"Встречают по одежке"

Разделы: Внеклассная работа


Тема урока: «Встречают по одёжке…».

В человеке всё должно быть красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

Цели урока:

  • Познавательные:
    • познакомить учащихся с историей русского костюма;
    • познакомить учащихся со словами, обозначающими детали одежды, и словами, которые вышли из употребления нашей речи.
  • Развивающие:
    • развивать чувство вкуса в выборе одежды;
    • развивать языковые навыки, прививая любовь к русскому языку, к его истории.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство любви к традициям и обычаям русского народа;
    • прививать навыки работы в группе, умение слушать и слышать рядом работающих учеников.

Приёмы и методы: «исследование», «групповой».

Оборудование: альбомные листы, фломастеры, рабочие тетради, рисунки с костюмами русского народа, раздаточный материал: карточки с заданиями и карточки-ключи, на каждом столе – лист ватмана.

Дети работают в группах по 4-5 человек.

ХОД УРОКА

Слово учителя: Сегодня мы отправимся путешествовать в далёкую Древнюю Русь и будем говорить об истории русского костюма. Эпиграфом к уроку возьмём слова Антона Павловича Чехова.

(Учитель просит прочитать кого-нибудь из учащихся эпиграф).

Все знают, как важно одеваться красиво, модно и со вкусом. Об этом нам напоминает и великий писатель. Ведь, хотя и «провожают по уму», всё ж «встречают по одёжке».
А как одевались люди Древней Руси? Почему одежда разных слоёв населения была неодинаковой? Чем примечательна каждая деталь платья русского человека? Какие элементы убранства дошли до нашего времени? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где записаны слова:
Подоплёка, обор, козырь, терлик, ферязь, епанча, кафтан, зипун, кушак, онучи.

– Знаете ли вы значение этих слов? Обсудите в группах свои ответы, а помогут вам узнать значение пронумерованные карточки.
На столе у всех групп лежат комплекты одинаковых карточек, на которых дано значение каждого из написанных слов, но слово написано только на доске. Например:

Карточка № 1

___________ – это подкладка, подшитая под рубашкой.

Карточка № 2

___________ – это одежда, напоминающая пальто.

Карточка № 3

___________ – это одежда, напоминающая пальто без воротника.

Карточка № 4

___________ – это стоячий воротник на одежде, напоминающей пальто.

Карточка № 5

___________ – это одежда, напоминающая пальто с длинными рукавами и широким, до 3-х метров подолом, отделанным мехом и выполненным из золоченной, бархатной и шёлковой ткани.

Карточка № 6

___________ – это одежда, напоминающая пальто с изображением двуглавого орла.

Карточка № 7

___________ – это плащ-накидка, пристёгивающаяся спереди застёжкой.

Карточка № 8

___________ – это длинный, в несколько метров, кусок ткани. которым обматывали себя вокруг талии.

Карточка № 9

___________ – это маленькая шапочка, напоминающая тюбетейку.

Карточка №10

___________ – это куски ткани, употребляемые для обматывания ног.

Карточка № 11

___________ – это шнурок, которым обвязывали куски ткани для обматывания ног.

Такой набор карточек заставит учащихся заняться поиском нужного слова, которое необходимо вписать в подчёркнутый пропуск. Когда дети эту работу выполнят, учитель предлагает им карточки-ключи:

Карточка № 1

Подоплёка – это подкладка, подшитая под рубашкой.

Карточка № 2

Кафтан – это одежда, напоминающая пальто.

Карточка № 3

Зипун – это одежда, напоминающая пальто без воротника.

Карточка № 4

Козырь – это стоячий, богато украшенный воротник на одежде, напоминающей пальто.

Карточка № 5

Ферязь – это одежда, напоминающая пальто с длинными рукавами и широким, до 3-х метров подолом, отделанным мехом и выполненным из золоченной, бархатной и шёлковой ткани.

Карточка № 6

Терлик – это одежда, напоминающая пальто с изображением двуглавого орла.

Карточка № 7

Епанча – это плащ-накидка, пристёгивающаяся спереди застёжкой.

Карточка № 8

Кушак – это длинный, в несколько метров, кусок ткани, которым обматывали себя вокруг талии.

Карточка № 9

Тафья – это маленькая шапочка, напоминающая тюбетейку.

Карточка № 10

Онучи – это куски ткани, употребляемые для обматывания ног.

Карточка № 11

Обор – это шнурок, которым обвязывали куски ткани для обматывания ног.

Сравнивая карточки, учащиеся вносят изменения, исправляя ошибочные записи. От каждой группы выступает один ученик, докладывая, сколько правильных ответов дали ребята в его группе.

Слово учителя: Названия одежды и деталей к ним, с которыми вы сейчас познакомились, хотя и вышли из употребления, внесли в русский язык устойчивые выражения, существующие и по сей день. Вспомните их, обсудите в группах и скажите, как называются слова, вышедшие из употребления в нашей речи.

Идёт обсуждение в группах, учащиеся называют правило: «Слова, вышедшие из употребления в русском языке, называются историзмами». Ребята могут вспомнить такие устойчивые выражения:

«Подоплёка дела», т.е. его суть, не лежащая на поверхности.
«Походы за зипунами» – устойчивое выражение, вошедшее в обиход русской речи после казачьих нападений под предводительством Стеньки Разина.
«Ходить козырем», то есть гордо, высокомерно.
«Работать спустя рукава», то есть плохо. Одежду с длинными рукавами носили богатые люди, им не нужно было работать, т.к. у них были слуги. Поэтому это выражение употребляется сегодня тогда, когда работа выполнена плохо.

Слово учителя: А теперь, ребята, когда мы с вами убедились, что русский язык и сегодня сохранил некоторые названия русской одежды и её деталей в поговорках и устойчивых словосочетаниях, давайте подумаем, каково основное назначение одежды? (Защищать человека от холода и непогоды). Но в далёкие времена люди придавали одежде ещё одно для них немаловажное значение. Какое? Посмотрите на рисунки одежды человека Древней Руси. Что вы видите на каждом платье?



Учащиеся рассматривают картинки и делают выводы сначала в группе, а потом выступают перед классом:

Одежда была украшена вышивками, оберегающими от всякой нечисти. Вышивка считалась обязательным элементом, и размещалась она по низу рукавов, по подолу (дол – это низ) платьев, кафтанов и на воротнике. Люди во все времена любили природу и поэтому считали, что изображения листьев, цветов, птиц и зверей на одежде будут защищать их от сглаза нехороших людей, от плохой погоды и всяких необъяснимых природных явлений. Вышивали и различные замысловатые узоры, которые тоже должны были украшать одежду и защищать её хозяина.

Учитель: Итак, одеждой люди не только оберегали от холода и непогоды своё тело, но и старались украсить её оберегами-рисунками, что, конечно, было красиво. Значит, человек, одевая себя, и в те далёкие времена стремился и к красоте.
Сейчас в каждой группе нарисуйте модели одежды, которую, по вашему мнению, носили люди Древней Руси. Рядом с каждым рисунком попробуйте создать такой наряд, в котором бы и сегодня можно было бы выйти на подиум и в котором были бы использованы элементы платья человека Древней Руси .

В течение 10-15 минут дети рисуют кафтаны, зипуны, рубахи, а рядом современную одежду, потом представляют свои работы перед классом, закрепив рисунки магнитами на доске и рассказывая о них. Можно предложить работать на одном ватмане всей группе. Учитель подводит итог работы по моделированию одежды, обращая внимание на лучшие наряды. Возможно распределение мест, награждение призами.

Учитель: А теперь познакомьтесь с текстами и проиллюстрируйте их. Используйте также для раскрашивания и рисунки, предложенные для просмотра на уроке.

Учащиеся знакомятся с текстами, в группах распределяют работу. В заключение представляют её перед классом. Учитель подводит итог всего урока.

«По Сеньке шапка»

Важным как в женском, так и в мужском наряде был головной убор. Знать предпочитала так называемые горлатные шапки, сшитые из "горловой части меха куницы или чернобурой лисы (отсюда и название — горлатная). По форме эти шапки напоминали расширяющийся кверху цилиндр высотой почти в полметра. Носил такие шапки и сам царь.
В торжественных случаях на голове у боярина было несколько шапок: тафья — маленькая шапочка наподобие восточной тюбетейки, поверх нее еще один головной убор, напоминающий островерхий колпак, и, наконец, горлатная шапка.
Знатный боярин не снимал шапки ни за столом, ни даже в присутствии царя. Лишь возвратившись домой, он напяливал ее на специальный деревянный болванец, часто разрисованный иконописцем. По: шапке всегда можно было догадаться о происхождении и достоинстве человека. В те времена и родилась поговорка: "По Сеньке и шапка".

«Эх ты, лапоть!»

По достатку выбирали и обувь. Крестьяне обычно ходили в лаптях. Плели их из липового лыка или бересты. Надевая лапоть, крестьянин предварительно обматывал ногу куском ткани — онучем, и обвязывал ее длинным шнурком — обором. Лапти были дешевы, удобны. Каждый крестьянин мог изготовить их. Горожане носили преимущественно сапоги. Знать могла позволить себе сапожки из мягкой цветной кожи, расшитой жемчугом, на высоких каблуках, с острыми, загнутыми кверху носами, подбитые серебряными подковками.

Красный – значит красивый, а красивый – значит красный

Древнерусские наряды отличались яркостью и многоцветием. Особенно почитался на Руси красный цвет. Первоначальное значение этого слова было, как известно, "красивый", и лишь позже словом "красный" стали обозначать цвет. Среди наиболее распространенных цветов были лазоревый, зеленый, вишневый. Самым же нарядным, торжественным считался золотой. В 1683 г., на праздник Пасхи, юные цари Иван и Петр ходили к заутрене в Успенский собор Кремля в окружении бояр и думных людей, одетых исключительно в золотые одежды. Стрельцам было дано указание, чтобы "никакой человек без золотых кафтанов... в церковь не входил».