Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Разделы: Логопедия


Цели:

  • развитие функции языкового анализа и синтеза;
  • развитие фонематического слуха;
  • совершенствование основных высших психических функций (мышление, внимание, память);
  • развитие творческой активности и инициативы;
  • развитие слухового восприятия и памяти;
  • закрепить навыки различия звуков [р-л] в слогах, словах, фразах.

Оборудование: Герои сказки «Колобок» (Hа фланелеграфе); индивидуальные разрезные азбуки; индивидуальные наборы для составления схем слов, предложения; символы звуков; демонстрационный коврик; предметные картинки; карточки-слоги; конверт с деформированным предложением; магнитная азбука; индивидуальные тетради.

Ход занятия

1. Оpг. момент.

а) Логопед.

– Отгадайте, ребята, загадку:

У конька-горбунка
Деревянные бока.
Как зажмёшь его в руке
Заскользит он по доске. (Рубанок)

– С какою звука начинается слово рубанок?

– Сядет тот, кто назовёт какие ещё слова начинаются со звука [р].

б) – Отгадайте следующую загадку:

Сначала дерево свалили,
Потом нутро его долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)

– С какого звука начинается слово лодка?

– Сядет тот, кто назовет, какие ещё слова начинаются с этого звука?

в) – С каких звуков начинаются слова, которые мы сейчас называли?

– Что вы знаете об этих звуках? (Они согласные, твёрдые, звонкие).

– А чем они различаются? (На [р] — звук дрожит, а на [л] — упирается в верхние зубы и не дрожит).

г) Звучит песенка Колобка. (Запись на магнитофонную кассету).

Логопед:

– Чью песенку вы услышали?

– Beрно. Сегодня мы отправимся в новую сказку «Колобок». От того, как вы будете помогать Колобку, зависит какой будет конец у этой сказки - печальный или счастливый.

2. Основная часть.

1) Логопед:

– Итак, испекла бабка колобок и положила его на окошко остужаться.

Долго думать он не стал.
Колобок лежать устал.
Посмотрел он на дорожку,
Скок и спрыгнул он с окошка.

а) Докатился до лужайки

И увидел он там зайку.
Зайка сам чуть удивился,
Чуть от смеха не свалился,
Но потом преобразился.

– Хлопни-ка в ладоши звонко
Если свой услышишь звук.

– А какой дети звук уже нам знакомый, есть в слове колобок? [л].

– Давайте поможем Колобку: ар, ло, лы, ро, ру, лу, ла, ал, ар, лы, ро, ор, ур, ло, лэ, ры, ар, ал.

б)

– Если коврик мой украсишь,
Дальше быстро ты покатишь.

– Какой звук есть в слове красный? [р], а голубой ? [л].

– Сейчас мы все вместе выполним задание Зайки. Если я называю слово со звуком [р],вы выкладываете красный квадрат, если со звуком [л] – голубой круг.

– Кровать, палатка, лом, робот, клад, крот, забор, бокал, роза, плот, ландыш, трон.

2) Логопед:

– Катился Колобок долго
И попал он на болото.
Там лягушечка сидит
Квакает и говорит:
Покажу тебе дopoгy,
Если скажешь мне два слова,
Первое найдешь вот тут.

а) На полке с помощью символов звуков выложено слово: РАК

– Мы с этими символами знакомы. Выложите из букв разрезной азбуки это слово.

– Сколько слогов в этом слове? Каким гласным он образован?

б) На полке с помощью картинок зашифровано другое слово: ЛАК

– Что здесь нарисовано? (лампа)

– Какой первый звук? И т.д.

Дети выкладывают это слово из букв разрезной азбуки.

– Какое слово получилось?

– Сколько в нем слогов? Какими гласными образован?

– Какими звуками эти слова различаются?

3) Логопед:

– Покатился наш Колобок дальше.
Видит наш Колобок
Волк уселся на пенек.
Весь от злости он кипит,
Колобку он говорит:
Ты бы Мне дружок помог,
Есть игра «Наоборот».
Звук один мне замени
И тогда себе беги.

Логопед произносит слова. Дети называют новое слово.

ЛАК РАК           ПЛОШКА ПРОШКА
ЛОВ РОВ   ПОЛКА ПОРКА
ЛОЖКИ РОЖКИ   ЛОТ РОТ
ЮЛА ЮРА   КОЛКО КОРКА

Долго с вами мы читали,
И немножечко устали.
Все сейчас мы отдохнем
К Колобку потом пойдем.

4) Физ. минутка. (Речь с движением)

Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб найти никто не смог.

5) – Волк так и не отпустил Колобка.

Мне медведь вопрос задал
Не поможешь – ты пропал.

Да, ребята, тяжело Колобку. Давайте ему поможем. Вспомните игру «Подари картинку». Ответы-картинки cо звуком [р] мы подарим Рае, а ответы-картинки со звуком [л] – Луше.

  • Чем можно писать? (ручкой)
  • Чем можно рисовать? ( красками)
  • Чем можно рубить? (топором)
  • Чем можно пилить? (пилой)
  • Чем можно мести? (метлой)
  • Чем можно копать? (лопатой)
  • Чем можно умываться? (мылом)

6) – Снова покатился Колобок по дорожке.

Навстречу нашему дружку
Вразвалочку медведь идет.
Корзинку в лапах он несет,
А в ней, как много, посмотри
Все слоги спрятаны внутри.

ЛОД       КА            РУ       КИ
ЛО   СИ   KОP   КА

а) – Составьте из слогов слова.

– Выложите у себя на столах схему слова ЛОСИ.

– Сколько слогов в этом слове? Какими гласными звуками они образованы?

– Какой слог ударный – ЛО или СИ?

– Подберите картинку, название которой подходит к этой схеме. На доске несколько предметных картинок.

б) – Выложите схему слова КОРКА.

– Сколько слогов в этом слове? Какими гласными они образованы?

– Какой слог ударный КОР или КА?

– Подберите картинку, название которой подходит к этой схеме.

в) – Составьте предложение со словом ЛОДКА.

– Посчитайте сколько слов в предложении: Лодка плывет по реке.

– Какое слово помощник есть в этом предложении? (по)

– Выложите схему этого предложения.

7) Логопед: Припустился Колобок со всех ног

Вдруг он слышит наверху:
– Ой, спасите, пропаду.
Вот письмо в лесу нашла,
На хвосте его несла.
Помоги мне прочитать
И катись себе опять. Сорока

Письмо выставляется на доске.

Сколько слов в этом предложении.

– Понятно оно вам?

– Как можно поменять местами слова, чтобы предложение стало правильным, понятным, красивым?

ТОРТ У МИЛЫ.

Дети устно eгo называют.

– Давайте запишем его в тетрадь.

ИТОГ.

I) Логопед:

Пошел дальше Колобок.
Вдруг увидел он пенек.
На пеньке он посидел.
В траве он что-то углядел,
– Ой, да это яблочко.
И тут.
Лиса
Вижу, вижу Колобок!
Весь ты взмог и весь продрог.
Многих видел ты в лесу.
Встретил ты теперь лису.
Ну-ка, вспомни-ка, дружок,
Кто и чем тебе помог?
Если все ты повторишь,
От меня ты убежишь.

Дети вспоминают в какие игры они играли и какие задания выполняли.

2) – Ничего не осталось лисе, как отпустить Колобка к бабушке и дедушке.

Дедушка и бабушка
Где ты был наш Колобок?
Мы уж сбились со всех ног.
Отвечает Колобок:
Еле выбрался из леса.
Помогли сегодня дети.

– Bce ребята сегодня заслужили награду и похвалу. А вот и яблочко кстати пришлось. Да оно маленькое, на всех eгo не хватит. Давайте скажем все вместе волшебные слова.

Яблочко повернись
И в большое превратись!

Дети получают сладкий приз от Колобка.