Музыкальная культура Древней Руси

Разделы: История и обществознание, Музыка, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить
    "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях
    через различные виды деятельности на уроке.
  • Познакомить учащихся с предметами быта русского народа, расширить
    знания о русском фольклоре.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской культуре и музыке.

Ход урока

Класс оформлен в русском народном стиле: старинная утварь (самовар, чугун, ухват); старинные вещи ручной работы (рубашки, полотенца). Учащиеся входят в класс под русские плясовые наигрыши. Звучит музыкальное приветствие для распевки "Здравствуйте". Учитель по-разному здоровается с детьми, они исполняют разные варианты "Здравствуйте".

Учитель:

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме "Музыка русского народа". Мы отправимся в далекое прошлое нашей Руси и вспомним как жили люди в то время. Напомнят нам об этом вот эти старинные предметы, взятые сегодня на урок из нашего школьного музея.

- Учитель показывает на них, дети называют их.

- Все эти вещи сделаны руками людей. Они и до сих пор не потеряли своей красоты и привлекательности. На Руси было много умельцев, которые своими руками делали все: от домашней утвари и до избы. Давайте исполним песню о русских умельцах "Русская изба" сл. Пляцковского, музыку Птичкина.

- Кроме того, что люди на Руси много и упорно трудились, что же еще интересного происходило в их жизни? (Люди справляли интересные праздники).

- На какие 2 вида делились эти праздники? (на календарные и семейно-бытовые).

Назовите календарные, семейно-бытовые праздники и расскажите, чему они были посвящены.

Какие праздники люди справляют и сейчас? (Масленица, Новый год и святки и.т.д).Какой из этих праздников и поныне широко справляется и сейчас? (Масленица).

Чем запомнился вам праздник "Масленица"? Во время праздников устраивались ярмарки, на которых можно было купить все что угодно: сладости, вещи, живность для дома.

- Представим, что мы с вами попали на ярмарку, Какая бы песня помогла нам создать эту праздничную обстановку? (Песня "Где был, Иванушка"?).

Инсценируется песня "Где был, Иванушка?".

Стихи для девочек-торговок:

Подходи, мальчишки!
Пряники, коврижки.
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!

Платки, гребешки,
Расписные петушки!
Небольшой расход
Подходи, честной народ!

Стою на краю
Чуть не даром отдаю
Курочку за чурочку,
Уточку за дудочку,
А барашка за рубашку.

- Еще что интересного можно было увидеть на русских праздниках? (скоморохов, Петрушек).

- Кто такие скоморохи? Что они должны были уметь?

- Из каких музыкальных произведений мы узнали о скоморохах? (Пляска скоморохов из оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова, балет "Петрушка" И. Стравинского).

- Сегодня на уроке вас ожидает сюрприз.

Выходят музыканты - зазывалы.

1) Ой вы, красны девицы
И добры молодцы! Слушайте и глядите
Да не говорите,
Что слыхом не слыхивали
И видом не видывали.

2) Собирайтесь сюда, гости желанные.
Плясуны и игрецы,
Кукольники и певцы.
Скоморохи и гудошники,
И начнется на нашей ярмарке
Веселое представление.

Музыканты-дети играют на игрушках-свистульках в ансамбле с учителем пьесу "Ах, вы, сени".

- Затем вбегают два Петрушки, делают разные акробатические номера, затем говорят:

Здравствуйте, ребятишки!
Здравствуйте, парнишки!
Славные девчушки, быстроглазые вострушки!
Пожалуйте, подходите,
На петрушку посмотрите.
Теперь я весельчак-
Это знает всяк!
Мы пришли вас позабавить,
С ярмаркой поздравить.
Я немножко посмешу,
Попляшу, повеселю.
Даже фокус покажу.

Звучит музыка из балета "Петрушка" И. Стравинского, Петрушки показывают фокусы, жонглируют. Затем прощаются:

До свидания, детвора,
В класс другой нам пора.
Веселитесь, не скучайте
И нас не забывайте.

- Спасибо Петрушкам, повеселили нас, как- будто мы побывали на настоящем празднике.

- Ребята, под какое произведение Петрушки нам показывали фокусы? (звучала музыка из балета "Петрушка" И. Стравинского)

- Мне бы хотелось узнать, как вы знаете другие музыкальные произведения, которые вы слушали по теме "Музыка Древней Руси". Проведем игру "Угадай мелодию".

Учитель делит учащихся на две команды, звучат фрагменты из произведений композиторов Римского- Корсакова, Стравинского, Щедрина, затем подводят итог, кто больше набрал очков (в самоанализе говорю об диагностико- аналитической деятельности, определении уровня знаний музыкальных произведений).

- Засиделись мы с вами. Пора и поплясать. Ведь на Руси люди любили танцевать, водить хороводы. Сегодня мне в помощь музыканты, из которых мы создали оркестр народных инструментов. А что такое оркестр народных инструментов? Какие инструменты входят в такой оркестр?

Учитель из ребят выбирает музыкантов, они выбирают себе инструменты. Учитель предлагает станцевать танец "Светит месяц". Учитель дает установку музыкантам: 1-ую часть играют трещотки, румбы четвертными, 2-ую часть ложкари восьмыми. Затем учитель дает установку танцующим детям: выполнять движения в соответствии с музыкой, во время танца улыбаться друг другу, чтобы показать доброе и уважительное отношение друг к другу.

Дети и оркестр исполняют танец "Светит месяц".

- Чем же обычно заканчивались праздники на Руси? (Чаепитием).

- В каждом доме на столе стоял медный самовар, который начищали любовно до блеска. Пили чаи с блинами, баранками, пряниками, медом. Даже песни про самовар складывали. Давайте исполним знакомую нам песню "Наш красавец самовар" муз. Е.Птичкина.

Самовар вас угощает
Крепким и душистым чаем
Он бальзам от всех болезней
И напитка нет чудесней!

- Много интересных песен люди складывали на Руси. Даже и пословицы есть о русской песне. Вам было дано домашнее задание найти пословицы о русской песне.

Учащиеся говорят их. Учитель дополняет своими:

  1. "Где песня льется, там легче живется".
  2. "Беседа дорогу коротает, а песня работу".
  3. "Куда запевала, туда и подголоски".
  4. "Какова погудка, такова и пляска".
  5. "Песня - дума народа".

Итог урока:

- Сегодня мы совершили небольшое путешествие в далекое прошлое нашей Руси. Узнали некоторые предметы быта, сами приняли участие на празднике, слушали произведения, в которых изображена жизнь людей в то время.

- Ребята, почему мы сейчас, живя в современной России, изучаем ее прошлое? Для чего это нужно? Недаром есть пословица "Без прошлого у человека не будет настоящего". Я призываю вас изучать и интересоваться прошлым нашей страны, а также знать корни своей семьи (бабушек, дедушек, прадедов) и с благодарностью о них вспоминать. И сейчас в современной России живет много талантливых, умелых людей, которые прославляют свою Родину и делают ее с каждым днем краше. Вот об этом в заключении урока мы споем.

Звучит "Песня о России" муз. Локтева.