Открытый урок по литературе в 5-м классе. "Истинные и ложные ценности в сказках Г.Х. Андерсена"

Разделы: Литература


Тип урока: урок-исследование.

Цель: создать условия для философского осмысления сказок, для чего решить следующие учебные задачи:

а) мировоззренческий аспект: через построчную рефлексию «от образа – к мысли» помочь учащимся прикоснуться к понятиям «истинная красота», «истинная радость», «истинная любовь»; ответить на вопрос: что в этом мире ценно, а что имеет ложную ценность («позолота сотрется, а свиная кожа останется»).

б) литературоведческий аспект: помочь учащимся увидеть стилистические особенности текста («от мысли – к образу»).

в) учебно-практический аспект: поработать над формированием навыка акцентированного чтения, способностью раскрытия аллегории и умением формулировать собственное высказывание.

Ход урока

На доске эпиграфы

Дать радость другому – это
как увидеть восход солнца!
Н.Рерих.

Стань солнцем –
и тебя все увидят!
Ф.М. Достоевский

I этап урока

Актуализация проблемы

1.Дома у вас состоялась очередная встреча с великим сказочником Г.Х. Андерсеном.

Какие сказки прочитали?

Ответы: «Ель», «Соседи».

2.В чем особенность этих сказок? Что в них главное: сюжет, приключение, волшебные ситуации?

Ответы: нет! Они учат понимать, что главное в жизни. Учат мудрости.

3.Какие вопросы вы задавали себе, когда читали, и какие ответы получили?

Анализ дом. задания  (дети выписывали цитаты, формулировали, какие жизненные уроки извлекли из сказок).

Ответы:

а)в сказке «Ель» ель не умела радоваться молодости, не ценила солнце, любви леса и зайчат;

думала, что счастье – стоять нарядной, блестеть, лишь бы все любовались;

ель глупая: она не умела радоваться жизни;

когда ель что-то поняла, было уже поздно (никому не нужная, она умирала на чердаке).

Вывод: «что имеем – не ценим»

Б)в сказке «Соседи» воробьиха важничала, считая всех, кто на нее не похож, - противными, гадкими. Она не научила своих птенцов любить и понимать других живых существ. Жизнь наказала воробьиху: дети заклевали мать, не узнав ее в наряде из золотых бумажек.

Вывод: ненависть вернулась воробьихе через собственных детей (духовный Закон «Бумеранга»);

мы все в этом мире соседи и должны понимать и принимать друг друга («относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»)

Обобщение

Как можно назвать такие сказки, где самое главное не занимательность, а жизненная мудрость?

Ответы: философские («фил» - любовь + «софия» - мудрость = любомудрие)

Смысл этого понятия учащиеся уже знают из предыдущих уроков (разбирали, чем отличается философский вопрос от бытового: что и сколько стоит? Как сделать карьеру и т.п.)

II этап урока

Акцент на тему и цель урока

Поэтому сегодня мы с вами поговорим об истинных ценностях и ценностях ложных.

Как вы это понимаете?

Ответы: что на самом деле дорого и делает человека счастливым, а что только кажется ценностью и не приносит счастья.

Наш урок – урок исследование. Значит вы сегодня исследователи.

Как понимаете свою задачу?

Ответы: писатель открывал какую-то мудрость, а мы должны ее увидеть.

Верно, помните, мы с вами говорили, что талантливый писатель равен талантливому читателю.

Наша позиция – позиция «ловцов жемчуга»: смотрим сквозь «воду» сюжета и ловим «жемчужины» мудрости.

Сказка «Ромашка».

Рефлексия через внимание к «худ. Детали»

Попробуем с этой позиции прочитать сказку «Ромашка», не упустив ни одной «жемчужины» (мысли автора).

В тексте много аллегорий (тайный смысл иносказаний требует «расшифровки»)

Акцентированное чтение (особое внимание на авторское отношение к персонажам + поэтика языка)

Все «находки» учащихся фиксируются на доске

Как выглядит Ромашка? 

Похожа на солнышко (доказательство из текста: «желтое круглое сердечко ее было окружено сиянием ослепительно белых лучей – лепестков»).

Солнце (его роль в мире?)

Только ли внешнее сходство с солнцем?

Как живет ромашка?

Отдает тепло и свет

Доказываем: Ромашка радуется жизни, любуется миром, слушает жаворонка…

(хотя «простенькая, бедненькая» - казалось бы, в бедности чему радоваться?)

«учится у ясного солнышка и природы… познавать благость божью».

Рядом растут пионы и тюльпаны (красивые, важные, заметные)

Ромашка завидует?

Нет, она рада тому, что у нее есть.

А чем живут пионы?

Они важные, чванливые, высокомерные.

Собой любуются.

Не умеют радоваться чужому счастью

(птичка опустилась на траву к Ромашке, а не к ним)

Они завистники! («надулись», «готовы были лопнуть»)

Рефлексия состояния

Счастливы ли они (счастье, какое это состояние?)

Легкость, тепло в душе.

А если завидуешь?

Готов лопнуть (тяжело на душе)

Вывод

Разные жизненные  позиции: Ромашка отдает себя миру, Пионы живут лишь для себя – эгоисты.

Люди, любящие мир, счастливы – мир тоже их любит, а себялюбцы несчастны и одиноки.

Пришла девушка с ножом и срезала пионы (вот и закончилась жизнь, и не успели они почувствовать радость и любовь)

А  Ромашка? Ведь у нее тоже, оказалось, очень короткая жизнь. Но, она успела почувствовать и любовь, и радость.

Возврат к философской опоре (уже делали вывод, что истинная любовь всегда жертвенна)

«Орфей и Эвридика», «Амур и Психия»

(раздел «Мифология»)

В чем суть истинной любви? (сумел ли Андерсен ответить на этот вопрос)

Настоящая любовь жертвенна. Как это понимаете?

Человек отдает ради любимого силы, время и даже жизнь.

Доказательства: Ромашка хотела помочь жаворонку, когда он попал в клетку, она утешала его и не думала о себе.

И жаворонок любит Ромашку: он умирает от жажды, но не трогает Ромашку (тоже о себе не думает)

А способны ли мальчишки любить?

Птица им нужна для развлечения.

Они лишили жаворонка свободы.

Забыли его напоить и накормить.

Не умеют быть ответственными, а значит и не способны еще любить.

«Пока жила и пела, они забывали о ней, а теперь устроил пышные похороны».

Что не оценили? Чем страшно слово «поздно»? (осмыслить)

Все пришли в мир жить, но каждый понимает счастье по-своему.

Вывод:

Запись в тетрадь (философская опора)

Есть ценности истинные и ложные.

Красота

Ложная

Истинная

внешний блеск

 внутреннее богатство

Пионы

Ромашка

Радость

Пионы

Ромашка

зависть, обида

радость и благодарность

Любовь

К себе

К другому

«брать»

«отдавать»

Осмысление эпиграфов

Стань солнцем – и тебя все увидят!

Дать радость другому – это как увидеть восход солнца! (Как эти слова соотносятся с судьбой Ромашки?)

Заключительное слово учителя.

Все приходят в мир жить. Один из героев Андерсена сказал: «Я пришел миру дать розы»

А вы? Что даете миру? Каждый день – улыбку, добро… маме… брату… соседу по парте?