Роль семьи в процессе формирования психосоциальной готовности ребенка младшего школьного возраста к обучению в школе

Разделы: Начальная школа


Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их “незрелость”, недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в раннем возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками.

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Результаты исследования в лаборатории подготовки детей к школе (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т.В., 1980; Журова Л.Е., 1978) убедительно показывают, что путем социальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить подготовку к школьному обучению. У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень общей осведомленности, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, умение общаться со сверстниками. Совокупность этих свойств и составляет психосоциальную готовность к школьному обучению.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.

Проблемами диагностирования детей, поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Эльконин и др.

В школе за последнее время произошли серьезные изменения, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в 1 класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Итак, что же такое психосоциальная готовность?

1. Ребенок хорошо понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников. Он может выбрать линию поведения в той или иной ситуации. Ребенок может обратиться за помощью и умеет оказать ее другим людям. Он может быть сдержанным. Способен к планированию и логическим операциям. Может проявить осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и их закономерностях. Ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками, имеет представление о своем облике и здоровье.

2. Ребенок обладает активной деятельностной позицией, развитым воображением, проявляет готовность к спонтанным решениям, любопытен, постоянно задает вопросы взрослым, может прокомментировать процесс и результат своей деятельности.

3. Инициативен в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Может найти себе дело, включиться в разговор, любознателен, изобретателен.

4. Ребенок владеет навыками самообслуживания. Может проявить волевые усилия в ситуации выбора между “можно” и “нельзя”, “хочу” и “должен”. Способен исправить свою ошибку и постараться ее не повторять.

5. Ребенок способен к волевой регуляции поведения. В нем проявляется чувство долга по отношению к другим людям; появляющаяся настойчивость позволяет ему преодолевать трудности и развивать способности для их преодоления.

6. Ребенок знает, как вести себя в экстремальной ситуации, осторожен в незнакомом месте, сдержан с незнакомыми людьми.

7. Ребенок осознает свое место среди окружающих его людей. Может достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.

С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации шестилетнего ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника, взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребенка, научиться понимать и правильно строить свое поведение с детьми.

Социально-психологическая готовность включает в себя умение общаться со взрослыми и сверстниками, вхождение в детское общество, совместные действия с другими людьми, наличие определенного уровня познавательных интересов.

Отношение младших школьников к учению определяется наличием познавательных интересов у ребенка: стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Познавательный интерес является ведущим для младших школьников. Потребность во внешних впечатлениях как основная движущая сила развития психики младшего школьника в начале общения удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему осмыслить новые впечатления, разобраться в них.

Постепенно познавательные потребности младшего школьника претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые свойства личности, мотивы ее поведения, другие – исчезают.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного общения (Н.И. Гуткина, “Психологическая готовность к школе”, М., НПО “Образование”, 1996, 158 с.)

Социальная зрелость характеризуется потребностью ребенка занять новую социальную позицию, а также потребностью общения на новом уровне, предполагающем оценку и одобрение людей. Если ребенок стремится в школу только чтобы занять в обществе новую позицию, позицию школьника, то познавательный интерес выражен у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией.

Основная деятельность младшего школьника - учебная. Она требует от ребенка высокого уровня произвольности, сознательного контроля за своими действиями, умения подчинять их системе правил и требований, задаваемых учителем.

С поступлением ребенка в школу изменяются условия его жизни и деятельности, которые, по данным А.А. Люблинской, выражаются в следующем:

1. Меняется содержание жизни детей. В детском саду весь день был заполнен увлекательной и интересной деятельностью. Содержание же школьной жизни очень однообразно. Ученики должны ежедневно готовиться к урокам, выполнять школьные правила, следить за чистотой тетрадей и учебников, наличием письменных принадлежностей.

2. Совершенно по-новому складываются отношения с учителями. Для ребенка, посещавшего детский сад, воспитательница была самым близким человеком после мамы. Отношения с ней отличались большей свободой, сердечностью, чем с учителем. Нужно время, чтобы между учащимся и педагогом установились деловые и доверительные отношения.

3. Очень резко изменяется и положение самого ребенка. Попав в школу, дети оказались самыми маленькими и потеряли занятую в детском саду позицию. Это усложняет приспособление учеников к новым условиям.

Вместо того, чтобы мыслить самостоятельно, дети в этот период быстро поддаются внушению, не проявляют собственной активности. Их общая скованность отмечается и в общении с коллективом сверстников.

Это объясняется тем, что в новой обстановке дети не могут применить имеющиеся знания и опыт общения, накопленный до школы. На уроках и переменах они тянутся к учителю, или предпочитают сидеть за партами, не проявляя инициативы в играх и общении. Поэтому важнейшая задача учителя - правильно формировать коллективные отношения и общественное мнение в классе, т.к. к концу младшего школьного возраста для учащегося большое значение приобретает мнение товарищей, их отношение, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование социальных мотивов.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Учитель хвалит ученика за успехи и просит класс обратить внимание на правильно и аккуратно выполненное задание или порицает кого-то за невнимательность и ошибки. И в этом, и в другом случае его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища.

Исследования А.В. Киричука показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.

Дети, получившие малое количество выборов и не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.

Таким образом, коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благоприятно, в противоположном случае формирование личности ребенка в коллективе затруднено.

Важным условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему, как к важному, ответственно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают необходимый опыт представления.

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, каково по отношению к нему воспитательное мнение членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Поэтому важно изучить вопрос влияния семьи на формирование психосоциальной готовности ребенка к школьному общению.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело отразится на формировании личности ребенка и осложнит вхождение его в детский коллектив. В младшем школьном возрасте познавательная активность ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Вот где важно родителям помочь своим детям найти важные ориентиры в жизни.

Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы, и самому задавать их взрослым и товарищам.

Ребенок должен также владеть элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены.

Научиться всему этому помогает строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия взрослых. Так что родители младшего дошкольника должны об этом позаботиться. Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослый вносит определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общение с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и поведения.

Для ребенка, который посещает детский сад, регулярные "домашние уроки" не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной. Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его возможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним и взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенка с матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии.

Психосоциальная подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Каковы же условия полноценной психосоциальной подготовки ребенка к учебному труду?

Первое и самое главное - постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания, которые он передает - необходимое условие полноценной подготовки к школе.

Другим условием является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца.

Готовить ребенка к школе в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в психосоциальной подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в оторванности от дошкольного учреждения, детского сада могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети "домашние", не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, доказывает, что это не всегда соответствует действительности.

Важнейшими задачами психосоциальной подготовки ребенка к школе являются:

- формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами, и др.
- формирование отношения детей с окружающими, с целью удовлетворения любознательности ребенка, его потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственность.

Ребенка в семье нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту, правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а не знаниям о предметах быта.

Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень серьезной опасности - превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребенку удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было самому взрослому.

Таким образом видно, что ребенок, воспитывающийся в семье с низким уровнем эмоциональных связей испытывает трудности в общении со сверстниками и общий уровень осведомленности у него ниже, чем у ребенка, воспитывающегося в семье с высоким уровнем эмоциональных связей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети, которые росли и развивались в семье, где тесные эмоциональные связи более психосоциально подготовлены к обучению в школе.

Важность того, что семья играет немаловажную роль в формировании психосоциальной готовности к обучению в школе должен осознать каждый родитель и помочь своему ребенку подготовиться к обучению в школе. Это поможет ребенку самоутвердиться в коллективе сверстников и избежать многих проблем.