия о том, что допустимо проявление любых чувств, но не любого поведения; формирование позитивного отношения к окружающим; развитие умения работать с дополнительной информацией; развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать; развитие навыков совместной работы.

– Почему звёздочки быстро навели порядок в своей стране? Они составили правила культурного общения и поведения, которые обязаны соблюдать все жители. Чтобы узнать, какие это были правила, вам нужно выполнить задания. Работать вы будете в группах. Но представлять результаты вашей работы будет только один человек. Кто это, вы решите сами. Время выполнения заданий ограничено – вы работаете, пока звучит музыка.

Задания для групп.

1 группа

В основе культурного общения лежит доброе, уважительное отношение к человеку.

Какие законы общения нужно соблюдать, чтобы люди, которые находятся рядом с вами, чувствовали ваше доброе и уважительное отношение.

Карточки

  • Умей радоваться успехам товарищей.
  • Помни: как ты будешь относиться к людям, так и они будут относиться к тебе.
  • Умей отстаивать своё мнение, не навязывая его и не применяя силы.
  • Если твой одноклассник забыл что-то дома (цветные карандаши, ручку), не давай ему: свои вещи надо иметь!
  • Чаще улыбайся. Добрая улыбка способна поднять настроение всем, кто рядом.
  • Помни о “волшебных словах”.
  • Если у одноклассника что-то не получается, радуйся и не помогай ему. Тогда ты будешь лучшим, и учитель тебя обязательно похвалит.
  • Помогай друзьям, делись с ними
  • Умеешь сам – помоги товарищу
  • Если кто-то ответил неправильно, упал на уроке физкультуры, можно над ним посмеяться.
  • Если кто-то не согласен с твоим мнением и этот кто-то слабее тебя, реши вопрос с помощью силы. Будет знать, как спорить с тобой в следующий раз.
  • Умей слушать другого, старайся понять.
  • Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

2 группа

В основе общения лежит речь. Но ведь слова не должны расходиться с делами! Человек, находясь в обществе других людей, обязан соблюдать правила культурного поведения.

Выберите те картинки, на которых ребята ведут себя “культурно”. Объясните свой выбор (картинки см.в приложении 3).

3 группа

Какие качества, с вашей точки зрения, необходимы культурному человеку для общения. Выберите 5 самых главных качеств.

Карточки: вежливость, искренность, отзывчивость, порядочность, тактичность, равнодушие, навязчивость, лживость, сдержанность.

С помощью словарика объясните их значение.

Словарик

Вежливость – соблюдение правил приличия.

Искренность – выражение настоящих чувств, правдивость, откровенность.

Навязчивость – надоедливость, приставание с чем-либо.

Лживость – способность обмануть человека.

Отзывчивость – готовность отозваться на чужие проблемы, всегда помочь.

Порядочность – честность, неспособность совершать подлые поступки.

Равнодушие – безразличие к чужим проблемам.

Сдержанность – способность удерживать себя от проявления чувств.

Тактичность – чувство меры, умение вести себя в обществе, не задевать достоинство людей.

4 группа

Проблему общения затрагивали в своих работах многие учёные, поэты, писатели.

Выберите 2 наиболее интересных, с вашей точки зрения, высказывания.

Подготовьте выразительное чтение.

  • Все люди хотят общаться и дружить с теми, кто часто улыбается, не ссорится, не злится, не обижается по пустякам, но умеет уважать себя.
  • Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего. (М.Горький)
  • Любой человек интересен, как и вы сами. Нельзя ни за что причинить ему неудобство, неприятность, горе, жестокую обиду. (М.Рощин)
  • Слово можно приравнять к поступку: оно способно принести радость, но может и обидеть другого человека. (Т.Стульник)
  • Общительный человек тот, кто охотно общается с людьми, любит общество, всегда дружелюбный, приветливый, радушный, откровенный. (В.Даль)
  • Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив я и добр и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят. (Добрый волшебник)

Кто людям помогает,
Теряет время зря –
Хорошими делами
Прославиться нельзя. (Старуха Шапокляк)

5 группа

Русский язык богат пословицами и поговорками. Их часто называют учебниками жизни, ведь в них заключена мудрость многих поколений людей. В этих “учебниках жизни” есть и тема общения. Подберите несколько таких пословиц из книги “Избранные пословицы и поговорки русского народа”. Помните, что в основе общения лежит РЕЧЬ.

5. Презентация работ групп

Задача этапа: развитие умения представлять результаты своей работы.

Выступление учащихся (по ходу выступлений учащихся на доску прикрепляются карточки, в результате получается дом).

– Посмотрите, какой красивый и прочный дом у нас получился (см.приложение 2). Осталось лишь узнать, как он называется. А для этого вспомним, на какой вопрос мы должны были ответить, чему научиться. (Ответы детей).

-Итак, что же такое культура общения? Давайте проверим, обратившись к дополнительной литературе. В Толковом словаре русского языка под ред. В.Г.Бирюкова даётся такое определение: “Общаться – встречаться, поддерживать дружеские связи. Чтобы общение приносило радость необходимо соблюдение правил культурного поведения”. А в книге Дорохова “Это стоит запомнить” есть такие слова: “Культура общения – это доброе, уважительное отношение к человеку, вежливое обращение, выполнение правил культурного поведения”. Мы справились с заданием?

6. Индивидуальная работа.

Задачи этапа: цветовой тест настроения (выбор цвета своей звёздочки); распознание своих положительных качеств; определение важного качества для себя и для окружающих; формирование позитивного отношения к своему “Я”, развитие уверенности в себе.

– Юта, Люська, Иоланта были замечательными звёздочками: у них было много достоинств.

Я думаю, что в каждом из вас тоже живёт пока ещё маленькая, но уже очень яркая звёздочка. У вас на столах лежат разноцветные звёзды. Выберите для себя любую, дайте ей своё имя. Подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вас ценят и уважают ваши одноклассники, почему им приятно общаться с вами. Запишите это качество на своей звёздочке. Прикрепите свою звёздочку на доску.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Как жаль, что наш урок подошёл к концу. Что в уроке показалось наиболее интересным? Что осталось непонятным? Как вы оцениваете свою работу? Дома вы выполните задание в рабочей тетради – нарисуете, каким должно быть общение в школе.

А сейчас наступило время волшебства. Возьмите в руки свои бусинки и подойдите ко мне (нанизываем бусины на одну общую нитку и связываем её концы). Посмотрите, из отдельных бусинок у нас получились чудесные бусы. Все бусинки разные (как и вы), но каждая неразрывно связана с другими. Как будто бусинки дружны между собой. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый, оставаясь самим собой, уважал другого. Тогда вы станете сплочёнными и дружными.

А что такое дружба?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Так дружите, ребята,
Пусть не раз вам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится!

Приложения