Воспитание сенсорной культуры — основа умственного развития детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Ранний возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для развития сенсорного воспрятия накопления представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Ведущим познавательным процессом детей раннего возраста является восприятие Значение его невозможно переоценить. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. Если этот процесс будет протекать стихийно, он может привести к нежелательным последствиям. Наша задача, научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Психологические исследования показывают, что без целенаправленного воздействия восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития.

В своей работе с детьми от года до двух лет считаем главным:

  • Полное принятие ребёнка таким, каков он есть;
  • Пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша;
  • Тесное сотрудничество с семьёй.

При планировании работы по развитию сенсомоторной деятельности в группе раннего возраста руководствуемся методическими рекомендациями А.А.Венгера «Воспитание сенсорной культуры», Т.С.Комаровой «Первые шаги», В.Сотниковой «Самые маленькие в детском саду», М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной «Наши пальчики играют» с перспективным планированием «Самомассаж. Игры с водой», «Игры с песком и водой» и серией пальчиковых тренингов для детей раннего возраста, Л.А.Венгера, Э.Г. Пилюгиной, З.Н.Максимовой «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» и другие. (Приложение 1)

С помощью педагогической диагностики, рекомендованной К.Л.Печорой, определили уровень развития сенсорных способностей каждого ребёнка и запланировали работу по развитию сенсомоторной деятельности. Обследовано 15 детей (Приложение 1)

Интерпретация следующая:

уровни   дети      %   
высокий 5 33
cредний      8 54
низкий 2 14

            Организация воспитательно-образовательного процесса в группе направлена на:

  • Создание психологически комфортных условий, где каждый ребёнок чувствует себя уютно и радостно;
  • Обеспечение специально организованной среды для игр, отдыха и занятий для полноценного и разностороннего развития малышей.

Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Проведение игр-занятий способствует мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей. (Приложение 2)

Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, мы наблюдаем за их действиями, при необходимости оказываем помощь, создаём ситуацию успеха.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыш различного типа, разноцветные счёты, геометрические фигуры, матрёшки, бочата, мозаика. Игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Например, Матвею Т., Алине Р.. Лике Д. интересно раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Наша задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности. (Приложение 2)

Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики. обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как: «Водичка», «Наливаем-выливаем», «Угощение для друзей» «Домик для черепашки».

Хорошим средством для сенсомоторного развития являются пальчиковые тренинги. В комплексы пальчиковых тренингов включаем активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые тренинги проводим во время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты. Малыши овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет нам активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На заседании родительского клуба «Содружество», мы ознакомили родителей с содержанием и значением необходимости формирования сенсомоторной культуры детей раннего возраста. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях:

  • Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • Формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр.

Родители являются первыми помощниками. В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр с песком и водой, участвовали в оформлении сенсорной юбки: со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками. Малыши с интересом подходят к воспитателю, чтобы завязать шнурок или бантик, расстегнуть молнию, найти в кармане шарик, мелкую игрушку, определить на ощупь, что находится в кармашке. (Приложение 2) Даже такие недоверчивые дети как: Ярослав Г, Софья Р. заинтересовались карманами с молниями и цветными шнурками. Сенсорная юбка способствует созданию тёплых, доверительных отношений с детьми и взрослыми.

Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная совместная деятельность, где родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса. Участвуя в проекте «Умелые ручки», цель которого направлена на создание условий для развития сенсомоторных способностей детей, родители изготовили игры с использованием пуговиц, стимулирующие ручную и пальцевую координацию. (Приложение 1)

Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бардышева Т.Ю., Агаян Г.Г. «Для самых маленьких от 2 до 4 лет» (Серия пальчиковых игр) 2006 г.;
  2. Белая Н. «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста) 2000 г.;
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н. А. «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.» 2000 г.;
  4. Венгер А.А. , Е.Г.Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» 1988 г.;
  5. Густомясова А. «Воспитание социальной компетентности» 2003 г.;
  6. Гордеева Т.В. « Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами» 2004 г.;
  7. Жукова О.«О развитии ручной умелости», Дошкольное воспитание № 8 2008
  8. Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду» 2005 г.

Приложение 3.