Интеллектуральный марафон "Знатоки права"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цели:

  • формирование правовой культуры подрастающего поколения; системы правовых знаний;
  • развитие умения определять свою личностную позицию;
  • воспитание у детей уважительного отношения к истории своей страны и своего народа

Ход игры

I. Организационный момент:

представление команд (учащиеся 8-11 классов, родители), жюри (учителя истории, директор школы).

II. Слово ведущего

“У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.”
И.В. Гете

Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой, слабый не имел никаких прав. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Какие же могут быть права у человека? Как может быть защищен человек? Об этом и пойдет сегодня речь на нашей игре.

В интеллектуальном марафоне «Знатоки права» принимают участие две команды: «Умники» и «Отчаянные». Поприветствуйте друг друга. Вашему вниманию будут предложены 4 номинации: «Символы России», «Права детей», «О паспорте» и «Право». Первой получит право выбрать номинацию та команда, которая правильно продолжит пословицу: «Лучше горькая правда, чем ... (красивая ложь)», «Упавшего не считай... (за пропавшего)». Время ответа на вопрос – 30 секунд. Желаем удачи.

НОМИНАЦИЯ «СИМВОЛЫ РОССИИ»

  1. Традиция трехцветного флага пошла от Петра I. С 1918 г. флаг нашей страны был красного цвета. Когда Государственный флаг России вновь стал трехцветным?
  2. Что означает слово «герб»?
  3. На Руси задолго до принятия христианства на гербе кроме двуглавого орла существовал ещё один символ. Его изображение и сейчас присутствует на российском гербе. О чём идёт речь?
  4. Что символизируют две головы гербового орла?
  5. Три короны, скипетр и держава являлись атрибутами власти монарха. А какое значение они имеют на современном гербе?
  6. Когда мы отмечаем День Государственного флага?
  7. Когда на Руси впервые появился единый национальный флаг?
  8. Из какой страны пришел в Московскую Русь двуглавый орел и почему?
  9. Как называется наука, которая устанавливает и изучает правила составления рисунка на гербах?
  10. Назовите авторов слов и музыки современного государственного гимна России.

НОМИНАЦИЯ «ПРАВА ДЕТЕЙ»

  1. Конвенция о правах ребенка была принята ООН в 1989 г. Когда она была ратифицирована в нашей стране?
  2. Существует ли закон о неприкосновенности личности, и распространяется ли он на ребенка?
  3. Какие основные права имеете вы как учащиеся?
  4. Кто несет ответственность за получение среднего образования – родители или школа?
  5. За какие проступки могут исключить из школы, и в каком возрасте?
  6. С какого возраста можно привлекать к административной ответственности?
  7. Какие международные документы о правах ребенка вы знаете?
  8. Какие трудовые права гарантированы ребенку?
  9. Кроме прав имеются ли обязанности у школьников?
  10. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребенка?

НОМИНАЦИЯ «О ПАСПОРТЕ»

  1. Сколько страниц в паспорте?
  2. С какого возраста паспорт действует бессрочно?
  3. Что написано на первой странице паспорта?
  4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта?
  5. Какая информация находится на странице рядом с фото?
  6. На скольких страницах паспорта проставлен номер?
  7. В каких случаях необходим паспорт?
  8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения?
  9. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте?
  10. Указывается ли в паспорте национальность?

НОМИНАЦИЯ «ПРАВО»

  1. Кто в настоящее время занимает пост Председателя Правительства?
  2. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?
  3. Законодательная власть в РФ принадлежит парламенту. Как он называется и из каких палат состоит?
  4. Этот нормативный акт принимается высшим органом государственной власти. Что же это за акт?
  5. При нарушении законов неизбежно возникает вид ответственности. Какой же вид ответственности наступит при совершении правонарушения? Каким документом она определяется?
  6. Что такое преступление? Чем оно отличается от правонарушения?
  7. Подростки 12 и 13 лет жестоко избили своего товарища. Какая мера к ним будет принята? С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  8. Не секрет, что очень распространенное в последнее время правонарушение среди подростков – вымогательство денег. Каким кодексом определяется за него наказание, и какое?
  9. Ещё один бич в молодёжной среде: применение нецензурной лексики, «крепких» выражение». Что это – правонарушение или преступление? И предусмотрено ли за него наказание?
  10. Очень часто правонарушители и преступники говорят в своё оправдание, что они не знали, что им за это будет, т.е. не знали закона. Применяется ли к ним наказание в таком случае?

III. ИТОГИ ИГРЫ.

Награждение

Эрудит-справка

НОМИНАЦИЯ «СИМВОЛЫ РОССИИ»

  1. В 1991г. 22 августа 1991года в дни путча ГКЧП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «Об официальном признании и использовании национального флага РСФСР». Но с юридической точки зрения вернувшийся бело-сине-красный флаг не был официальным. Вплоть до 25 декабря 1991года страна называлась РСФСР, и сохранялся флаг 1954 года.
    Шестой Съезд Народных депутатов РФ 21 апреля 1992 года принял закон о внесении изменений в Конституцию. Статья 181 стала звучать так: «Государственный флаг РСФСР представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя алого цвета. Отношение ширины флага к его длине 1:2».
    Указом Президента Б.Н.Ельцина от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о государственном флаге РФ. Указ уточнил пропорции флага, они стали равными не 1:2, а 2:3, что более соответствовало дореволюционному российскому флагу. Цвета стали называться более привычными словами: белый, синий, красный.

  2. Герб – слово польского(herb) и немецкого(erbe) происхождения. Дословно переводится как «наследство». В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «герб» определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах».

  3. Всадник, поражающий копьём дракона. Этот традиционный для Руси образ был известен ещё с XVIII века. Сражающегося всадника называли Ездец. Он трактуется как обобщённый образ защитника Русской земли и сражается с драконом (змеем) – олицетворением зла. Позже, в начале XVIII века, стараниями церкви Ездец превратился в святого Георгия Победоносца. До реформы 1543 года всадник изображался и на русских монетах (они получили имя «копейки» от копья, которым всадник убивает дракона).

  4. Двуглавый орёл – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад, говорят о двуединстве Европы и Азии.

  5. В лапах орла – скипетр и держава. Этим монархическим атрибутам авторы герба придали значение защиты суверенитета и целостности государства. Три короны обозначают три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

  6. 20 августа 1994 года Б.Ельцин своим Указом постановил считать день 21 августа национальным праздником – Днём флага РФ.

  7. 20 января 1705 года именным указом Петра I был введён бело – сине – красный флаг. Бело – сине – красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве «в качестве флага царя Московского» Петр I использовал уже с 1693 года. Поначалу это был военный флаг, но в 1705 году своим указом Петр I даровал его торговому флоту, всем коммерческим судам, ходящим по Москве – реке, Волге и Двине.

  8. Историками выдвигаются две версии его «прихода на Русь». Сторонники византийской версии связывают появление орла с женитьбой Великого князя Московского Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина VII – Софье Палеолог. До этого двуглавый орел был гербом Византийской империи. Сторонники имперской версии видят в двуглавом орле Ивана III подражание гербу императора Священной Римской империи. Тем самым Иван III хотел уподобить своё могущество величию императора этой державы.

  9. Геральдика.

  10. Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова

НОМИНАЦИЯ «ПРАВА ДЕТЕЙ»

  1. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, а 2 сентября 1990 года после ратификации её 20 государствами Конвенция вступила в силу.

  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948года). Статья № 3 гласит: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность. Дети и взрослые имеют одни и те же права.

  3. Права ребёнка – свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    • Ребенок имеет право на семью.
    • Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
    • Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
    • Ребенок имеет право на равенство.
    • Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
    • Ребенок имеет право на собственное мнение.
    • Ребенок имеет право на имя и гражданство.
    • Ребенок имеет право на получение информации.
    • Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
    • Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
    • Ребенок имеет право на отдых и досуг.
    • Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
  1. Закон «Об образовании» Статья 52 Права и обязанности родителей (законных представителей) п.5 : Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими среднего общего образования.

  2. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Об исключении обучающегося из ОУ администрация школы обязана в трёхдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. (п.4 – 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании».

  3. Статья 2.3. Кодекса РФ «Об Административной ответственности» Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

  4. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; декларация прав ребёнка (Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.).

  5. Согласно Трудового кодекса РФ

    Ст. 63. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

    Ст. 91. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 час. в неделю.

    Ст. 92. Для работников до 16 лет – не более 24 час. в неделю. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 час. в неделю.

    Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины вышеуказанных норм. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

    Ст. 94. Продолжительность ежедневной работы:

    • от 15 до 16 лет – не более 5 часов;
    • от 16 до 18 лет – не более 7 часов;
    • при совмещении с учебой: от 14 до 16 лет – не более 2,5 часов; от 16 до 18 лет – не более 3,5 часа;
    • при 36-часовой неделе – не более 8 часов;
    • при 30-часовой неделе и менее – не более 6 часов.
  1. В соответствии с п. 57 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19марта 2001 г. №196, обучающие обязаны - соблюдать устав общеобразовательного учережднния, - добросовестно учиться, - бережно относится к имуществу учреждения, - уважать честь и достоинство других обучающихся работников учреждения, - выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

  2. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.

НОМИНАЦИЯ «О ПАСПОРТЕ»

  1. Девятнадцать.
  2. С 45 лет.
  3. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  4. На стр. 2.
  5. Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.
  6. На 10.
  7. При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т.д.
  8. Отметка о группе крови и резус-факторе.
  9. Нет.
  10. Нет.

НОМИНАЦИЯ «ПРАВО»

  1. В.В. Путин.
  2. Д.А. Медведев.
  3. Парламент – это федеральное собрание. Состоит из двух палат: 1. Совет федерации, который назначается от каждого субъекта Федерации. 2. Госдума, куда входят выбранные депутаты по избирательным округам или по партийным спискам.
  4. Этот нормативный акт называется законом.
  5. Если вдруг совершается правонарушение, наступает административная ответственность. Она определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
  6. Преступление – виновно совершенное деяние, отличающееся особой опасностью для общества, запрещенное уголовным законом или угрозой наказания. Отличия: особая опасность, виновное деяние.
  7. Отправка в спецшколу. В статье 20 УК РФ сказано, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за опасные преступления – с 14 лет.
  8. Наказание определяется Уголовным кодексом, т.е. – это преступление. При угрозе – до 3 лет лишения свободы, при неоднократном вымогательстве – до 7 лет, особо опасное – рэкет, до 15 лет.
  9. Это всё-таки преступление, за которое полагается либо штраф от 500 руб, либо лишение свободы до 3 лет.
  10. Запомните: незнание закона никогда не освобождает от ответственности.

Презентация.