Урок "Охрана природы"

Разделы: Биология


Цель: знакомство с мерами охраны растений, применяемыми в нашей стране.

Оформление: карты РБ, Красная книга РБ, плакаты.

Ход урока.

1. Вступление.

Рассказ учителя.
Посмотрите, как прекрасен наш мир! Как богат он разнообразными растениями! Но к сожалению бывая на природе . не всегда люди останавливаются перед красиво-цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило , стремятся сорвать их для букета.
Порой любопытства ради сорвут и повертят в руке и бросят красивое создание природы. Нет слов, природа беспредельно разнообразна. красива и щедра. но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением.
За последние годы , некогда широко распространенные растения стали встречаться редко . а в некоторых местах полностью исчезли.
Все редко встречающиеся, исчезающие или подвергающиеся уничтожению растения люди стали заносить в книги-памятники «Красные книги».

2. Знакомство с «Красной книгой СССР».

Рассказ учителя.

Кроме «Красной книги СССР также есть книги) всех суверенных республик в том числе и Башкирии. Первое издание вышло в 1984 году. В нее включены виды которые казаны в (<Красной книге СССР и те виды которым угрожает исчезновение именно на территории Башкортостана. Включены 181 вид растений, которые должны охраняться на территории нашей республики.

(показать «Красную книгу РБ)

В настоящее время все больше проявляется равнодушие к зеленому другу — а это зло. которое приводит к плачевным результатам. 14 так часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений, не проявляя ни малейшей заботы о его спасении,

(ученик читает стих)

3. Районы охраны растений.

Рассказ учителя.

Человек должен бережно и внимательно относится к растениям. Поэтому повсеместно стали выделяться большие районы для их охраны.

  1. Заповедники — рассказ учащегося
  2. Национальные парки — рассказ учащегося.
  3. Заказники — рассказ учащегося
  4. Памятники природы рассказ учащегося. (с показом их на карте).

Государственный Башкирский заповедник , Южно-Уральский заповедник , заповедник

Шульган-Таш , Национальный государственный парк « Башкирия , Национальный парк

<Аслыкуль.

Заказник — Белебеевский район, Альшеевский район, Дюртюлинский район.

Памятники природы — гора Иремель, озеро Яктыкуль в Абзелиловском районе,

Сосновый бор в Краснокамском районе.

4. Работа с картой.

Перед вами лежат эскизы карты РБ. Ответить на вопросы:

  1. Что обозначено под цифрой № 1 /Национальный парк’.
  2. Что обозначено под цифрой № 2 /Шульган-Таш/
  3. Что обозначено под цифрой № 3 /Башкирский госуд. заповедник!
  4. Что обозначено под цифрой № 4 /Южно-Уральский заповедник! (зарисовать карту или приклеить эскиз в тетради).
  5. Чем отличается заповедник от национального парка. (Парк доступен для посещения, а заповедник нет).
  6. Чем отличается заказник от заповедника. (Заказник охраняет что-то одно)
  7. Что такое памятники природы. (Малый заповедник).
  8. Есть ли памятники природы в г. Благовещенске. (8 тополей, остров, культура сосен).

5. Обмен информацией.

А как вы сохраняете растения. Что вы сделали для природы. (составить мини-сочинение и зачитать некоторые из них).

6. Самостоятельная работа учащихся.

(прочитать рассказ на стр.21 1 «Сухостойное дерево).

Вывод; Создание заповедников, заказников, ботанических садов важные мероприятия,

направленные на сохранение видов, которым грозит опасность исчезновения.

7. Закрепление.

Ну, а сейчас мы с вами проведем конкурс Путешествие по столам.

  1. Стол — Вкусный.
    Отгадать, из какого растения приготовлено варенье.
  2. Стол — Исследовательский.
    Отобрать из гербария растения, которые охраняются или их /по вашему мнению/ нужно охранять.
  3. Стол «Иностранный».
    Вытянуть из ромашки лепесток, на котором написаны названия растений на немецком и английском языках.
  4. Стол — Загадка.

Какими лечебными свойствами обладает мать-мачеха. /Отвар-средство от кашля/.

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль. /Приложить подорожник/.

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты. /Сфагнум/.

Какая ягода заменяет лимон. /Клюква/.

Плоды каких кустарников очень богаты витамином С. /Смородина, шиповник/.

7. Домашнее задание; составить кроссворд.