Урок по окружающему миру "Что дает Татарстан другим республикам?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания учащихся о природе родной республики, края, её влияние на хозяйственную деятельность человека;
  • раскрыть значимость своей республики среди других;
  • развивать способность детей анализировать, сравнивать, обобщать; содействовать развитию интереса у учащихся к природовед. знаниям о своей республике,
  • способность формированию у детей чувства гордости за свою республику.

Оборудование: индивидуальные карточки, слова-опоры, географическая карта республики Татарстан, картины природы Татарстан.

Ход урока

Снова птицы летят из далека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.

1. Какие весенние приметы вы знаете?

Грач на дворе - весна на горе.

Апрель воду собирает - цветы раскрывает.

Апрель с водой, а май с травой.

Апрель- пора большой воды.

Ранний прилет журавлей - ранняя весна

Первый весенний гром к наступлению тепла

Кукушка стала куковать - морозу больше не бывать

В мае два холода - когда черемуха цветет, когда дуб распускается.

Как в марте зима не злится, а весна покорится

Синичка в марте запела - весеннее тепло ворожит.

2. Загадки о весенних месяцах

Древнерусское название апреля - (березень),

мая - (травень).

3. Пословицы:

"Май леса одевает - лето в гости ожидает".

"Соловей запел - весна пошла на убыль, лето на прибавку".

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие по своей республике. Вы расскажете о природе своей родины, ее богатствах и в заключении путешествия сделаем вывод: что дает Татарстан другим республикам".

- Татарстан расположен на равнине и занимает площадь 67,6 тыс.кв.км. (Показ на карте границ территории республики).

- Столица республики - город Казань.

-Президентом является Минтимер Шарипович Шаймиев. (Портрет)

- Вспомним, какие полезные ископаемые добываются в нашей республике.

4. Cообщения детей

Главным богатством Татарстана является нефть. Нефть- маслянистая жидкость темно-коричневого цвета. Она хорошо горит, дает много тепла. Нефть легче воды, залегает глубоко под землей. Из нее получают бензин, керосин и различные масла.

Попутно с нефтью добывают природный газ. Он бесцветный с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется и хорошо горит. Из газа получают пластмассы, искусственный каучук, полиэтилен.

Наша республика имеет большие запасы торфа. Торф образуется на болотах из вымерших растений, в нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Высушенный торф хорошо горит, он является хорошим удобрением для почв. На заводах из него получают уксус, спирт, технический воск, кокс.

Вода- это жидкость. Совершено чистая вода не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Она прозрачна, текуча, не имеет форму. Вода- растворитель. По территории Татарстана протекают 4 реки - Волга, Кама, Белая, Вятка.

Богат Татарстан подземными минеральными водами. На их базе открыты и работают санатории, в которых больные благодаря целительным свойствам воды избавляются от своих недугов, болезней.

Главное богатство республики - это ее земли. Самые плодородные почвы- это чернозем. Они дают хорошие урожаи. Половину земли республики занимают пахотные земли- поля. На них выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо, гречиху, кукурузу. Из овощей - картофель, лук, морковь, огурцы, капусту, свеклу и др.

Поэтому республика почти полностью обеспечена продуктами растениеводства и создана у нас прочная кормовая база для развития животноводства.

Немалой ценностью Татарстана являются леса, которые в настоящее время занимают 16% площади республики. В северных районах прорастают хвойные леса- ель, пихта, сосна, можжевельник.

Почти по всей территории произрастает дуб, лип, береза, осина. Каждая из этих пород деревьев имеет свою хозяйственную деятельность и ценность. Сосна дает отличный строительный материал, ель идет на изготовку бумаги, дуб на изготовление мебели, паркета, бочек, из березы делают лыжи.

-Но не следует думать, что главное богатство леса - это древесина. Лес - это и животное, и птицы, и добрый друг, берегущий наше здоровье. Вы должны думать и помнить об этом всегда. Неосторожно разожженный костер и сгорит лес. Бездумно срезанная кора с деревьев и гибнет лес. Убитая ради забавы птица, брошенная в реку колючая проволока - все это губительно отражается на природе. Поэтому вы, ребята, должны взять на себя заботу об охране наших лесов, вод и их обитателей.

Народ Татарстана стремится рационально использовать природные богатства своего края, создавая все необходимое для современной жизни человека.

На предприятиях республики выпускают самолеты, вертолеты, машины "КАМАЗ", холодильники "Свияга", газовые плиты "Идель", медицинское оборудование, станки, насосы, автомашины, кинофотопленку "Тасма",часы и многое другое.

5. Игра "Эксперты":

- Обсудите между собой и решите, что нужно оставить, а что отправить в другие республики, затем сделаем вывод.

Карточки:

I группы:

Самолеты, сахар, вертолеты, овощи, масло, мясопродукты, "КАМАЗы", молочные продукты.

II группы:

Каучук, пластмасса, автомобильные шины, полиэтилен, обувь, моющие средства.

III группы:

Холодильник "Свияга", кино -фотопленка, бензин, кирпич, часы, газовые плиты "Идель", стройматериалы.

(Дети выходят к доске и прикрепляют карточки в два столбика: себе и другим).

Эксперты делают выводы.

Группа экспертов:

- Для своей республики мы оставим продукты питания: овощи, масло, мясопродукты и молочные продукты. А вот все другое можно отправить.

Группа:

- Каучук, пластмасса, автомобильные шины, полиэтилен- все это выпускают из нефти и газа. А это добывают у нас в большом количестве, они являются основными природными богатствами. Поэтому их можно отправить другим.

Группа:

- Мы знаем, что в республике идет большое строительство, поэтому большое количество стройматериала и кирпича, бензина нам тоже нужно много, это ведь основное питание машин, а современную жизнь нельзя представить без них. Но кирпича и бензина у нас мало, оставим себе все остальное отдадим.

6. Показ по карте:

В Казани:

-Самолеты, вертолеты.

- Кино- фотопленка

- Лекарства, медицинское оборудование.

- газовые плиты "Адель", меховые изделия.

В Набережных Челнах:

-"КАМАЗ"

В Зеленодольске:

- Холодильники "Свияга"

В Нижнекамске:

- Каучук, пластмасса, автомобильные шины, полиэтилен.

В Чистополе:

-Часы.

В Менделеевске:

-Азотные удобрения.

В Альметьевске:

-Нефть и газ.

В Азнакаеве:

- Нефть и газ.

Все это идет на экспорт в другие республики и страны.

7. Игра "Логические цепочки":

А) Железная руда, нефть, газ, уголь :

(Ученик: "Это полезные ископаемые, но в нашей республике железную руду не добывают, значит, она здесь лишняя")

Б) Автомобильные шины, полиэтилен, Каучук, кино -фотопленка

(Ответ: это продукция, которую выпускают у нас в Нижнекамске, а кино-фотопленку в Казани, значит она лишняя)

В) "Кама", "Лотос", "Тайд", "Аистенок"- это:

(- моющие средства, но "Тайд"- это импортный порошок, он лишний)

Г) Сахар, мясопродукты, молочные продукты, подсолнечное масло:

(- это продукты питания. Лишнее- подсолнечное масло, его привозят)

Д) Удобрения, мыло, свечи, глицерин:

(- продукты химических заводов. Удобрение- лишнее, т.к. его вывозят за пределы республики)

8. Кроссворд "Использование и охрана природы человеком":

По вертикали:

Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве. (Ископаемые)

Кто живет в лесу? (Животное).

Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана).

Вещество, встречающееся не Земле в трех агрегатных состояниях. (Вода).

Верхний слой земли, в котором растут растения. (Почва).

Организмы, встречающиеся во всех природных зонах и которые не могут жить без свата, воды, воздуха. (Растения).

Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменившее ее. (Человек).

Название учебного предмета, изучаемого в школе. (Природоведение).

Итог урока.

- Природа для человека - это источник жизни. Вот поэтому на флаге и гербе Республики Татарстана (показ герба и флага) много места отведено именно ей - природе.

Это зеленый цвет- символ живой и вечно обновляющейся природы; это и национальный орнамент, символизирующий красоту и плодородие своей земли; это и диск солнца, согревающий своими лучами все живое.