Исследовательская работа "Ребусный алфавит"

Разделы: Начальная школа


Объектом нашего исследования, мы выбрали – решение ребусов различной тематики, имеющих разные способы решения.

Гипотеза исследования такова: предполагаем, что умение разгадывать ребусы и самостоятельное их составление, влияет на успешное наше обучение, т. к.  при их решении идет активное развитие мыслительной деятельности.

Цель работы:

  • Углубить все имеющие знания о разгадывании ребусов.
  • Научиться их расшифровывать, зная правила.
  • Научиться самим,  составлять ребусы.
  • В помощь начинающим создать специальный алфавит.

Задачи исследования:

  • Рассмотрение имеющейся литературы по интересуемому вопросу.
  • Проведение анкетирования: «Зачем нужно решать ребусы?»
  • Проведение сравнительного анализа умения решать ребусы в начале учебного года и в конце.

База исследования: МОУ «СОШ №31».

Использованные методы: наблюдения, анкетирование, поиск новых знаний и др.

Ребусы – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Название образовано от латинского rebus – (вещь, предмет). Первые ребусы появились во Франции в 15 веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В 16 веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России появились ребусы в 1845 году на страницах журнала  «Иллюстрация».

Правила разгадывания ребусов:

  • Запятая слева от слова означает количество букв, которые нужно удалить с начала слова. Было «шприц» стало – «приц».
  • Перевернутая запятая справа означает количество букв, которые нужно удалить с конца слова. Было «пальма» стало – «паль».
  • Если над словом перечеркнутые буквы, то это означает, что их нужно вычеркнуть. Если в слове несколько таких букв, то все они вычеркиваются. Было «стол» стало – «ст».
  • Иногда выводятся перечеркнутые номера букв с начала слова. Необходимо вычеркнуть только буквы с соответствующим порядковым номером. Было «палач» стало «плач».
  •  Для замены букв внутри используют равенство типа И = Е, которое означает, что следует заменить все буквы И на Е. Если указано равенство типа 2  Р, то следует вторую букву заменить на Р, например, Ч = К: было «сачок» стало – «сакок».
  • Строчка вида 2, 4, 6, 7 означает, что из слова необходимо использовать только буквы под номерами 2, 4, 6 и 7; например: 4, 3, 2 – было «будильник», стало – «иду».
  • Перевернутая картинка означает, что слово нужно читать справа – налево. Было «крот» стало – «торк».
  • При шифровании часто используют структуру начертания изображения (см. Презентацию)

Помощь родителей при составлении ребусов

Многие родители не остались равнодушными к нашей работе. Они активно включились в поиск ребусов и не только помогали их разгадывать, но и учили разгадывать. Мама Васи Беляева научила разгадывать ребусы с чертой, мама Ксюши Каштановой подготовила более 100 ребусов на разные темы.
Наши работы были отправлены на различные конкурсы, и несколько – в областной детский журнал «Сибирячек».

Заключение

На основании созданного нами РЕБУСНОГО АЛФАВИТА  мы установили, что при его составлении нам пришлось очень многому научиться: быть внимательными, наблюдательными, мы научились анализировать слова, сопоставлять их и сравнивать, выделять главное и отчленять лишнее, а это значит – мы  учились мыслить. Если при первоначальном анализе решения ребусов (сентябрь,2008г), 64% ребят нашего класса не могли их решать верно.  На конец  учебного года  их осталось лишь 9%.

Наша гипотеза  подтвердилась: умение решать ребусы и их составление – влияет на наше успешное обучение, т. к. развивает:

– мыслительную деятельность и умственные способности;
–  в результате разгадывания ребусов работает мозг;
– разгадывание ребусов сплачивает взрослых и детей;
–  развивает память, внимание и усидчивость.

Нам очень понравилось быть исследователями!

Литература:

  1. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996 г.
  2. Журнал для детей «Солнышко».
  3. Крепкие орешки Сибирячка. Игры и затеи, ребусы и кроссворды, стишки и загадки./ Составитель Асланова С.Н. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячек» 2001 г.
  4. 600 задач на сообразительность: Энциклопедия / Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина.– Донецк, Сталкер, 1996 г.