Урок математики. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Закрепить навыки устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100, умения решать задачи и неравенства, различать однозначные и двузначные числа, геометрические фигуры.
  2. Развивать логическое мышление, расширять знания об окружающем мире.
  3. Воспитывать любовь к математике.

Оборудование:

- картонные блоки для постройки дома,
- карточки с цифрами и изображением домового,
- карточки для индивидуальной работы,
- домики с примерами,
- “кирпичи” с заданиями (картонные),
- плакат с краткой записью задачи,
- геометрические фигуры,
- магнитофон,
- кассета с мелодией,
- удлинитель,
- костюм домового,
- разноцветные бумажные оценки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Ну, скорей проверь, дружок .
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку ... (пять).

2. Сообщение темы и целей урока.

- Чтобы получить 5, сегодня на уроке вы мне покажите, как научились складывать и вычитать в пределах 100, как умеете решать задачи и неравенства, различать однозначные и двузначные числа, геометрические фигуры.

3. Устный счёт.

Давайте, ребята, учиться считать:
И складывать, и вычитать.
Запомните все, что без устного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

- Внимательно слушайте и отвечайте на мои вопросы. А кто первым ответит правильно, выйдет к доске и найдёт ответ среди чисел. Карточки с ответами мы будем переворачивать.

15 50 30
24 39 16
60 20 38

1) Какое число на 3 больше, чем 12. 2) Увеличьте число 9 на 7.
3) Уменьшите число 60 на 30. 4) Найдите сумму чисел 18 и 2.
5) 14 плюс 10.
6) 68 минус 30.
7) Какое число на 1 меньше, чем 40?
8) Чему равна разность чисел 54 и 4?
9) Чему равна сумма чисел 20 и 40?
- Что же у нас получилось? (Домовёнок)
- А кто он такой?

Рыжий Кузя-Домовёнок
Он шалун и озорник.
В каждом доме он с пелёнок
Наш покой беречь привык.

- Домовой есть в любом доме. Он помогает жильцам дома, охраняет их покой.
- А у Кузи дома пока нет. Вы хотите, чтобы он поселился в вашем классе?
- Тогда давайте построим для него дом, тем более, что с утра в класс завезли строительные блоки.
- Чтобы дом получился удобным, прочным и красивым должны потрудиться люди многих профессий.
- Какие строительные профессии вы знаете?
- Вот и мы сегодня побываем в роли разных рабочих.
- Каждый ряд - это строительная бригада. Бригады должны работать дружно, быть внимательными и активными.
- А поможет построить дом всё та же математика.

В наше время, чтобы строить,
И машиной управлять,
Помни, друг, что надо прочно
Математику познать.

4. Закрепление пройденного материала.

- С чего же начинается строительство любого дома?
- Конечно, с фундамента.
- Чтобы положить фундамент, вы должны выполнить следующее задание. У вас на партах ряды чисел. Запишите их в тетрадь. Найдите среди чисел двузначные, подчеркните их, а затем запишите их в порядке возрастания.

5,18, 10,1,28,0,7    (10, 18, 28)

18, 4, 0, 30, 9, 28, 5    (18, 28, 30)

30, 1, 28, 8, 3,7, 10    (10, 28, 30)

- Согласно своему ряду чисел найдите блок фундамента и поставьте его.
- Фундамент готов!

5. Отработка вычислительных навыков.

- А что мы дальше будем строить - вы узнаете из следующего задания.
- У каждой бригады есть домик, на каждом этаже этого дома пример. Вы должны сосчитать эти примеры, найти среди чисел на доске правильный ответ и поставить его в пустое окошечко.

70 + 28     46 + 2      54 - 2

62 + 8       75 - 20     34 + 20

29 - 5         27 + 3      47 - 20

55 - 30       40 - 5      62 + 4

На доске карточки с числами (с обратной стороны карточек изображены буквы).

Для первого домика:

25 - А 70 - К 15 - Б 24 - Н 98 - О

Для второго домика:

30 - Н 48 - О 55 - К 45 - Р 35 - А

Для третьего домика:

36 - О 13 - В 27 - Н 54 - К 66 - А

- Все сосчитали? Теперь переверните домики другой стороной.
- Что там получилось? Какое слово? (Окна)
- Правильно. Теперь строим окна. Выходите по одному человеку из бригады и ставим у домика окна.

6. Физкультминутка.

Домик строим мы вот так:
Раз
- фундамент, два - стена.
За окошком потянулись
-
Наклонились, разогнулись.
Крышу сверху стали крыть,
Чтобы дом не замочить.
А теперь мы отдохнём
-
И опять считать начнём.

7. Работа над пройденным материалом.

- Ребята, вы видели много домов, из чего обычно строят стены? (из кирпичей).
- В нашем городе есть предприятия, которые делают кирпичи. Вы, наверное, слышали такую рекламу:

Строишь дом в Боровичи
Приезжай по кирпичи.

- В наших блоках не хватает по одному кирпичу. Но это не беда! Комбинат огнеупоров, где как раз и делают кирпичи, с любезностью их нам предоставил.
- Но прежде, чем поставить кирпичи, вы должны узнать, а в какой блок подойдёт ваш кирпич. Для этого нужно расставить знаки действий так, чтобы равенства и неравенства оказались верными. А порядок действий и является ключом к отгадке. Решите выражения в тетради. (Проверяют и прикрепляют к стене кирпичи)

32*2*4=30     58*4*20< 35     65*5*20>80

(+, -)                  (-, -)                      (+, +)

8. Работа над задачей.

Чтобы в дом повесить дверь -
Составь задачку и реши её теперь.

- Посмотрите - краткая запись. Придумайте задачу по этой записи и решите её в тетради.

БЫЛО - 30 жильцов и 15 жильцов
ПЕРЕЕХАЛИ - 5 жильцов
ОСТАЛОСЬ - ?

(Выслушиваются мнения детей и разбираются разные способы решения)
- Вешаем дверь.

9. Геометрическое задание.

- А теперь посмотрите на геометрические фигуры. Какая из них лишняя и почему?

- Правильно, треугольник. А на что похож он?
- Верно, на крышу дома. Давайте поставим к нашему дому крышу.

10. Подведение итогов урока.

- Вот дом и готов. Пора заселять. Новоселье отмечают весело, приглашают гостей, звучит музыка.
(Раздаются звуки музыки, входит домовёнок и поёт.)

В вашем классе появился новый член семьи.
Он повсюду вместе с вами, что ни говори.
То уронит на пол стулья, то собьёт палас,
Но любой из вас тоскует без его проказ.
Рыжий Кузя
- домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок шутит над тобой.
Рыжий Кузя - домовёнок,
Как и ты, он озорник,
Он пока ещё ребёнок, вовсе не старик.

- Здравствуйте, ребята. Вы для меня построили такой замечательный домик. В нём очень уютно. Я теперь буду здесь жить.
- А вы расскажите, чему научились сегодня на уроке?
- Что вам понравилось больше всего? (Дети высказывают свои мнения)
Учитель подводит итоги урока.

Проводится рефлексия урока.

- Сегодня, ребята, вы работали замечательно: показали, что вы знаете и умеете. Мы с вами построили хороший дом. И каждый получит оценку за свою работу. Выходя из класса, возьмите ту оценку, какую бы вы поставили себе за урок... - Большое спасибо. Урок окончен.