Поддержка одаренных детей в условиях гимназии

Разделы: Классное руководство


Современная жизнь предъявляет выпускнику высокие требования: умению адаптироваться в социальных условиях, толерантности, коммуникабельности и конкурентоспособности, готовности к освоению новых областей в профессиональной деятельности. Практически все наши выпускники поступают в различные ВУЗы страны. Мы считаем, во многом этот результат обусловлен общей нацеленностью работы всех, кто имеет отношение к Гимназии. Вся работа педагогического коллектива Гимназии № 91 им. М.В. Ломоносова г.Железногорска направлена на создание условий для формирования человека, способного стать в современных условиях специалистом, способного быть готовым к внешней оценке своих действий. Мы видим своего выпускника человеком грамотным, думающим, обладающим духовностью и культурным багажом, нацеленным при этом на достижение и постановку высоких целей, на максимальный результат. Мы видим нашего выпускника способным к эффективной и, можно говорить, эффектной презентации. Наш выпускник стремится к самореализации, он коммуникабельный, обладающий креативностью мышления, умеющий предъявить свои мысли обществу, миру.

Не случайно образовательная система Гимназии методологически ориентирована на реализацию именно системного подхода, куда входят элементы личностно-ориентированной, деятельностной, компетентностной, дифференциально-диагностической и акмеологической моделей (технологий).

Педагогический коллектив Гимназии №91 стремится создать в школе условия для всестороннего развития личности на уроках и внеурочное время, учителя Гимназии максимально нацелены на развитие умений, навыков, компетентностей всех учащихся. Дело в том, что мы изначально уверены, что каждый ребенок, приходящий к нам - талантлив. Существует утверждение, что "до 5 лет каждый ребенок - гений, до 10 он талантлив" - не стоит продолжать эту мысль, чтобы увидеть в ней парадоксальную роль общения со взрослыми - ведь именно в нём формируется молодой индивидуум. Именно поэтому мы сохраняем веру в талант ребёнка и стараемся обнаружить в гимназическом общении, гимназическом образовании разные грани его таланта, поддержать их, дать им возможность развиться. Наш опыт говорит, что пусть не все, но многие дети отличаются пытливым умом, ищут ответы на вопросы, любознательны, обладают отлично развитой памятью. Часть из них ярче всего реализуется в привычном учебном процессе. Другие - явно тяготеют к реализации в социальной сфере. Поэтому система работы педагогического коллектива Гимназии разворачивается по разным направлениям.

И первое, что хотелось бы отметить в качестве позитивных (социальных) факторов - это наличие в Гимназии традиций. Многие традиции можно назвать отвечающими политике брендинга, реализующейся в управлении образовательным процессом в частности и развитием Гимназии в целом. Для успешности реализации социального направления наша Гимназия активно использует опыт работы классного руководителя. 15 лет в Гимназии существует кафедра освобожденных классных воспитателей, которая осуществляет психолого-педагогическую поддержку учащегося на протяжении школьного пути. Совместно с учителями- предметниками ведется работа по вовлечению в активные формы познавательной деятельности, выявлению способных детей и индивидуальной работы с ними. Психологом школы и воспитателями проводится диагностика склонностей учащихся. Сегодня в деятельности классного руководителя ставка сделана на участие коллективов гимназистов в различных социальных проектах, зачастую грантовых - таким образом наши учащиеся понимают, что и в социальной сфере деятельность, нацеленная на развитие традиций города, поддержание связи поколений, может быть - и является! - востребованной. Так мы достигаем развития потребности креативного поиска, стремления включиться в соревнование по созиданию нового, по развитию полезных общественных практик, - мы достигаем актуализации духовных, высоких морально-этических качеств личностей гимназистов. Дети видят, что умный человек может приложить свои силы в разных сферах и направлениях жизнедеятельности. А сегодняшние требования к образованию как раз и выдвигают установку на формирование условий для приобретения навыков практической жизни, приобретение навыка зарабатывать своим трудом. И мы считаем важным, что не просто этому обучают ребёнка, чей потенциал признан слабым или посредственным, а ребёнок, который нацелен на собственную успешность, на высокий результат своей деятельности, приобретает опыт в социально-ориентированной практике. И всякий раз мы поддерживаем возможность ощутить гордость от того, что сделали это дети сами и имя их - "ломоносовцы". С этого, возможно, простого шага и начинается брендинг. Разработка самими гимназистами геральдики собственного образовательного учреждения (даже слова гимназического гимна написаны нашим учеником!) также способствуют становлению в сознании ребёнка, подростка гордости за свою школу, сознание приобщенности, единства с коллективом не только её учащихся сегодня, но и с огромным коллективом её выпускников. Этот фактор - гордость, поддержание этого чувства - одна из наших внутренних установок, одна из составляющих акмеологической технологии. Социальные игры (у нас создана детская организация "Континент 91"), школьные и классные мероприятия различной тематики, "КВН" - всё направлено на развитие социальной составляющей в поддержке одарённого ребёнка. Тем самым, мы уверены, создаются условия для формирования личности социально-ориентированной, а не просто "высоколобого" интеллектуала, кто с лёгкостью забудет понятия "история", "память", "добро", того, кому не важно будет созидать мир вокруг на законах доброты, взаимопомощи.

Учебная сфера также активно развивается - недаром мы не просто названы Гимназией, но постоянно поддерживаем высокую планку знаний, которые может получить в нашем образовательном учреждении любой ребёнок. Значительный спектр кружков, факультативов, элективных курсов нацелен на создание более широкого, чем позволяют возможности учебного плана, поля для развития познавательных способностей гимназиста. Традиционно используются различные формы внеклассной работы: предметные недели, тематические праздники, но есть и свои традиции. У нас проводится линейка "Лидер", где награждаются не только общественно активные дети, наряду с ними мы отмечаем и тех, чьи успехи находятся в сфере учебной (победители олимпиад, конкурсов). Для поддержания престижности, для эффекта статусности последние 2 года появилась традиция проводить новогодний директорский прием, где на банкет приглашаются дети, достигшие особых успехов в различных областях деятельности, отмеченных различные наградами, учителя, которые помогли им достигнуть этого уровня. За чайным столом, за общей беседой происходит вручение благодарственных писем и памятных подарков.

Сейчас Гимназия принимает участие в проведении эксперимента по профильному обучению в 10-11 классах, где у гимназистов есть возможность определиться в выборе приоритетных предметов и развивать себя в выбранном направлении. Воспитатели старших классов разработали программы профессионального самоопределения учащихся ("Выбирай уверенно") и в системе работают с этой методикой.

Нашу акмеологическую нацеленность на развитие способности гимназиста быть готовым к внешней оценке своих действий, нацеленность при этом на достижение максимального результата поддерживает и более сложная, чем просто отметка, система наблюдения качества работы учащегося. Долгое время воспитатели вели "Индивидуальные карты достижений учащихся", где регулярно собиралась информация об участии школьников в олимпиадах, творческих проектах, спортивных мероприятиях. По мере заполнения мы отметили, что данная форма неполно отражает представления индивидуальной направленности учебных достижений. Количественная оценка была насыщена, но качественного наполнения, точки для развития не просматривалось. Мы обратились к "Рекомендациям по построению различных моделей "портфолио", где нас заинтересовал вариант "Комплексное портфолио" как наиболее интересный для реализации. Был разработан первоначальный собственный, адаптированный под наши условия вариант, который обсуждался зав.кафедрами на Научно-Методическом Совете и был принят именно в данном варианте. Он состоит из портфолио документов, работ и отзывов. На использовании этой технологии я хочу остановиться подробнее.

"Портфолио документов" содержит следующие разделы:

  • Сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
  • Достижения в системе дополнительного образования, довузовской подготовки и иных образовательных учреждениях;
  • Результаты учебной деятельности;
  • Достижения в области спорта;
  • Участие в общественной жизни школы, города;
  • Награды и поощрения (дополнительно);
  • Профильный компонент

В этом пакете помещаются все имеющиеся у школьника документированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности, удостоверения, приказы о присвоении спортивного разряда) Допускается представление копий этих документов. Данный раздел предполагает количественную оценку. Пополняется воспитателями классов и классными руководителями при участии ученика и его родителей. Разделы "Предметные знания по профильным дисциплинам", "Теоретические знания по профильным дисциплинам", "Предметные умения по профильным предметам" будут заполняться учителями, работающими в профильных классах. В данное время этот материал находится в стадии разработки.

Следующий пакет - "Портфолио работ".

Здесь собраны сведения о различных творческих и проектных работах

1. Научно - исследовательская деятельность.

  • учебно-исследовательские работы (диск)
  • публикации

2. Проектная деятельность.

Участие в проектах на разных уровнях. Результаты подкреплены фото и видео материалами.

  • гимназический
  • городской
  • региональный
  • федеральный

3. Творческая деятельность.

Творческие разработки.

  • музыкальные произведения
  • литературные произведения
  • художественное творчество
  • прикладное творчество
  • техническое творчество
  • танцевальное творчество
  • индивидуальные разработки
  • участие в творческих группах

В раздел вкладываются сами работы на разных носителях (бумажные, цифровые), фотографии, видеоматериалы, копии иных печатных материалов. Перечень работ вносится в таблицу "Сведения о творческих, проектных, исследовательских работах учащегося". Запись делается учителем - предметником, руководителем проекта, воспитателем класса, классным руководителем на основании представления педагога, руководителя учреждения, организации.

Завершающий пакет - "Портфолио отзывов"

Он наполняется рецензиями, резюме, отзывами, характеристиками отношения школьника к различным видам предложенной деятельности, заключениями о выполненной работе, рекомендательными письмами. В данный пакет включена рефлексия (или самоанализ) гимназиста своей деятельности и ее результатов, здесь отражается качественная оценка образовательной и творческой деятельности учащегося Гимназии. Эти материалы перечисляются в таблице "Перечень отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем, текстов и заключений"; заполняют этот раздел учителя - предметники, другие рецензенты - научные руководители, воспитатели и классные руководители на основании представления материалов родителями, сами гимназисты.

"Показатель оценивания достижений учащихся" утвержден НМС Гимназии. Определены позиции, уровни, места и баллы. Самый высокий балл - 15, низкий - 1. По олимпиадам и прочим проектам учитываются 3 позиции участия и результата (победитель, призер, участник) и уровни - от школьного до международного. Отдельно разработан раздел "Показатели" в области физкультуры и спорта, с учетом специфики соревнований

Портфолио позволяет:

  • осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развития сферы его интересов на различных ступенях обучения.
  • выявить одаренных учащихся
  • наиболее полно отразить способы и результаты профилизации;
  • отразить образовательный рейтинг ученика;
  • использовать результаты итогового балла по портфолио в 9 классе для поступления в профильный класс;
  • служить дополнением к результатам ЕГЭ, аттестату - при поступлении в ВУЗ, т.к. дает дополнительную информацию об абитуриенте.