Урок истории в 6-м классе "Присоединение Сибири"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    • дать представление учащимся об одном из главных направлений политики Ивана Грозного – присоединение Сибири на примере похода Ермака;
    • показать процесс продвижения русских в неизведанный край и указать трудности в его освоении;
    • раскрыть прогрессивное значение присоединения Сибири к России.
  • Развивающие:
    • развивать критическое и творческое мышление;
    • формировать собственную историческую позицию, умение аргументировать и отстаивать её.
  • Воспитательные:
    • прививать интерес к истории родного края; уважение к людям – покорителям Сибири;
    • воспитание чувства патриотизма и гражданского самосознания.

Методы: поисково-исследовательский, иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: ИАД или ТСО (видеодвойка, видеофильм «Ермак» – отрывки); карты «Поход Ермака в Сибирь»; «Российское государство в 16в.», «Российское государство в 17в.»; иллюстрации: «Иван Грозный», «Ермак», «Ермак принимает дары»; « Поход Ермака в Сибирь»; макеты: стена острога, оружие казаков: бердыш, пернач, копьё, совня, кинжал, меч.; карточки с понятиями: царь, хан, атаман, казак, струги, ясак, карточки с отрывками из Строгановской и Румянцевской летописей 17в; жетоны, указка, магнитная доска.

Межпредметная связь: литература, география, русский язык.

ХОД УРОКА

1 этап. Введение в тему.

Слово учителя: Я рада сегодня вместе с вами отправиться в путешествие в прошлое, в 16 век, в эпоху Ивана
Грозного. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце урока подведём итог, кто больше получит жетонов, у того оценка будет выше. Итак, кто знает, кто такой Иван Грозный? (Русский царь)
– Давайте дадим определение «царь». (Правитель государства)
– Сверяем ответ с определением, указанным в карточке – прикрепляем на доску.
Обратите внимание на портрет Ивана Грозного: скажите, что за человек был новый русский царь? Что вы о нём знаете? <Рисунок 1> (Рано приученный к самостоятельности, образованный, много читающий, но с другой стороны очень подозрительный, жестокий, завистливый).
– Совершенно верно, и можно добавить, любым способом достигающий цели. И одним из своих главных направлений на Востоке Иван Васильевич считал присоединение Сибири к России, (показываю на карте территорию России в 16 в. и Сибирь), так как новый хан Кучум прекратил платить дань Москве.
– Кто такой хан? (Правитель Сибирского ханства)
(Открываем следующую карточку на доске) и возобновил набеги на русские земли в Приуралье, где жили купцы Строгановы – богатые солепромышленники, получившие от царя льготы, так как правительство было заинтересовано в развитии солеварения.

Таким образом, можно выделить в покорении и освоении Сибири следующие цели:

1) расширение государственных земель и увеличение податного населения;
2) овладение пушным богатством Сибири – ещё одним источником дохода для страны;
3) поиск руд ценных металлов

Альтернативная ситуация. В разгроме Кучума были заинтересованы и правительство Ивана Грозного и купцы Строгановы, но кто был инициатором похода казаков в Сибирь – осталось загадкой истории. И есть третья версия, народная, что поход в Сибирь казаков – результат решения их самих. Вам предстоит в путешествии самим решить, какой придерживаться версии, ведь главное здесь – результат: присоединилась Сибирь к России или нет (мы к этому вернёмся, когда завершим путешествие). А вот, чтобы узнать, кто возглавил поход казаков в Сибирь, давайте посмотрим небольшой видеосюжет.

(Идёт показ видеозаписи о создании храма «1000-е Руси», где наряду с царями, известными людьми России называется имя Ермака, ставшего народным героем).

После просмотра вопросы учащимся: назовите имя человека, покорителя Сибири (Ермак); открывается портрет, написанный со скульптуры М. М. Антокольского «Ермак». <Рисунок 2>

– Давайте обратимся к портрету: каким Ермак был человеком, раз стал народным героем? (Мужественный, смелый, обладающий могучим телосложением).

2 этап. Получение инструкций и путешествие в Сибирь в 16 век

(Столы и стулья расставлены в виде гребного судна).

– Итак, вы уже заняли свои места в струге, а кто знает, что это такое? (Гребные деревянные суда)
(Открываем карточку с понятием на доске). Раз мы будем следовать за дружиной Ермака, вы должны быть очень внимательными, собрать всю информацию до мельчайших деталей, выделить главное в увиденном и услышанном.
Я буду вашим руководителем, а моим помощником будет один из вас. Его задача состоит в том, чтобы никто не отстал в пути, а если появятся вопросы, передавать мне.
Представьте себе, что глаза ваши – это фотоаппарат, они всё снимают, а уши ваши – это магнитофон, всё записывают, (учитель показывает на себе и просит учащихся сделать то же самое), молодцы. В конце путешествия мы посмотрим, у кого получились лучшие снимки, и как вы умеете вести запись. А для того, чтобы определить дату похода вам предстоит сейчас поработать с отрывками из источников – летописей 17 в. (Строгановская, Румянцевская), они лежат перед вами (Приложение 1)

Самостоятельная работа

Цель – научить работать с источником.

– Какую информацию можно почерпнуть из источника?

Работа по группам

– Cкажите, когда начался поход в Сибирь? (1581 г., другая версия – 1582 г.)
– Кто был организатором похода? (1 гр. – Иван Грозный, 2гр. – купцы Строгановы)
– Cколько человек участвовало в походе? (1 гр. – 549 человек, 2 гр. – 840 человек)
– Кто возглавил поход? (Ермак Тимофеев, атаман казаков)
– Кто такой атаман? (Главный воинский чин в казачестве, предводитель) (Прикрепляем карточку).
– Итак, какой вывод из летописей можно сделать? (Существует две версии о походе Ермака, но ведь летописи – это не достоверный источник сведений о событии, так как авторы могли либо преувеличить заслуги участников похода, либо преуменьшить, но историки не пришли к единой точке зрения и большинство из них остановились на дате – 1 сентября 1581 год.)
– Действительно, эта проблема ещё не изучена до конца, и современные историки продолжают искать точные ответы о походе Ермака. Всё к походу готово, обратим внимание на посадку, выпрямили спинки, подняли головы, всем удобно в струге? Можно и отправляться, тем более Строгановы снабдили участников похода продовольствием и оружием, а кроме огнестрельного оружия: пушек и пищалей у казаков было и холодное оружие.
– А кто объяснит нам слово «казак» (Вольный человек)
– Правильно (прикрепляем карточку на доску). Обратите внимание на макеты холодного оружия <Рисунок 3>
Называю и передаю в руки мальчиков – бердыш, пернач, копьё, совня, меч, кинжал.
– Ещё раз назовите, что у вас в руках (учащиеся по-очереди называют).
– Хорошо, а теперь наблюдаем путь казаков и представим себе, как мы на струге плывём следом за ними – работаем по карте <Рисунок 4>
– В руке у меня бумажный струг – и мы плывём вверх по реке Чусовая, затем по её притоку реке Серебрянке доходим до перевалов. Теперь будьте очень внимательны – давайте посмотрим видеозапись данного пути. (Включается видеозапись).
– Давайте сделаем остановку за перевалом: скажите:
– Как выглядели казачьи суда?
– Как вы определили, кто среди них Ермак?
– С какими трудностями столкнулись казаки, переправляясь через перевал? (Огромные, гребные, деревянные суда; Ермак выделяется своим ростом, телосложением, стоит на корме, подавая команды; через перевал казакам пришлось перетаскивать струги и груз на плечах, предварительно прорубая просеки, а это вёрст 10)
– Продолжим путешествие: теперь казаки поплыли по Туре и Тоболу и выплыли на простор Иртыша, где увидели берег, заполненный татарами. Но, несмотря на то, что войска неприятеля выглядели внушительно – было принято решение штурмовать Кашлык – столицу Сибирского ханства (ещё раз обратимся к видеозаписи – приготовили свои «фотоаппараты», внимание на экран. (Идёт видеозапись боя за Кашлык).
– А теперь обратите своё внимание на картину Сурикова В.И. « Поход Ермака в Сибирь» (учебник, с.207) и, объединив увиденное вами, расскажите:
– Как проходил бой за Кашлык?
– Какое использовалось оружие во время боя?
– Что вам больше всего запомнилось? (Татар было очень много, но казаки сражались смело, использовали разную тактику в сражении, применяли пушки, пищали – это им очень помогло, а затем в рукопашном бою использовали и холодное оружие: копья, мечи, совни.)
– Молодцы, вы действительно всё правильно указали. Во время боя был ранен предводитель татарского войска Маметкул, это вызвало панику в войске татар, они обратились в бегство, и Кучум решил отступить в глубь ханства, оставив Кашлык.
– Итак, посмотрим, как встретили Ермака местные жители: обратимся к иллюстрации « Ермак принимает дары» – <Рисунок  5>
Учащиеся указывают на подарки: рыба, меха. Это можно считать предложением дружбы и мира. Сибирские народы, такие как ханты и манси признали себя подданными русского царя. Но ведь главное не завоевать территорию, а удержать. Ермак понимал, что силами своего отряда ему не удержать завоёванное и принимает решение послать в Москву казачье посольство во главе с опытным и бесстрашным Иваном Кольцо и полный струг пушнины. Посольство должно было известить, что Сибирское ханство теперь принадлежит царю, а местные жители согласны платить ясак, так в Сибири называли дань.
– Кто из вас объяснит это слово? (Плата продуктами или другим товаром), верно. Можно объяснить и по другому (открываем карточку «ясак» – натуральный налог с народов Сибири).
– Наступили морозы, стало очень холодно. Давайте и мы с вами погреемся: проводим разминку – обхватили плечи руками и растираем их; греем уши, щёки с помощью растирания, руки; так, хорошо, всем стало тепло.
– Ведём наблюдение дальше. Пока казаки ждали подкрепления, отряду Ермака пришлось столкнуться с новыми трудностями: не хватало продуктов, повсюду сновали отряды Кучума и нападали на казаков из засады. Три зимы провёл Ермак в Сибири и весной 1585 г. обессиленные и больные казаки спустили струги на воду и двинулись вверх по Иртышу (показываю на карте путь казаков), а когда разразилась буря, остановились на ночёвку в устье Вагая.

Ревела буря, дождь шумел
Во мраке молнии летали
Бесперерывно гром гремел
И ветры в дебрях бушевали
Ко славе страстию дыша
В стране суровой и угрюмой
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.`

(Учитель зачитывает отрывок из поэмы Рылеева «Смерть Ермака») [4]

– А разведка Кучума уже следила за отрядом. И вот 5 августа 1585 г. произошёл бой: татар было намного больше, появились убитые. Ермак приказал отступать и садиться в струги, однако сам он, отражая удары многочисленных врагов был ранен, и как описывают в летописях, утонул в реке, так как тело его не было обнаружено на берегу (на карте показываю место гибели Ермака). <Рисунок 4> Оставшиеся в живых казаки вернулись в Россию. Они не знали, что в это время к Кашлыку приближался посланный правительством отряд – 700 человек во главе с воеводой Мансуровым. Был срублен первый временный пункт русских – Обский городок, а в 1586 г. – Тюменский острог, в 1587 г . – Тобольский острог.
(отмечаю на карте флажками названные пункты и на примере макета, объясняю, что такое острог – деревянная крепость, стены которой делали из заострённых брёвен). <Рисунок 6>
Строительство острогов создавало базу для продвижения русских дальше в Сибирь. Таким образом, походы Ермака положили начало присоединения Сибири к России и выполнению задач, поставленных перед правительством Ивана Грозного.

(Возвращаемся из прошлого и проверим свои наблюдения)

3 этап. Результаты путешествия

– Давайте посмотрим и послушаем ваши мнения о том, как шло присоединение Сибири? Выполнила ли задачи в покорении Сибири дружина Ермака?
1) Обратите внимание на карты России – 16 век и 17 век. Какую вы здесь отметите разницу? (Да, территория расширилась, так как в 16 веке до походов Ермака на Востоке граница России доходила до Уральских гор, а после похода продвинулась до реки Оби, в 17 веке русские освоили и присоединили к России территорию до Тихого океана).
2) В освоении Сибири были трудности: переход через Уральские горы, многочисленные враги – татары, холод, отсутствие необходимых продуктов, задержка помощи со стороны правительства, но дружина Ермака выполнила поставленные задачи;
3) Значение присоединения Сибири к России:
– ускорение социально-экономического развития народов Сибири;
– новые земли, пушнина, налоги; появление новых городов.

4 этап. Итог урока (высказываются учащиеся и учитель)

– Итак, мы познакомились с одним из э тапов освоения Сибири, о продвижении русских на Восток во 2 половине 16 века на примере похода Ермака. А сейчас я попросила бы вас высказать свою версию – кто же был организатором похода Ермака в Сибирь?
Ответы:
а) Иван Грозный, так как он был заинтересован в расширении земель и отправил для закрепления здесь русских отряды стрельцов;
б) купцы Строгановы, так как они страдали от набегов татар и не могли заниматься торговлей и поиском руд ценных металлов;
в) решение казаков, так как в Сибири они чувствовали бы себя полностью свободными, и земли здесь хватило бы на всех.
– Какие есть ко мне вопросы? Что непонятно?
– Отмечаю работу класса во время урока, подсчитайте свои жетоны – называются самые активные ученики, объявляются оценки.

5 этап. Выводы по уроку (делают учащиеся)

– Что нового вы узнали на уроке? Чтобы вы ощущали, если бы оказались в отряде Ермака? Что вас больше всего удивило? Хотели бы вы быть похожими на Ермака?

6 этап. Домашнее задание.

– Откройте учебник с.204-205 по карте проследите маршрут похода Ермака. Подготовьте выразительное чтение поэмы «Смерть Ермака», можно по желанию выучить отрывок наизусть.

7 этап. Заключительное слово учителя

Благодарность ученикам за работу. Свои пожелания.

Литература:

1. Костылев В.И. Иван Грозный: В 2-х томах. Т.I. Книга I. Москва в походе. Книга II. Море (часть I) Предисл.А.С.Куремова. – М.: Пресса.1992.
2. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть I. Присоединение к России: Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999.
3. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 8 62 – 1917гг. – 2 издание. М.: ЦентрКом, 1997.
4. Рылеев К.Ф. Полное собрание сочинений. Л., Советский писатель (Библиотека поэта. Большая серия), 1971.
5. Энциклопедия для детей: Т.5, ч 1 (История России и её ближайших соседей). – Сост. С.Г.Исмаилова . – М.:Аванта+, 1995.

Презентация