Комплексная программа "Содружество" по семейному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

Разделы: Администрирование школы


Введение.

В настоящее время вопросы семьи находятся в центре внимания специалистов многих наук, т.к. общество начинает осознавать, что приоритет в воспитании подрастающего поколения принадлежит семье и необходимо направлять усилия на совершенствование воспитательного потенциала семьи. В условиях экономической нестабильности, часто бытовой неустроенности, постоянных стрессов, возникает закономерный вопрос: в состоянии ли семья выполнять свою воспитательную функцию? Кто семье в этом поможет?

Семья является единственным воспитательным институтом, который потенциально обладает большими возможностями для разностороннего воспитания ребенка, т.к. ребенок впервые и самые важные годы своего формирования находится в непосредственном контакте со своими родителями и все, что закладывается в семье, человек проносит через всю жизнь.

Усугубляет ситуацию и политическая нестабильность нашего государства, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д. На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. На современном этапе развития общества проблемы воспитания заботят каждого здравомыслящего человека. На решение этих проблем должна быть направлена вся деятельность не только системы образования на всех уровнях, но и всех других заинтересованных министерств и ведомств.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданско-патриотического сознания.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В Комплексной Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы семейного и гражданско-патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в ГОУ СОШ № 499 на период с 2008 по 2011 годы.

Комплексная Программа "СОДРУЖЕСТВО" по семейному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ГОУ СОШ № 499 на 2008-2011 годы (далее именуется - Программа) имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов, их родителей и учителей школы.

Комплексная Программа определяет основные направления семейного и гражданско-патриотического воспитания учащихся ГОУ СОШ № 499 г. Москвы.

Актуальность проблемы семейного и гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи.

Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования и государства.

В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий, возникшими между пропагандой "западных ценностей" и необходимостью возрождения авторитета семьи, государства, армии и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.

Необходимо наполнить гражданско-патриотическим содержанием все основные школьные мероприятия, активизировать работу родительской общественности в школьной жизни и каждого родителя в собственной семье.

Работа по основным направлениям системы семейного и гражданско-патриотического воспитания поможет:

  • снизить уровень правонарушений и вредных привычек школьников средствами семейного и гражданско-патриотического воспитания;
  • консолидировать и координировать деятельности школы, семьи, общественности в воспитании детей.
  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • не получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
  • проявляется устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В настоящих условиях становление системы семейного и гражданско-патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия администрации школы, детской организации и родительской общественности, как основу семейного и гражданско-патриотического воспитания школьников.

Основными направлениями развития системы семейного и гражданско-патриотического воспитания школы являются:

Организация учебно-воспитательного процесса

Широкое применение воспитательных технологий - классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ, семинаров, круглых столов, проектной деятельности, бесед, флештренингов, праздников;

Повышение компетентности педагогов и родителей в области семейного и гражданско-патриотического воспитания учащихся;

Информационная и просветительская деятельность в области семейного и гражданско-патриотического воспитания учащихся;

Координация деятельности школьного органа самоуправления "Совет школы" и общешкольного родительского комитета в интересах семейного и гражданско-патриотического воспитания школьников.

Цели:

Целями программы является: воспитание социально адаптированного человека, т. е. человека, приспособленного к требованиям общества и подготовка его к будущей семейной жизни. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека. Содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей. Поддержка развития системы гражданско- патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.

В качестве основных задач выступают:

  • Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса;
  • Совершенствование педагогической культуры родителей;
  • Обогащение родителей знаниями по вопросам воспитания детей в современных условиях;
  • Организация совместной деятельности и общения детей и родителей в ходе реализации программы;
  • Реализация направлений в области государственной семейной политики "Год семьи", "Мы - юные москвичи!"
  • Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
  • Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами семейного и гражданско-патриотического воспитания;
  • разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по семейному и гражданско-патриотическому воспитанию;
  • Разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам семейного воспитания и формирования патриотизма учащихся.
  • Реализация системы программных мероприятий семейной о гражданско- патриотической направленности и оценка их эффективности (анализ, мониторинг и оценка эффективности Программы)
  • Изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей в воспитании детей.
  • Активизировать культурный потенциал семьи в процессе формирования гражданско-патриотического сознания учащихся.

Целевые группы:

  1. Детский и подростковый контингент ГОУ СОШ № 499 г. Москвы (в организованных коллективах школы)
  2. Подростки - группы повышенного риска
  3. Родительская общественность
  4. Ветераны ВОВ и работники тыла
  5. Педагоги и специалисты, работающие с детьми.
  6. Ученический актив Совета школы и школьный музеев.

Концепция деятельности:

Использование комплексного межведомственного подхода к деятельности в семейной и гражданско- патриотической направленности.

Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса.

Основные направления деятельности:

Создание нормативно-правовой базы семейного и гражданско- патриотического воспитания в школе.

Совершенствование деятельности педагогов школы в направлении семейного и гражданско- патриотического воспитания учащихся.

Информационная и просветительская деятельность в области семейного и гражданско- патриотического воспитания школьников.

Координация деятельности школьного органа самоуправления (Совет школы "Содружество") в интересах патриотического воспитания учащихся.

Совместная Проектная деятельность "Семья-ребенок-школа"

Совершенствование педагогической культуры родителей;

Обогащение родителей знаниями по вопросам воспитания детей в современных условиях;

Организация совместной деятельности и общения детей и родителей в ходе реализации программы

Активизировать культурный потенциал семьи в процессе формирования гражданско-патриотического сознания учащихся.

Этапы реализации программы по годам.

2007г.- 2008 годы. Подготовительный этап - определение основных замыслов Программы, ее методологические, нормативные, методические и эмпирические ориентиры; анализ накопленного опыта работы в области семейного и гражданско- патриотического воспитания; изучение документов по реформированию системы семейного и гражданско- патриотического воспитания, анализ потребностей практики в разработке Программы семейного и гражданско- патриотического воспитания; проведение констатирующего психологического эксперимента, первичная обработка и анализ собранного материала.

2008г.- 2010 годы. Основной этап. Реализация программы по планам.

2010г.- 2011 годы. Завершающий этап. Психологическая оценка работы по Программе, динамика и эффективность. Подведение итогов. Анализ деятельности.

Основные этапы и сроки выполнения программы:

Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь-май) и летним отдыхом (июнь-август). В летний период учащиеся принимают участие в работе выездных лагерей по обучению актива школьной общественной организации. Кроме того, цикличность построения Программы означает: во-первых, что основные дела повторяются ежегодно, во-вторых, что каждый возраст, отработав свою программу, в следующем году переходит к решению более сложных вопросов (принцип движения от простого к сложному). 

В Программе на каждый учебный год определяются следующие разделы и этапы их выполнения. 

Информационно-методическая деятельность выполняется в течение учебного года; разработка и издания положений о конкурсах, операциях, соревнованиях и т.п., в соответствии с каждой возрастной группой, разработка, создание и выпуск методических пособий и плакатов, рисунков, рефератов, докладов, издание информационных газет, стенных газет, молний, информационных бюллетеней.

Работа с кадрами (проводится в течение учебного года):

  • проведение педагогических советов, семинаров и сборов, конференций и т.п. 
  • поощрение лучших. 

Организация и проведение массовых мероприятий. Примечание: в приложении представлены планы мероприятий по годам, планы работы школьных музеев в рамках Программы "Содружество", план работы Совета школы.

Литература

  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы".
  2. ОБЖ. Основы безопасности жизни: Ежемесячный информационный и научно-методический журнал.-2001.- № 7. Мазыкина Н. В.
  3. Федеральная программа "Воспитать патриота Отечества". Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов.
  4. Внешкольник: Ежемесячный информационно-методический журнал.-2003.- № 7-8.
  5. Мероприятия по реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы".
  6. Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001.- № 9.- Ст. 862.
  7. Патриотическое воспитание: Официальные документы.
  8. Школьная библиотека: Информационно-методический журнал.-2003.- № 4
  9. Положение о Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ, проектов и методических материалов "Растим патриотов России".
  10. Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. 2003- № 6. Мазыкина Н. В.
  11. "Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности" Н. В. Мазыкина. Внешкольник: Журнал.-2002.- № 5.
  12. Использование интернет ресурсов.

Приложение.