Урок по математике в 3-м классе УМК "Школа России" Тема: "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закреплять умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз; сравнивать решение задач данного вида с задачами на уменьшение числа на несколько единиц; сделать соответствующие выводы.
  2. Развивать устные и письменные вычислительные навыки умножения и деления, основываясь на их взаимосвязи.
  3. Развивать абстрактное мышление, умение делать логические выводы.
  4. зрительную и слуховую память.
  5. Воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу в коллективной деятельности и работе в парах.

Оборудование: интерактивная доска; схема решения задач на уменьшение числа в несколько раз; разноуровневые карточки; медали с изображением совы – символа мудрости.

Использование образовательных технологий на уроке: информационно-коммуникативная технология; развивающего обучения; элементы здоровьесберегающей технологии; обучение в сотрудничестве.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к уроку.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.

Проверка готовности к уроку.

Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник математики, рабочая тетрадь, карандаши и линейка.

Организация внимания.

Наш урок проходит в компьютерном классе. Мои помощники – это:

интерактивная доска,

сова – символ мудрости и, конечно же, мои самые главные и любимые помощники – вы, ребята!

Слайд № 1.

Сообщение целей и задач урока

Задачи этапа: мотивировать и мобилизовать силы и способности учащихся, стимулировать их к успеху, формировать настойчивость в достижении цели.

Тема нашего урока: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

Слайд № 2.

Цели урока.

  1. Закрепить умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.
  2. Проверить знания таблицы умножения, взаимосвязи умножения и деления; решение простых задач.
  3. Развивать логическое мышление: умение рассуждать и делать выводы.
  4. Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу.

Слайд № 3.

План урока.

Математический диктант.

Взаимопроверка.

  1. Решение арифметических и геометрических задач.
  2. Сравнение решения задач на уменьшение числа в несколько раз с задачами на уменьшение числа на несколько единиц.
  3. Выводы.
  4. Подведение итогов урока.

Слайд № 4.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи на уменьшение числа в несколько раз. Сравним этот вид задач с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и сделаем соответствующие выводы.

Проверка знаний предыдущих тем пройдет в виде математического диктанта. Проверять результат вы будете у своего товарища по парте самостоятельно, а мы с мудрой совой вам в этом поможем.

Всесторонняя проверка знаний

Задачи этапа: проверить объём и качество усвоения предыдущего материала, выявив причины появления обнаруженных недостатков в ЗУН.

Откройте свои тетради. Запишите число.

Сейчас у нас по плану математический диктант.

Для того, чтобы успешно справляться с различными заданиями, скажите:

Какие психологические процессы мы будем использовать?

Вспомните тему по предмету “Окружающий мир”, которая называлась “Ступеньки познания человека”.

Слайд № 5.

Ступеньки познания:

Восприятие

Память

Мышление

Воображение

Правильно! Именно эти психологические процессы помогут нам справиться с заданиями.

Работа по разноуровневым карточкам

Задачи этапа: проверка объёма и качества усвоения материала отдельными учащимися (теми, кто по причине болезни мог не совсем полно усвоить материал).

Прежде, чем приступить к работе над математическим диктантом, я хочу раздать карточки с заданиями тем ребятам, которые недавно пришли в школу после болезни.

Ребята, вы работаете по карточкам (называю фамилии учащихся).

Мотивация и стимулирование к успеху

Математический диктант, так же как и любое задание, проводится с определённой целью. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Слайд № 6.

Моя цель - проверить как вы усвоили предыдущие темы уроков, а именно:

  • названия компонентов действий;
  • знание таблицы умножения и взаимосвязь умножения с делением;
  • решение простых задач.

Мы с мудрой совой желаем вам удачи!

Слайды № 7, 8 – текст математического диктанта.

На сколько 18 меньше, чем 40?

Сколько раз по 4 содержится в 12?

Делимое 18, делитель 3, частное - ?

Первый множитель 4, второй множитель 8, произведение - ?

Сколько пятёрок содержится в числе 15?

В одной пачке 10 печеньев.

Сколько печеньев в двух пачках?

9 кг картофеля разложили в пакеты по 3 кг в каждый. Сколько пакетов потребовалось?

Пете 12 лет, а Славе 8 лет.

На сколько лет Слава моложе Пети?

Работа в парах

Поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями. Начнём проверку математического диктанта.

Слайд № 9. (Поочерёдно “вылетают” ответы)

Каким действием решали первое задание? Почему? Докажи.

Каким действием решали следующее задание?

Почему ты выбрал именно это действие? Докажи и т.д.

Слайд № 10. Критерии оценок.

“5” - без ошибок

“4” - 1-2 ошибки

“3” - 3-4 ошибки

“2” - 5 и более ошибок

Внимательно посмотрите на ответы своего товарища и карандашом поставьте оценку. Посмотрите на доску: мудрая сова вам в этом поможет.

Слайд № 11. Музыкальная физминутка.

Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём под музыку. Молодцы!

Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний

Задачи этапа: организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала.

Напомню вам задачу, которую вы решали сегодня на математическом диктанте.

Пете 12 лет, а Славе 8 лет. На сколько лет Слава моложе Пети?

Каким действием решали задачу? (Действием вычитанием)

Почему вычитанием? Какое правило мы знаем ещё с 1 класса?

(Дети отвечают хором: для того, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее)

Значит, 12 – 8 = 4 (г.)

Ответ: на 4 года Слава моложе Пети.

Усвоение новых знаний

Задачи этапа: дать учащимся конкретное представление о выборе действия при решении задач на уменьшение числа в несколько раз; научить сравнивать с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и делать соответствующие выводы.

Слайд № 12.

Цель нашего урока: продолжить учиться решать задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Научиться сравнивать с задачами на уменьшение числа на несколько единиц и сделать соответствующие выводы.

Мы с мудрой совой желаем вам удачи!

Откройте учебник на странице 35. Найдите задачу № 1 (1).

Слайд № 13.

Решите задачу.

В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду? (Одного учащегося вызываю к доске)

О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о гусях и утках)

Что говорится о гусях? (Гусей 9 птиц)

Что говорится об утках? (Мы не знаем, сколько уток, но знаем, что их в 3 раза меньше)

Какой вопрос в задаче? (Сколько уток плавало в пруду?)

Что значит “в 3 раза меньше”? (9 гусей разделить на 3 равные части, и уток будет столько, сколько в 1 части гусей)

Какие слова нам помогают выбрать действие деление? (Предлог “в”, слова “раза меньше”)

Запишите решение и ответ.

Посмотрите на схему решения таких задач: в (несколько) раз меньше – (:)

Игра “День – ночь”

(По команде “ночь” дети закрывают глаза, кладут голову на руки, которые лежат на парте, и слушают голос учителя)

Звучит команда: “Ночь”.

Если в задаче говорится об уменьшении числа в несколько раз, то её решаем действием делением.

Звучит команда: “День”.

Дети хором повторяют правило.

Прочитайте задачу на стр. 35 № 1 (2).

В зоопарке 5 белых лебедей, а чёрных на 3 меньше. Сколько чёрных лебедей?

Что значит “на 3 лебедя меньше”? (Значит, чёрных лебедей столько же, сколько белых, но без 3)

Решите задачу самостоятельно.

-Каким действием решали задачу?

-Какие слова нам помогли выбрать действие вычитание? (Предлог “на”, слово “меньше”)

Посмотрите на схему решения таких задач: на (несколько) меньше - (-)

Какой результат получили? Запишите ответ.

Закрепление знаний

Задачи этапа: закрепить в памяти учащихся знания, умения, навыки, необходимые им для самостоятельной работы по новому материалу, добиться глубины его понимания.

Чем похожи эти задачи? (В задачах говорится о птицах. В обеих задачах уменьшаем на 3)

В чём их главное отличие?

В 1 задаче уменьшаем в 3 раза, а значит, что выполняем действие деление,  а во 2 задаче уменьшаем на 3 лебедя, а значит выполняем действие вычитание.

Сделайте вывод.

Слайд № 14.

Если в задаче говорится об уменьшении числа в несколько раз, то решаем действием... (делением).

Если в задаче говорится об уменьшении числа на несколько единиц, то решаем действием… (вычитанием).

Слайд № 15.

Физминутка.

Зарядка для глаз.

А сейчас – зарядка для глаз!

Музыкальная пауза.

Слайд № 16.

Решим задачу № 2 (1). Начерти два отрезка. Длина первого отрезка 10 см, а длина второго в 5 раз меньше.

Какой это вид задачи? (Она геометрическая)

Какие правила мы знаем? (Чертим простым карандашом по линейке аккуратно. Чертить начинаем от 0, а не от края линейки)

Как найти длину второго отрезка?

Слайд № 17.

Чтобы найти длину второго отрезка, нужно длину первого … на 5 равных частей и взять одну часть.

- Какого слова нам не хватает? Слова “разделить”.

(Отрезок надо разделить на 5 равных частей и взять длину одной части. Это и будет длина второго отрезка)

10 : 5 = 2 (см)

Какие слова нам помогли правильно выбрать решение геометрической задачи?

Слайд № 18. Итог урока.

Назовите тему нашего урока.

Вспомним цели урока. Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

Каким действием решаем задачи на уменьшение числа в несколько раз?

(Задачи на уменьшение числа в несколько раз решаем действием делением)

Домашнее задание. (Даёт возможность гармонично связать несколько уроков по данной теме в единую систему)

Задачи этапа: сообщить о домашнем задании; мотивировать на самостоятельную деятельность при решении задачи и примеров, на успешное выполнение.

Вспомнить порядок действий при решении числовых выражений

Дома решите геометрическую задачу стр. 35 № 2 (2). В этом вам помогут психологические процессы, особенно мышление и память.

Мы с мудрой совой уверены, что вы успешно справитесь с этим заданием!

Примеры стр. 35 № 3.

Обратите внимание на 3 столбик. Какой порядок решения данных числовых выражений?

Сначала решаем действия в скобках.

Решаем действия умножения или деления по порядку.

Решаем действия сложения или вычитания по порядку.

Желаем удачи при выполнении домашнего задания!

Сегодня на уроке вы дружно, сплоченно и активно работали.

Слайд №19.

Молодцы, ребята!

(Раздаю символ мудрости сову учащимся, активно работающим на уроке)

Рисунок “Сова” скопирован на сайте: http://for-study.info/

Презентация