Урок по ИЗО на тему "Подвигу народа жить в веках". 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Цели урока:

  • воспитать активную жизненную позицию в осознании прошлого и будущего.
  • пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события нашего прошлого.
  • привить патриотические чувства.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

2. Введение в тему.

  • Ребята, на доске вы видите даты (1941-1945).
  • Какому историческому событию они соответствуют? (ВОВ).

3. Объявление темы и цели урока.

И сегодня мы, в этот майский день вспомним о тех людях, кто не вернулся с полей войны, кто погиб за наше с вами светлое будущее, и спроектируем "Курган славы", поэтому наш урок мы назвали так:

«Подвигу народа жить в веках».

4. Погружение в тему.

1). Рассказ учителя о Великой Отечественной войне.

(фрагмент в/ф + музыка ) (см. Приложение)

Самой страшной войной за последнее столетие стала II-я Мировая война.

Фашисты пытались завоевать Русскую землю. Почти 4 года длилась Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей полыхали бои, 1418 дней и ночей вёл народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе. Но всё-таки Защитники России прогнали вражеских захватчиков. Слишком дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Более 30 миллионов человек не вернулось домой. Страницы той страшной войны навсегда останутся в памяти народа.

2) Работа со словом

В годы страданий народ не покорился завоевателям. Патриотизм народа был на высоте.

  • Ребята, какие качества присущи патриоту?

(чувство совести, долга, гордости, умение защитить и отстоять свою Родину)

Сегодня люди теряют эти важные качества. Но те, кто по-настоящему любит свою Родину, Отечество, подтверждает эту любовь своими делами, своим творчеством. Патриотические чувства находят отражение в произведениях искусства.

Как люди увековечивают память о ратных подвигах?

  • Приведите примеры таких произведений в музыке? В литературе? изобразительном искусстве? А в архитектуре сможем мы найти такие примеры?
  • Да. На Руси издавна было принято после окончания войны или великой битвы увековечивать память о погибших, сооружая в их честь памятники и обелиски. А в местах особо памятных организованы целые музеи под открытым небом – мемориалы воинской славы.

Слово «мемориал» - означает «памятная запись».

Это пластический образ, увековечивающий подвиг народа.

Сейчас мы рассмотрим некоторые из них.

Индивидуальные работы учащихся.

Выступление учащегося.

Мультимедиа Фото Могила Неизвестного солдата (см. Приложение)

Могила неизвестного Солдата у Кремлёвской стены

В центре Москвы у Кремлёвской стены в Александ­ровском саду, в мае 1967-г. сооружён мемориал-сим­вол в память о воинах, не вернувшихся с полей Второй мировой войны. Это Могила Неизвестного Солдата. Она посвящена тем солдатам, которые погибли в боях под Москвой в 1941 г. и были похоронены в братской мо­гиле. В 25-ю годовщину битвы под Москвой прах безымянного солдата был торжественно перезахоронен в Александровском саду. Здесь же зажжён Вечный огонь памяти. На гранитной аллее мемориала замурованы капсулы с землёй из городов-героев. А с 1997 г. по указу Президента России у Могилы Неизвестного Сол­дата установлен пост почётного караула - пост номер один. На плитах могилы высечено: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Мультимедиа Фото Волгограда

  • Кому знаком этот мемориал воинской славы?
  • В каком городе он находится?

Волгоград – Мамаев курган

В память о героическом подвиге на Ма­маевом кургане — месте самых ожесточенных боев — сооружен грандиозный ансамбль. Он расположен террасами по склону кургана, по­следовательно раскрывает в скульптурных ком­позициях, рельефах и подписях тему муже­ства и стойкости, скорби и победы, тему вели­кого подвига во имя Родины.

У подножия кургана вводная скульптурная композиция «Па­мять поколений». Отсюда ступени широкой лестницы ведут через аллею пирамидальных тополей к мощной фигуре воина-богатыря, под­нявшегося да защиту Родины. Это обобщенный образ всего советского народа — труженика и воина. Надписи у подножия скульптуры: «Ни шагу назад», «Каждый дом — это крепость», «Не посрамим священной памяти», «Стоять насмерть!» — уточняют смысл монумента.

Стены-руины, расположенные справа и сле­ва за скульптурой «Стоять насмерть!», разви­вают тему воинской клятвы.

На следующей террасе площадь Героев. Шесть скульптурных композиций изображают подвиги воинов.

На подпорной стене следующей террасы расположены здание Воинской славы и пло­щадь Скорби, рельефные изображения встречи двух армий в дни ликвидации группировки Паулюса и стремительного движения наших войск дальше, на запад, к окончательной победе.

Цилиндрическое здание Воинской славы строго и просто. Суровый вход напоминает блиндаж. Завершает весь ансамбль 52-метровая скульптура Матери-Родины, в гневе поднявшей карающий меч. Она видна со всех концов го­рода, и с парохода, плывущего по Волге, и из окна проходящего поезда. С вершины кургана открывается широкая панорама возрожденного д цветущего города-героя.

Мультимедиа Фото Хатыни

  • А вот, ребята, целый мемориальный комплекс Хатынь. Это напоминание о страшной трагедии, которая произошла в деревне Хатынь, недалеко от столицы Белоруссии – города Минска. Это бывшая деревня, сожжённая немецкими карателями в 1943 году вместе с жителями,(149 человек, в т.ч. - 75 детей).

Хатынь

Мемориал «Хатынь» воспроизводит картину сожженной деревни. В основе комплекса — ее бывшие улицы. На месте каждого дома словно одинокая печная труба поднимается ввысь стела, увенчанная колоколом. Ее окружает ве­нец — символический сруб хаты.

В центре мемориального комплекса величе­ственная, суровая и скорбная бронзовая скульп­тура старика с мертвым ребенком на руках. Ка­жется, что в его судорожно сжатых губах за­стыл крик невыразимой боли.

Композиционная ось ведет к «Кладбищу де­ревень», на котором в каменные плиты вму­ровано 186 урн. В этих урнах — земля и пе­пел, привезенные с братских могил белорус­ских деревень и сел, разделивших участь Ха­тыни.

Вдоль мемориала тянется 128-метровая ка­менная «Стена памяти» с нишами, напоминаю­щими зарешеченные окна тюремных камер. В каждой нише чугунные мемориальные плиты. Камни для стен были привезены сюда из «ком­бинатов смерти», построенных фашистами на белорусской земле. 260 концентрационных ла­герей и гетто создали гитлеровцы в Белоруссии. Завершает комплекс Вечный огонь.

Мультимедиа Фото мемориальных комплексов

  • Очень часто мемориальные комплексы возводились на холме или на высоком берегу реки. Это способствует хорошему обзору со всех сторон, издали, при приближении к нему. Он постоянно притягивает к себе внимание и часто является ориентиром местности. Большое значение имеет художественно организованное пространство и пути в виде дорог, лестничных маршей, которые ведут к центру композиции – вечному огню.
  • И в нашем городе есть памятник воинам - освободителям.

Мультимедиа Фото обелиск Лесной

Величию подвига воина фронта и труженика тыла, единению душ и сердец тех, кого давно нет с нами, и тех, кто жив и помнит о войне, посвятили лесничане свой мемориальный комплекс. Сложную ком­позицию из мраморной стены, развёрнутых мраморных боевых зна­мен и Вечного огня завершила скульптура женщины-матери, дер­жащей в руках меч возмездия. Она отправила на бой сыновой, выковала в тылу этот меч и теперь передает его войнам.

Прямая, с достоинством стоящая фигура, твердый взгляд, уверенный жест, вселяющие веру в правое дело. Спокойное мужество. Почти пятимет­ровая высота скульптуры совсем не ощущается, потому что вовсе не отдаляет ее от стоящих на площади людей, а - наоборот, притягивает, приближа­ет. Она – своя. Ей веришь.

Да, Лесной слишком молод для того, чтобы назвать себя городом-ве­тераном. Он вырос после войны. Но ветеранов войны в нем немало, а тру­жеников тыла - почти четыре тысячи человек. Все они так или иначе были связаны когда-то с фронтом. Да и здесь на Урале, в гнус и зной - летом, в жестокие морозы - зимой, они выиг­рывали сражение за сражением, со­здавая ядерный щит страны. Закалка военных лет была крепчайшей.

Еще и потому, наверное, называется мемориальный комплекс "Выстоявшим и победившим".

Торжественное открытие памятни­ка, дополнившего архитектурную ме­мориальную композицию, состоялось на пороге третьего тысячелетия. Лесной и в новом тысячелетии эту память не растеряет.

5. Практическая работа.

  • Мы подошли к практической работе – проектирование «Кургана славы».

Задание выполняется группами.

В первую очередь, необходимо создать пластический образ центральной части мемориала, вокруг которого нужно организовать пространство. Вы видели, что композиционный центр мемориала авторы оформляют в виде разнообразных форм, которые символизируют луч света, прорывающийся сквозь тучи и указывающий на особенность этого места.

  

На столах у вас карточки-образцы для изготовления различных форм, полоски бумаги разной величины, которые сгибаются, складываются, закручиваются. (Из них выполняются высокие конструкции, мелкие сооружения, растительность, дороги, ступеньки).

  • Сейчас спокойно посоветуйтесь друг с другом, определите тип местности, распределите обязанности (кто, что будет делать), и приступайте к работе.

(Музыкальное сопровождение)

6. Подведение итогов.

  • Молодцы. Посмотрите - какие получились оригинальные проекты мемориала Славы. (Показ – выставка).
  • Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана победа, мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Мы вас помним, солдаты!
Пусть известны не все имена,
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут во все времена.

Чашу страданья, испив всю до дна
Вы из жизни ушли молодыми
Но в памяти нашей на все времена
Останетесь вечно живыми!